ПОЧЕМУ НАМ ТАК НУЖНЫ НАШИ СОБАКИ — И НАОБОРОТ
Markham Heid
Когда собаки и люди впервые объединились, около 16 тысяч лет назад или больше, никто не знал, что это станет началом одного из самых успешных межвидовых партнерств в истории. Сегодня только в США насчитывается около 80 миллионов собак, и примерно в 44% американских домах есть по крайней мере одна из них.
«Существуют некоторые теории, что одомашнивание собак — это то, что отличает современных людей от неандертальцев, что они сделали нас более эффективными и действенными охотниками и помогли нам выжить, в то время как неандертальцы вымерли», — говорит Джессика Пирс, биоэтик и автор книги «Run, Spot, Run: The Ethics of Keeping Pets». Она говорит, что ранние собаки, возможно, помогали охотникам-собирателям выслеживать и ловить животных для еды. Они также могли помогать нам защищать нашу крупную добычу от падальщиков.
Пирс быстро добавляет, что все это спекуляции. «Но я думаю, что эти теории говорят о тесной коэволюции людей и собак и об особых отношениях, которые у нас есть», — говорит она. Некоторые животные — коровы и лошади — были одомашнены для еды или труда, а другие (кошки) стали нашими близкими товарищами, но двойная роль собаки как лучшего друга и рабочего партнера уникальна.
«Если вы дадите одомашненным собакам выбор быть с другими собаками — даже с братом или сестрой — или с человеком, они почти всегда выберут человека», — говорит Пирс. Это подчеркивает, насколько некоторые собаки зависят от нашего общения. И есть множество доказательств, позволяющих предположить, что эта зависимость двусторонняя. Выберите любую группу людей, которые обычно борются с депрессией, тревожностью или другими расстройствами настроения, и, вероятно, есть исследования, показывающие, что времяпрепровождение с собаками может улучшить их психологическое здоровье.
Например, одно южноафриканское исследование пожилых людей из домов престарелых показало, что 30 минут в неделю, проведенных с собакой-компаньоном, снизили уровень тревожности на 24%, а депрессии — на 40%. Другие исследования выявили столь же впечатляющие улучшения настроения среди тревожных студентов колледжей и онкологических больных, а также людей, госпитализированных с тяжелой депрессией.
Некоторые из самых надежных исследований, подтверждающих преимущества владения собакой, касаются ветеранов войны, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством. Исследование Университета Пердью, проведенное в 2018 году, показало, что ветераны, у которых были служебные собаки, испытывали значительно меньше симптомов ПТСР, чем ветерары, у которых не было собак. Авторы исследования также обнаружили, что ветераны, у которых были собаки, также испытывали снижение тревожности и депрессии и были более склонны покидать свои дома и взаимодействовать с обществом.
Как может общение с собакой давать столько преимуществ? Ответ может заключаться в том, какое влияние собаки оказывают на людей на нейрохимическом уровне.
ГЛУБОКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
Некоторые исследования химии наших отношений с собаками основаны на большом количестве доказательств, показывающих, что владельцы собак имеют меньший риск сердечно-сосудистых заболеваний и смертности, чем другие люди. Для объяснения этого феномена было предложено несколько механизмов. Одно недавнее исследование в Швеции показало, что владельцы лабрадоров-ретриверов, которые потратили всего три минуты на ласки и игры со своими собаками, испытали значительное повышение уровня нейрохимического вещества под названием окситоцин в крови. Окситоцин называют «гормоном любви», потому что его уровень, как правило, повышается, когда люди занимаются деятельностью, связывающей их — будь то общение с друзьями или кормление грудью молодой матери. Простой взгляд на ребенка может иметь аналогичный химический эффект.
«Когда матери устанавливают зрительный контакт со своими детьми, происходит выброс окситоцина, который способствует установлению социальных связей», — говорит Лори Сантос, профессор психологии Йельского университета и директор Центра когнитивных способностей собак Йельского университета. «Исследование показывает, что собаки смотрят или взаимодействуют с нами способами, которые используют эту систему окситоцина до такой степени, что мы думаем о них как о детях или членах наших семей».
Одно исследование 2014 года в Трудах Национальной академии наук (PNAS) использовало другой подход, изучая реакцию окситоцина у самих собак. Исследование пришло к выводу, что повышение уровня окситоцина побуждает собак привязываться к людям так же, как и к другим собакам. Связанное исследование показало, что после того, как собаки провели всего три минуты, играя и получая ласку от своих хозяев, их уровень окситоцина подскочил на 50%.
