В статье Из каких профессий приходят в писательство я рассказала о том, с каким образованием приходили люди в писательство в разные времена, кем работали в начале жизни. Проследила, как отражается прошлый опыт людей, пишущих книги, на жанрах и темах их произведений. А сегодня предлагаю посмотреть на ситуацию под другим углом. Что, вообще, заставляет людей, имеющих дипломы и надежные специальности браться за перо, перемещаться в литературу?
Как относиться к людям, часто меняющим место работы?
Раздвинем рамки темы, посмотрим психологическое устройство людей, часто меняющих место работы. Порой эти люди вызывают настороженность у окружающих. В советское время таких людей даже уничижительно называли «летуны». Хотя запрета на увольнение по собственному желанию и смены места работы не было, но наличие трудовой книжки со множеством штампов о приеме и увольнении с работы становилось фактором, отягчающим трудовую биографию летуна. Притом, изначально им приписывались мотивы довольно низменные: считалось, что летун гонится за длинным рублем, ищет, где ему будут платить больше за ту же работу. Ведь работник он, дескать, так себе: ничем не лучше остальных.
В нашем веке ушло и слово «летун», и отношение к людям, активно меняющим места работы, радикально изменилось. (Поэтому я не стала брать для иллюстрации фотку работяги-летуна из старого «Крокодила», а выставила симпатичную белочку). Теперь и молодежь, и люди средних лет уже не боятся сменить работу, взять на себя новые обязательства, освоить дополнительные скилы. И заработок – не единственный мотив, подталкивающий людей в неизвестность, на переход в новый коллектив.
Эрудиты и мастера мастера-на все руки
Но присмотримся внимательнее к людям, часто меняющим работу. Есть у них и положительные качества. И главные из них:
– бесстрашие, готовность осваивать новое;
– большое количество знаний-умений-скиллов.
Если это человек имеет знания в разных высоких сферах, его назовут эрудит, а если мастеровитый, то уважительно отзовутся, как о «мастере на все руки».
Так что совсем не случайно и прежде, и сейчас человек, сменивший «сто мест» работы, в итоге находил и «сто первое».
Итак примем, как данность, что есть люди, которые хотят знать много о чем-либо одном, а есть другие, кто готовы ограничить свои знания о предмете, хотя желают узнавать все о новых дисциплинах! Эти другие, желающие узнать обо всем, обладают достаточной гибкостью, способны менять род деятельности. И все новое они изучает и с удовольствием, и достаточно эффективно.
Мультипотенциалы внутри одной профессии
Предлагаю внимательнее присмотреться к людям, имеющий широкий спектр скиллов. Хотя некоторые не любят иностранные термины, но слово скилл весьма удобно как понятие, потому что является собирательным понятием. Скиллы включает в себя как знания, умения, навыки, так и общие деловые характеристики работника: умение планировать, быть пунктуальным, договариваться с коллегами (твердые и мягкие скиллы).
И что же отличает такого работника от себе подобных в коллективе? Прежде всего тот факт, что такой человек редко становится лидером в чем-либо. Имея много знаний и навыков, он всегда остается «вторым» в каждой узкой специализации, притом, он и не претендует на чемпионские лавры.
Вспоминая свою биографию во времена до писательства, тоже вижу себя таким мультипотенциалом в коллективе. После технического вуза я занималась исследованиями: вначале с помощью формул исследовала волновые поля, распознавание образов, позже проводила эксперименты на аппаратуре. Но была всегда тем «вторым» в группе, о котором написала выше. Так, первым в научных исследованиях в нашей лаборатории был доктор наук! Позже, работая на аппаратуре, я освоила все индикаторы и кнопки, но починить бы прибор в случае неполадок не смогла – на то у нас был мастер-механик.
Более того, когда в лаборатории стали внедряться компьютеры, я вдохновенно стала осваивать и программирование. В итоге я предстала как швец и жнец, и на дуде игрец )). А наш чемпион, ученый-исследователь, совсем не мог программировать и даже не был "пользователем компьютера". И чемпион-айтишник - системный программист - был незнаком с теорией волн.
Примеры междисциплинарных схем
И всё же мультипотенциалы могут добиваться высоких позиций на службе и получать удовлетворение от своей деятельности. Существуют множество профессий, выставляющих требования разнообразия к специалистам. В основном, это профессии, конечный результат в которых многомерен, однако от специалиста востребовано активное развитие обоих полушарий мозга! К ним можно отнести:
– исследования в сфере искусственного интеллекта, где требуются знания математики, информатики, психологии, создания изображений:
– дизайн во всем его разнообразии;
– кинопроизводство;
– образование (на высоком его уровне);
– маркетинг и планирование городов;
– психотерапия и консультирование;
– издательское дело и писательство.
Рассмотрим подробнее две нижних в списке сферы.
