Найти в Дзене
"Иная жизнь"

Путеводитель регионального инвестора. 18 и 19 часть

Начало книги. Предыдущая часть. Для многих людей, стремящихся к финансовому благополучию, возможен вариант открытия своего дела. Многим начинающим предпринимателям кажется, что они могут получить больше прибыли, чем при инвестициях в ценные бумаги. Замечу, что это далеко не так. Статистика показывает, что, как правило, в первый год более половины предпринимателей закрывают свое дело, из тех, кто останется, также половина оставит своё занятие в ближайшие три года. И, наконец, из уцелевших бизнесменов половина так и не сможет заработать достаточного капитала, чтобы существенно развить свой бизнес, они застрянут на стадии мелкого предприятия, судьбу которого предсказать практически невозможно. Только немногие смогут осуществить свои задумки. Реалии бизнеса таковы, что все риски берет на себя владелец предприятия. Он может рассчитывать только на себя. Давление окружающей его «среды» возрастает в разы — это налоги и вся государственная система, с одной стороны, и наемные работники, — с друг
Оглавление

Частный бизнес

Начало книги. Предыдущая часть.

Для многих людей, стремящихся к финансовому благополучию, возможен вариант открытия своего дела. Многим начинающим предпринимателям кажется, что они могут получить больше прибыли, чем при инвестициях в ценные бумаги. Замечу, что это далеко не так. Статистика показывает, что, как правило, в первый год более половины предпринимателей закрывают свое дело, из тех, кто останется, также половина оставит своё занятие в ближайшие три года. И, наконец, из уцелевших бизнесменов половина так и не сможет заработать достаточного капитала, чтобы существенно развить свой бизнес, они застрянут на стадии мелкого предприятия, судьбу которого предсказать практически невозможно. Только немногие смогут осуществить свои задумки. Реалии бизнеса таковы, что все риски берет на себя владелец предприятия. Он может рассчитывать только на себя. Давление окружающей его «среды» возрастает в разы — это налоги и вся государственная система, с одной стороны, и наемные работники, — с другой. Наемного человека от такого давления защищает его работодатель. Мало кто это понимает и ценит. Возможно, провал многих предприятий как раз и кроется в том, что начинающих бизнесменов «портит» огромное давление и серьезная ответственность.

Многие начинающие предприниматели вообще не представляют работу частного бизнеса. Что, как правило, понимает среднестатистический человек, когда говорит: «Я хочу свой бизнес!»? Или что стоит за заявлениями вроде: «На себя хочу работать, сколько можно пахать на дядю!» Обычно этот человек видит такую картину: вот он, в деловом костюме, на солидной машине, с портфелем отвечает на важные деловые звонки. Или сидит в кабинете и подписывает важные деловые документы, которые ему подает длинноногая и симпатичная секретарша. Возможно, картинка у него и несколько отличается от приведённой, но она настолько яркая, что человек привлекает друзей, находит деньги на открытие бизнеса, покупает костюм, машину, арендует или покупает офис, нанимает людей, которые должны выполнять всю работу. А вот дальше все развивается по классическому сценарию: «плохие» подчиненные делают все не то, и не так. Стартовый капитал стремительно убывает, растут долги, как по зарплате, так и поставщикам. Из-за невыплаты зарплаты начинается конфликт с подчиненными. Затем он набирает обороты, заказы срываются, друзья выходят из бизнеса и предприниматель наконец-то начинает вникать в происходящее, и быстро-быстро бегать. Возможна иная цепочка и иная последовательность событий, но в девяноста процентах случаев из ста этот бизнес заканчивается полным провалом. Но самое поразительное состоит в том, что даже после разорения человек продолжает быть уверенным в том, что если бы не эти «горе-подчиненные», если бы не кинувшие его друзья, или финансовый кризис, то все было бы как в самом начале — офис, костюм, портфель, секретарша. А вот правильный вывод редко кто делает. Вывод прост: в основе создания своего бизнеса не может лежать мотивация иметь свой свободный график и нежелание подчиняться.