Если вы сомневаетесь, что все это делает межвидовую связь чем-то схожим с семейной связью, подумайте о том, как люди реагируют, когда их собаки находятся в опасности. «Во время урагана Катрина многие люди не выходили из дома, потому что спасатели не эвакуировали их питомцев», — говорит Брайан Хэйр, профессор эволюционной антропологии и директор Центра когнитивных исследований собак в Университете Дьюка. В свете того, что люди рисковали жизнью, чтобы оставаться со своими собаками, спасателям пришлось изменить свою политику, чтобы обеспечить эвакуацию животных. «Так что да, я бы сказал, что это особые отношения», — говорит Хэйр.
Повышение уровня окситоцина — не единственный химический сдвиг, который исследователи связывают с взаимодействием человека и собаки. Та же исследовательская группа из Швеции обнаружила, что частота сердечных сокращений у владельцев собак замедлялась, а уровень гормонов стресса значительно снижался после коротких периодов игры с собаками. Через час после взаимодействия со своими питомцами уровень кортизола — главного гормона, связанного со стрессом и тревогой — у участников исследования упал в среднем на 22%. Учитывая множество болезней и состояний, связанных со стрессом — от депрессии и диабета до болезней сердца — нетрудно понять, как общение с собакой может принести большую пользу здоровью.
Хотя заболевания, связанные со стрессом, у собак изучены не так подробно, как у людей, вполне вероятно, что наши собаки получают те же преимущества для здоровья, находясь рядом с нами. По крайней мере, они, безусловно, ставят себя в положение, в котором они могут это получить. «Главное, чего хотят собаки в жизни, — это просто быть со своими людьми», — говорит Пирс. Отчасти именно эта их преданность так нам нравится, но для собак есть и обратная сторона столь глубокой потребности в человеческом взаимодействии.
СОБАКИ БЕЗ ЛЮДЕЙ
«Собаки испытывают стресс, когда их разлучают с нами», — говорит Пирс. «У некоторых из них возникают серьезные проблемы с тревогой разлуки, когда они просто не могут существовать, когда остаются одни».
Иногда эта тревога может проявляться в плохом поведении, включая жевание мебели, почти непрерывный лай или использование ковра в гостиной в качестве туалета. Человек, который не считывает эти сигналы, не обращает внимания. Однако стоит приложить усилия, чтобы понять свою собаку, потому что облегчить тревогу разлуки у собак может быть относительно просто. «Я думаю, что стимуляция [собаки] перед тем, как оставить ее одну, может помочь, как и пробежка или прогулка в парке», — говорит Пирс. «Но если вы оставляете свою собаку одну на восемь или десять часов в день, с моей точки зрения, это количество времени, которое некоторые собаки считают невыносимым».
Нет четкого ответа на вопрос, как долго собака может выдерживать изоляцию, и это количество будет разным для каждой собаки. Но дольше четырех часов, вероятно, слишком много, особенно если это происходит регулярно. Пирс признает, что многие собаки были бы в гораздо худшем положении, если бы люди вообще не брали их к себе домой. Но это не меняет того, что чувствует собака, когда ее оставляют одну. «Я думаю, мы можем провести параллели между человеческой изоляцией и тревожными расстройствами и тем, что чувствуют собаки», — говорит Пирс.
В то же время, чрезмерная стимуляция может также повлиять на эмоциональное здоровье собаки. «С другой стороны, собаки могут чувствовать себя задыхающимися из-за нас», — говорит она. «В любом доме — и особенно в доме с детьми — собакам нужна безопасная зона или тихое место, куда они могут пойти, если им нужно расслабиться и не взаимодействовать ни с кем».
Даже когда члены семьи уважают потребность собаки в отдыхе, сама обстановка дома может представлять проблему. У собак отличный слух и обоняние, поэтому звуки и запахи в доме, которые люди считают безобидными — громкий телевизор, посудомоечная машина, ароматическая свеча — могут подавлять чувства собаки и приводить к стрессу. Человеческий разговор, который служит своего рода постоянным саундтреком везде, где собираются люди, может быть своего рода стрессором. Мы можем считать его интересным, потому что понимаем его. Но для собаки он может иметь не больше смысла, чем ее лай, рычание и визг для нас.
