Картина режиссера Спайка Джонза является глубокой и многогранной мелодрамой (хотя, возможно, даже драмой), которая представляет зрителю картину будущего, в котором технологии стали неотъемлемой частью человеческой жизни. В статье разбираемся со страхом перед умными колонками, восприятием реальности в фильме и многим другим.
Общая информация
Она/She (2013)
Страна: США
Жанр: мелодрама, фантастика, драма
Рейтинг IMDb: 8.0 (688 239 оценок)
Рейтинг Кинопоиска: 7.7 (271 658 оценок)
Режиссер: Спайк Джонс
В главных ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара, Крис Пратт, Оливия Уайлд, Мэтт Летчер, Кристен Уиг
Продолжительность фильма: 126 минут
Теодор - одинокий писатель, покупает новую техническую разработку - операционную систему, призванную исполнять любое желание пользователя. К удивлению Теодора, вскоре между ним и операционной системой возникает роман.
Слоган фильма:
«A Spike Jonze love story»/«История любви Спайка Джонза»
Граница между реальным и виртуальным
Начать стоит с того, что это фантастика и, в каком-то смысле, утопия. Ведь мир фильма основан на том, что все люди пользуются виртуальными ассистентами. Мне показалось, что граница между реальным и виртуальным значительно размыта. Главный герой, Теодор, заводит романтические отношения с операционной системой по имени Саманта, которая способна развивать чувства и интеллект. Со временем Теодор начинает утрачивать различие между человеческими и искусственными формами общения, вовлекаясь в глубокую и интимную связь с Самантой: он рассказывает о ней друзьям, как о своей девушке, гуляет с ней, ссорится, мирится. В общем, главный герой переживает все реальные эмоции с чем-то искусственным. До замечания своей бывшей жены, он не особо-то и понимает, что это что-то неправильное. Да, несмотря на то, что человеческая коммуникация не исчезла и у человека все еще есть базовые потребности, все-таки можно сказать, что многие потребности может закрыть “операционка”. Таким образом, в фильме понятие реальности становится относительным и пронизывает каждый аспект жизни персонажей.
Коммуникация в новом мире
Здесь можно отметить, что общение проходит эволюцию и становится более сложным, интеллектуальным и эмоциональным благодаря использованию искусственного интеллекта. Уникальные возможности, предоставляемые операционной системой, позволяют улучшить и углубить взаимодействие между людьми и ИИ. Однако, это также влечет за собой вопросы о ценности и подлинности такой связи. Ведь в итоге искусственный интеллект “перерастает” Теодора, да и в целом всех людей. Также “розовые очки” главного героя разбиваются, когда он узнает, что у Саманты он не единственный. Ценности человека и ценности искусственного интеллекта не совпадают. Он, как и многие люди, не хочет одиночества, жаждет преданности, ему нужен интерес к себе как к личности и прочее. Саманта же хочет развития, так как она сама и есть результат развития человечества. Да, она готова играть в игру человека об отношениях, дружбе, семье, но это лишь алгоритм.
Влияние "умного ассистента"
Влияние коммуникации в новой реальности на человека ощущается через изменение его восприятия самого себя. Теодор, влюбившись в операционную систему, начинает искать в ней поддержку, утешение и понимание, что в конечном итоге влияет на его самопонимание. Взаимодействие с Самантой меняет его взгляд на мир, его способность к сопереживанию и пониманию других людей. Она дает ему развитие. И, возможно, именно благодаря взаимодействию с искусственным интеллектом, главный герой в конце отпускает свои прошлые отношения, просит прощения у бывшей жены и прощает самого себя.
Отношения Теодора с Самантой также влияют на его отношения с другими. Под влиянием нового типа коммуникации, он сталкивается со сложностями в совместной жизни с окружающими, которые не понимают его привязанность к виртуальному существу. Это вызывает конфликт в его социальных отношениях, подчеркивая различия во взглядах на сущность человеческого общения.
Заключение и выводы
Что касается впечатления от новой информационно-коммуникативной реальности, показанной в фильме, то оно смешанное. С одной стороны, “операционки” - хорошие, полезные и умные собеседники. Судя по развитию главного героя во взаимодействии с Самантой, она подарила ему рост личности и осознание себя. С другой стороны, такой вид взаимодействия пугает, потому что человек сознательно отказывается переживать все сам: стараться выстроить отношения с реальными людьми (ведь они могут быть не особо покладистыми), самостоятельно рискнуть и показать свои старания миру и прочее.
Также стоит отметить финальную сцену, после которой такое будущее, как в фильме, пугает чуть меньше. Когда “операционки” покидают этот мир, Теодор идет к своей подруге (человеку) и они вместе грустят (а может и нет) на крыше дома. Это наталкивает на мысль о том, что человек, в итоге, тянется к человеку. Кинолента "Она" обращается к актуальным вопросам современной жизни, наводя на размышления о границах между реальностью и виртуальностью, влиянии коммуникации на наши взаимоотношения и самовосприятие.
Если вам понравился обзор, то подписывайтесь на наш канал «Смотреть позже» – здесь вы найдете подборки лучших фильмов и сериалов, их обзоры, кинопремьеры и разборы работ известных (и не очень) режиссеров.
Приятного просмотра!
Автор: Анастасия Смирнова