Найти в Дзене
Дама в саду

Борщевик как источник красоты

Я уже писала о том, как обычная капуста вдохновила французских мастеров фарфора на создание сервиза. А недавно на выставке французского стекла мне встретился ещё более неожиданный растительный мотив декора. Выставка называется "Источник красоты" и посвящена работам стеклоделов Лотарингии эпохи ар нуво. Для любителя цветочков - эта выставка настоящий подарок. Так как создатели экспонатов воплощали в стекле образы прекрасной природы и садов своего региона. А один из главных героев выставки Эмиль Галле серьёзно увлекался ботаникой.  Так вот, гуляя по выставке, я заметила знакомые зонтики на двух вазах необычного карамельно-медового цвета. Этикетка подтвердила, что в цветном рельефе изображён ядовитый сорняк. В каталоге к выставке указано, что это не наш борщевик Сосновского, а завезённый в Европу с Кавказа борщевик Мантегацци. С этим негодяем в Европе сейчас борются так же, как и у нас. Но в 19 веке борщевик был очень популярен у европейских садоводов. Ещё один экспонат, небольшой ф

Я уже писала о том, как обычная капуста вдохновила французских мастеров фарфора на создание сервиза. А недавно на выставке французского стекла мне встретился ещё более неожиданный растительный мотив декора.

Выставка называется "Источник красоты" и посвящена работам стеклоделов Лотарингии эпохи ар нуво.

Для любителя цветочков - эта выставка настоящий подарок. Так как создатели экспонатов воплощали в стекле образы прекрасной природы и садов своего региона. А один из главных героев выставки Эмиль Галле серьёзно увлекался ботаникой. 

Так вот, гуляя по выставке, я заметила знакомые зонтики на двух вазах необычного карамельно-медового цвета.

Этикетка подтвердила, что в цветном рельефе изображён ядовитый сорняк.

В каталоге к выставке указано, что это не наш борщевик Сосновского, а завезённый в Европу с Кавказа борщевик Мантегацци. С этим негодяем в Европе сейчас борются так же, как и у нас. Но в 19 веке борщевик был очень популярен у европейских садоводов.

Ваза с изображением борщевика. Мануфактура Эмиля Галле, нач. 20 в. Государственный Эрмитаж.
Ваза с изображением борщевика. Мануфактура Эмиля Галле, нач. 20 в. Государственный Эрмитаж.

Ещё один экспонат, небольшой флакончик для нюхательной соли, привлек внимание загадочными переливами от розового до пурпурного.

Амиачную соль в 18-19 веках использовали при обмороках, в которые дамы часто падали из-за тугого корсета или "излишней чувствительности".

Флакон с изображением чертополоха. Фирма братьев Дом, 1980-е гг. Собрание Ю. А. Борисова.
Флакон с изображением чертополоха. Фирма братьев Дом, 1980-е гг. Собрание Ю. А. Борисова.

На матовом, будто покрытым инеем, стекле флакона золотом сияют стилизованные стебли чертополоха. Во Франции чертополох и все колючие растения называют красивым словом "шардон" (chardon) и считают символом стойкости и мужества.

Шардон был изображён на гербе города Нанси, где создавались произведения, представленные на выставке. Этот город Лотарингии являлся одним из главных центров стеклоделия в 19 - начале 20 вв.

Другая необычная ваза исполнена в очень сложной технике многослойного стекла, травления и гравировки.

Ваза с изображением герани. Фирма "Бургун, Дверей и Ко", кон. 19 в. Собрание Ю. А. Борисова.
Ваза с изображением герани. Фирма "Бургун, Дверей и Ко", кон. 19 в. Собрание Ю. А. Борисова.

В каталоге указано, что здесь изображена настоящая герань, а не пеларгония. Лично я узнала только благодаря выставке, что пеларгонию называют геранью по ошибке, так как она относится к семейству Гераниевых, но на самом деле является растением другого рода.

Герань сегодня очень востребована в садах природного стиля как почвопокровный многолетник, цветущий всё лето, особенно гибриды герани гималайской.

Мастера Лотарингии много экспериментировали с цветным стеклом. На фоне множества ярких многоцветных изделий выделяется почти прозрачная ваза золотистого оттенка с нежными цветами дицентры великолепной и надписью на французском: "У меня была сотня причин любить".

За форму бутонов дицентру так же называют "разбитое сердце". А во Франции встречается ещё одно название - сердце Жанетты. По легенде юная Жанетта влюбилась в охотника, но он женился на другой. Сердце девушки разбилось и превратилось в цветок.
Дальше можно полистать ещё несколько фотографий экспонатов выставки. Так же советую посмотреть небольшое видео с рассказом куратора на страничке Эрмитажа:
https://m.vk.com/video-67940544_456242591

В последнем зале выставки посетителей провожают бабочка, кузнечик и хамелион. Эти милые существа напоминают об изменчивости и быстротечности жизни человека и природы. Так же, как и стекло, которое в искусстве часто служило символом хрупкости и кратковременности. Но в то ж время природа на этом прекрасном стекле будто превратилась в сказочный сон о прошедшем лете и замерла в ожидании новой весны.