Сантос говорит, что процент собак, которые испытывают такой уровень тревожности, который потребовал бы лечения в случае человека, может достигать 40%. «Это шокирующе много, но когда вы думаете о том, как много им приходится работать, чтобы адаптироваться к человеческой среде, вы понимаете, что для них существует много сложных вещей», — говорит она.
Часть нашего мнимого понимания разума и настроения собаки всегда будет отчасти догадками, хотя бы потому, что невозможно спросить собаку, как она себя чувствует. Однако Марк Бекофф, почетный профессор экологии и эволюционной биологии в Университете Колорадо и автор книги Canine Confidential: Why Dogs Do What They Do, считает, что собаки, как и люди, могут впадать в депрессию и что диагностировать это проще, чем мы думаем: собака в депрессии очень похожа на человека в депрессии.
«Вы можете заметить изменения в поведении», — говорит он. «Собака, которая была действительно веселой и игривой и много бегала, может вести себя иначе». Сон намного больше обычного и отсутствие энтузиазма по поводу походов в парк или на пешеходную тропу также являются потенциальными признаками депрессии.
Лечение этого состояния может принимать различные формы, хотя ни одна из них не дает никаких гарантий успеха. Ветеринары все чаще прописывают собакам антидепрессанты, такие как Прозак. Однако эти препараты по-разному воздействуют на людей — вид, для которого они были разработаны, — и вряд ли они будут более эффективны для собак.
Приводить в дом вторую собаку, чтобы составить компанию загрустившей первой собаке, тоже ненадежная стратегия. «Я попала в эту ловушку, когда думала, что если у меня будет две собаки, они не будут одиноки», — говорит Пирс. «Я думаю, что компания может быть полезна, но еще одна собака не заменит человека». Кроме того, некоторые собаки просто не ладят друг с другом. «Как и люди, бывают ситуации, когда две собаки не очень любят друг друга», — говорит она. «Они будут терпеть друг друга, но представьте, что кто-то выбирает вам друзей и заставляет вас проводить с ними 24 часа в сутки».
КОГДА СОБАКИ И ЛЮДИ НЕ СХОДЯТСЯ
Насколько бы сильна ни была связь между собакой и человеком, мы иногда можем ее переоценивать. Истории о героических собаках, которые спасают своих людей от опасности или, по крайней мере, вызывают помощь, не всегда выдерживают проверку в лабораторных условиях. В исследованиях, в которых хозяева симулируют сердечный приступ или кажутся зажатыми под книжной полкой, которая является просто реквизитом, собаки обычно обнюхивают их или садятся рядом с ними, но они редко делают больше.
Эти результаты, по общему признанию, несовершенны, потому что собаки могут чувствовать адреналин или другие химические индикаторы человека в беде, и при их отсутствии они могут предположить — в этих случаях правильно — что все хорошо. Однако в других отношениях отношения между собакой и человеком требуют усилий для поддержания и часто могут пойти наперекосяк. Недопонимание — обычное дело и может привести к тому, что владельцы собак будут чувствовать себя обиженными, разочарованными или откровенно злыми на своих питомцев.
«Это не то, о чем много говорят, но наши собаки способны действительно раздражать нас, и с ними не всегда легко жить», — говорит Пирс. «У меня две собаки, и младшая не всегда ласкова со старшей».
Непослушная собака вызывает у людей множество противоречивых чувств. Мы — главные фигуры в семье, и так же, как мы должны поддерживать порядок среди наших детей, мы должны поддерживать его среди наших питомцев. Наша реакция на анархию, которая иногда все же разворачивается, может быть в равной степени гневом и самоупреком. «Часто люди винят себя и думают что-то вроде: «Это просто животное — оно ничего не может с собой поделать», — говорит Пирс. «Вам нужно посмотреть на свое собственное поведение и на то, как вы общаетесь [со своей собакой], но я думаю, что также хорошо признать, что собаки могут вызывать негативные эмоции».
Меган Херрон — исследователь собак и доцент Колледжа ветеринарной медицины Университета штата Огайо. Она говорит, что агрессия — это поведенческая проблема № 1, которой она занимается. Во многих случаях, как показывают ее исследования, эта агрессия вызвана собственным конфронтационным или агрессивным поведением владельца — ударами или тряской собаки, рычанием на нее, «альфа-переворотом» собаки на бок или на спину.
«Собаки проявляют агрессию, потому что чувствуют страх или угрозу», — говорит она. «Если вы угрожаете собаке или практикуете методы, основанные на наказании, некоторые собаки в результате сорвутся или будут вести себя агрессивно». Она отвергает «теорию доминирования» в дрессировке собак, увековеченную в популярных СМИ, которая утверждает, что физическая или словесная агрессия — это способ исправить плохое поведение собаки.