Психология как пространство для мультипотенциалов
Мне в своем стремлении приобретать новые навыки в 90-е открылась наконец возможность - радикально сменить профессию. Не стану описывать все варианты профессий, которые я примеряла к себе, включая и журналистику, но остановлюсь на психологии. В середине 90-х я получила дополнительное образование, выучилась на практического психолога, и стала проводить частную терапию (одновременно сотрудничая и с психологическими журналами и газетами). Я была примерно в возрасте женщины-психолога, что на картинке.
Вот где раскрывается широкий простор для получения и обмена новой информацией. Здесь меняется в каждой терапии и субъект (человек, пришедший решать свою проблему), и объект – способ или психотерапевтическое направление, используемое для работы. Думаю, что психология, как профессия, очень подходит для таких мультипотенциалов, как я.
Это очень «моя» профессия. Если бы я сейчас оканчивала школу, то поступала бы только в университет на психолога! Но в моей реальной биографии с психологией мне пришлось притормозить, ведь на рубеже 2000 еще не было широкого внедрения интернета, искать клиентов немолодому психологу-одиночке было трудно. Так и получилось, что, написав первую книгу по досуговой-просветительской психологии, я окончательно и бесповоротно переместилась в писательство!
Выгоды мультипотенциалов в процессе перемен деятельности
На тему мультипотенциалов я наткнулась в интернете случайно, узнала себя и стала раскапывать дальше.
Современные психологи нашли ответ на вопрос, что подталкивает иных людей к смещению сферы своей деятельности. Оказалось, что начало любой деятельности одновременно с неуверенностью вызывает и гормональный подъем, всплеск энергии. И на таком подъеме люди добивается приличных результатов в каждом очередном новом деле. Если мультипотенциалу повезет, и в рабочем коллективе оценят его разнообразные скиллы, то присутствие такого человека среди узких специалистов поднимет общий уровень продуктивности подразделения, укрепит производственные взаимоотношения между коллегами. Таким образом, едва заметное несовершенство результата в отдельной сфере, нахождение всего лишь рядом с вершиной, дает широту и глубину обзора, недоступные находящемуся на вершине.
Если на работе нет возможности реализоваться такому «многостаночнику», то он часто меняет хобби или свои увлечения. Но если таким увлечением окажется писательство, то мультипотенциал может надолго увязнуть в нем или остаться навсегда. Так со мной и произошло. Почему же так происходит?
Этот вопрос исследовала канадский психолог Эмили Вапник в книге «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать».
На своем опыте я убедилась, что писательство по количеству переменных составляющих, присутствующих этому занятию, превосходит даже работу психолога. Психолог с годами может попасть в пучину привычных приемов и направлений работы, но у писателя, у настоящего писателя, каждая книга – это новая жизнь!
Все ли писатели мультипотенциалы?
Относительно себя я давно пришла к выводу, что и в писательстве проявляю себя как мультипотенциал. У меня выходили книги по психологии, романы разного жанра (о любви, о ролевых играх, о современных психологах, о студийцах-литераторах и даже про виртуальную реальность), рассказы, мемуары и воспоминания-автофикшн (то есть реальность, разбавленная вымыслом), а также писательское пособие. Взгляните только на галерею обложек моих книг (листать галерею)!
Но даже, если не раскидываться так по жанрам, писатели, казалось бы, все равно оказываются мультипотенциалами, поскольку и внутри одного направления шарахаются из стороны в сторону. Взять романистов: что ни роман, то новые герои в нем, новые сообщества, места, где происходит действие. И авторы ныряют вслед за своими персонажами в новую жизнь, со всеми плюсами этого процесса: получают дофамин и прочие приятные гормоны. А уж когда напишут и издадут книгу, то порой имеют вполне законный способ радоваться жизни.
Встречала и совет, предлагающий «средненькому» писателю – если этот писатель еще и рисует – блеснуть в графическом романе. Но какой же писатель признает себя «средненьким» 😊?
И все же есть писатели – чаще в области просветительской литературы – которые плывут строго в одном направлении по своей писательской реке. Например, пишут биографии деятелей одной исторической эпохи; раскрывают схожие психологические приемы для повышения качества жизни читателей; и даже в каком-либо фантастическом жанре осваиваются в одном поджанре, к примеру, в кибер-панке.
Как и в целом, в любой другой профессиональной жизни, писатели одной темы или жанра добиваются большей успешности и большей известности в своей писательской карьере.
Интересно бы услышать друзья, как вы относитесь к писателям-мультипотенциалам и к писателям строго одного направления. А если сами пишете, то, как широко (по жанрам и темам) хотели бы себя попробовать?
Примечание. Сейчас терминология в этой сфере - широты специализаций - еще не вполне устоялась. Наряду с понятием «мультипотенциалы» бытует и понятие «сканеры» (и антиподы их – дайверы, то есть люди развивающие не в ширину, а в глубину).
Другие статьи на тему писательских профессий и перехода в писательство