Самая распространенная ошибка среди начинающих предпринимателей совершается на этапе открытия ими своего дела, так как они не понимают саму его суть. Если свое дело открывают технически эрудированные люди, а таких, как правило, большинство среди начинающих предпринимателей, то вот к чему это приводит. В Интернете, или от знакомых, или из газет они, как правило, находят информацию о продаже различного оборудования. Или берут уже готовые бизнес планы, технологии. Они детально все перепроверяют и просчитывают. Затем начинается так называемое «строительство». На этом этапе всё идет хорошо, так как этим занимаются именно технически грамотные люди. Это так называемые «технари», люди с золотыми руками, которые могут всё сделать и всё починить. Оттого что всё идет так хорошо с самого начала, они даже могут впасть в некоторую эйфорию. А вот дальше начинаются типичные проблемы. Люди с технической жилкой, как правило, не приспособлены к торговле. Выстроив производство, эти люди не могут заниматься реализацией своей продукции. Бесполезно что-либо производить, если вы это не можете продать! Возникают проблемы со сбытом. Наконец, так называемые «технари» начинают понимать, что производство фактически работает на «склад». Еще полбеды, если они решат сами рекламировать свой товар. Многие начинают искать или людей, или организации, способные реализовать их товар, или самих покупателей. Если они в своем поиске сталкиваются с мошенниками, то убытки неизбежны. Если просто дают рекламу, то по истечении длительного времени и больших затрат о них могут узнать и сбыт может сдвинуться с мертвой точки. Только вряд ли он сразу выйдет на высокий уровень, для этого могут потребоваться годы работы данного предприятия, а этого времени у начинающих предпринимателей просто нет. В результате бизнес для них становится обузой и источником раздражения, так как такие люди по своему складу характера не склонны к ведению переговоров. Лишь единицы создают свои точки продаж и ориентируют производство именно на сбыт. Именно из-за отсутствия сбыта страдают наши отечественные фермеры, а также торговые сети так легко скупают промышленные предприятия. Поэтому с самого начала надо решить, как вы будете продавать свой продукт, где вы будете его продавать и в каком количестве вы сможете его реализовать, и самое главное — решить, сможете ли вы всё это осилить самостоятельно.

Изображение создано с помощью нейросетей и графических программ
Изображение создано с помощью нейросетей и графических программ

Многие начинающие предприниматели также смешивают своё дело с работой… И они действительно начинают «работать»… Результат — потеря бизнеса. Многие начинают воспринимать совет «интенсивно трудиться», как «много работать». Это неправильное понимание. Слова — «интенсивно трудиться» следует расшифровывать так: как «уметь решительно действовать». Прежде чем открыть свое дело, вы должны осознать, насколько серьезно вы настроены и умеете ли вы действовать. Неумение быстро и оперативно принимать серьезные решения, а также нежелание брать ответственность на себя, или нежелание осознавать эту ответственность в дальнейшем, как правило, приводит к серьезным финансовым потерям в бизнесе.

Наилучшие результаты получают те предприниматели, которые занимаются любимым делом. И наоборот, если предприниматель делает то, что ему не нравится, то и результаты будут плохими. Занимаясь «ненавистным» делом, такой предприниматель испытывает стресс, и как следствие совершает ошибки, а ошибки ведут к убыткам. Поэтому, начиная свой бизнес, советую не стремиться заниматься тем, что, по вашему мнению, принесет вам максимальную прибыль, а тем, что вы любите делать. Занимаясь любимым делом, вы сможете намного лучше разобраться во всех тонкостях, а это в свою очередь сможет привести к получению большей прибыли, ну и как дополнительный плюс — вы получите чувство морального удовлетворения от проделанной вами работы.

Также многим начинающим бизнесменам кажется, что инвестиции в непонятные и «чужие» им предприятия будут убыточными или будут иметь низкую прибыль. А некоторых из них пугают так называемые «риски», которые они связывают в своем понимании с различными «обвалами» фондового рынка, то есть они не понимают суть инвестиций и связывают их с обычными спекуляциями. Всё это связано с человеческой психологией. Большинство людей привыкло доверять только тому, что может полностью контролировать. А так как человек, инвестирующий свои деньги в какое-либо предприятие, как правило, не может, его контролировать, то он ему и не доверяет. А, следовательно, считает такое вложение денег убыточным. Многие не понимают, что всё в своем личном контроле держать невозможно. Из-за этого потом и не может развиваться их бизнес, который они стремятся создать. По мере роста предприятия один человек не может всем заниматься и всё контролировать, необходимо что-то отдавать на контроль другим. Умение инвестировать как раз и состоит в том, чтобы в первую очередь научиться отдавать контроль над своими деньгами в чужие для вас руки. Без этого умения вы не сможете построить своего успешного бизнеса. Люди, занимающиеся спекуляциями на фондовом рынке, как правило, не обращают внимания на то, кому они доверяют свои деньги и на что. В этом и состоит основное различие между инвестором и спекулянтом.

Я не призываю людей бросить заниматься частным предпринимательством и к нему не стремиться. Наоборот, стремление иметь своё дело только похвально, ведь внутри любого нормального человека живет маленький «хозяин», который хочет иметь что-то своё, личное. К сожалению, вариантов для открытия своего дела у предпринимателя, проживающего в регионах, не так уж и много. Слишком тяжело в сегодняшних условиях продвигать любую продукцию на рынок, слишком много бюрократических актов, тормозящих производство какой-либо продукции, и слишком малы финансовые средства начинающих предпринимателей. Остается только предлагать какие-либо услуги или заняться торговлей.