«Некоторые владельцы говорят мне, что считали, что им нужно продемонстрировать свое доминирование или позицию вожака по отношению к своей собаке, но доминирование — это нечто, происходящее между собакой и собакой», — говорит она. «Когда люди ведут себя агрессивно, собаки просто видят угрозу».
Некоторые собаки не из тех, кто кусается или набрасывается, и поэтому они эффективно закрываются в ответ на агрессивные методы дрессировки. Хотя они могут вести себя хорошо, они недовольны. Другие собаки могут никогда не вести себя агрессивно по отношению к властному хозяину, но их подверженность агрессии и дрессировке, основанной на страхе, может заставить их укусить или рычать на незнакомцев.
Мягкий подход к дисциплине собак, который пропагандирует Херрон, имеет много других сторонников. «Мы знаем, что и в случае с собаками (как и с детьми) дрессировка, основанная на страхе и наказании, не работает — хотя на протяжении столетий все было именно так», — говорит Стэнли Корен, почетный профессор психологии в Университете Британской Колумбии и автор более дюжины книг о собаках. «Некоторые собаки будут мириться с этим и будут вести себя хорошо, когда вы достаточно близко, чтобы физически контролировать или наказывать их, но они будут вести себя агрессивно, когда вас нет рядом».
Так как же люди могут исправить плохие привычки собак? И Корен, и Херрон говорят, что дрессировка на основе положительного подкрепления — предложение собаке лакомств или ласки, когда она ведет себя хорошо или делает то, что должна — с большей вероятностью исправит поведение собаки и с меньшей вероятностью вызовет агрессию, чем методы конфронтационной дрессировки.
«Сегодня, когда ребенок плохо себя ведет, мы не берем палку и не бьем его», — говорит Корен. И мы не должны применять подобные методы, когда дело касается наших собак.
КАКУЮ ПОЛЬЗУ СОБАКИ ПРИНОСЯТ ДЕТЯМ
В то время как взрослые получают массу преимуществ от собак, дети могут получить еще более весомые награды. «Есть много данных, показывающих, что дети, которые растут в доме с собакой, развивают лучшие социальные навыки и зрелость», — говорит Корен. «То есть они учатся социальному взаимодействию, взаимодействуя с собаками».
В одном недавнем обзоре Эдинбургского университета в Шотландии были обнаружены доказательства того, что уход за домашним животным — особенно собакой или кошкой — может способствовать более высокому уровню эмпатии и просоциального поведения у детей. Эти навыки, в свою очередь, связаны с более высоким уровнем благополучия в дальнейшей жизни. «Домашние животные предоставляют детям возможность учиться, практиковаться и мотивироваться на заботу о другом живом существе», — пишут авторы этого исследования.
Если собаки приносят пользу эмоциональному здоровью детей, они также улучшают физическое здоровье. Многочисленные исследования показывают, что дети, которые растут в доме с собакой, реже страдают аллергией, особенно респираторной. Это может быть результатом «гигиенической гипотезы», которая гласит, что раннее воздействие аллергенов и микроорганизмов может укрепить иммунную систему. «Собаки приносят с собой часть двора или улицы», — говорит Корен, — «поэтому ребенок подвергается воздействию низких доз аллергенов в очень раннем возрасте».
Несмотря на все, что дают нам собаки, важно помнить самый важный пункт в соглашении, которое мы заключили с ними много тысяч лет назад: что обмен межличностными благами будет взаимным, тогда обе стороны нашего союза всегда будут в выигрыше. «Люди говорят, что собаки — панацея от всего, но это правда только в том случае, если все хорошо и для собаки, и для человека», — говорит Бекофф. «Собаки не дарят нам безусловную любовь; их отношения с нами строятся на сотрудничестве и взаимности».
Присутствие собаки также может повышать самооценку. Когда возникают издевательства и школьные группировки, наличие лучшего друга дома может облегчить чувство изоляции или неуверенности, одновременно усиливая чувство принятия и социальной поддержки.
Как и все отношения, эти отношения можно разрушить, и они требуют внимания и заботы. Но как и во всех отношениях, если мы вкладываем в них любовь и труд, они могут принести нам огромные плоды.
По материалам специального выпуска журнала TIME "How Dogs Think: Inside the Canine Mind"