Учитывая развитие различных торговых компаний и рост всяких торговых центров, можно сказать, что данная ниша на рынке уже приближается к переполнению. А вот предоставление различных услуг еще имеет большой потенциал для роста, так как уровень обслуживания и сервиса в регионах оставляет желать лучшего. За два десятка лет отечественные бизнесмены так и не смогли создать в регионах на своих предприятиях достойное сервисное обслуживание. Как правило, сказывается российский менталитет. Если на начальном этапе предприниматель и дорожит своими клиентами, то, как только дело начинает приносить более или менее стабильную прибыль и у начинающего бизнесмена появляется несколько наемных работников, отношение к клиентам резко ухудшается. Зачастую на только что открытом предприятии не только начинают терять клиентов, но и одновременно растет уровень «вороватости» сотрудников. Все это происходит от неумения организовать собственное дело и чрезмерного стремления к экономии. Пример из жизни. Один частный предприниматель занялся установкой пластиковых окон. Как только в его фирме стало работать больше десятка человек, дела пошли намного хуже, окна стали чаще бить, стал пропадать инструмент и упал уровень заказов. Дело было в том, что работники стали брать заказы на себя и всю выручку от установки окон класть себе в карман, так как хозяин назначал за работу клиентам одну цену, а рабочим за установку платил меньше в несколько раз. Он также не хотел брать кладовщика, чтобы сэкономить на заработной плате. На должность менеджера он нанял некомпетентного работника, который не умел общаться с клиентами: был груб и врал клиентам о сроках исполнения заказов. Как вы думаете, какой был конечный результат работы этой фирмы? Нет, эта фирма не разорилась, но она так и осталась на одном уровне, уровне гаража. Предприниматель так и не смог правильно организовать работу. В результате, он мучается с рабочими, выслушивает претензии от заказчиков. А как результат такого дела — куча головной боли и доходы немногим выше других людей. Не стоит правда его винить, со стороны всё всегда видится легче и понятнее. Многим может показаться, что будь он на месте этого человека, он не допустил бы этих ошибок, но это не так. Как правило, начинающие предприниматели сплошь и рядом делают одни и те же ошибки. Лишь немногие понимают, что у них нет таланта к тому, чтобы быть организаторами и руководителями.

В стремлении получить более высокую прибыль начинающие предприниматели также пытаются экономить на заработной плате. Может быть, когда-нибудь они поймут, что их работники — это их покупатели. Нет у покупателя денег — нет у бизнесмена прибыли. Следовательно, если нет у работника нормального заработка — нет дохода и у предприятия. А если мала прибыль, то стремиться её увеличить надо с помощью глубинных структурных изменений своего дела, а не отбирать деньги у трудящихся. Если у бизнесмена нет прибыли, и он пытается выкроить её из мелочей, то он обманывает сам себя — его дело следует кардинально пересмотреть и преобразовать, возможно, даже перепрофилировать, а если хозяин не видит таких вариантов, то просто закрыть, так как видно, что дело исчерпало себя, или конкуренты смогли его обойти. К данному положению вещей очень хорошо подходить поговорка: «Того, что потрачено на вино, на спичках не сэкономишь».

От всех ошибок уберечься, конечно же, нельзя, так как все мы живые люди и совершаем ошибки. Но некоторые ошибки у начинающих предпринимателей одинаковы и поразительно схожи. К ним можно отнести следующее:

• Отсутствие бизнес-планов и регламентированных бизнес-процессов.

• Отсутствие финансового планирования.

• Отсутствие навыков продаж.

• Ошибки торговли: а) ориентация на клиента, а не на потребности этого клиента. б) ориентация на уникальность своего товара или услуги, а не на потребность в этом товаре или услуге. в) непонимание того, для кого продается товар.

• Создание негативного и паразитического окружения вокруг себя.

Охарактеризуем, к чему приводят эти ошибки. Многие начинающие бизнесмены открывают дело без бизнес-плана, то есть хаотически. В результате на предприятии появляются процессы, которые приводят к убыткам. Отсутствие какого-то бы ни было регламента, ведет к дезорганизации, отсутствию автоматизма в работе и еще большим убыткам. В совокупности это может привести к полному банкротству. На практике это проявляется в том, что предприниматель не может оставить своё предприятие ни на минуту, без его руководства все встает.

Вторую ошибку выявить также легко. В ходе работы или вся прибыль изымается, или, наоборот, вся пускается в дело. Если в своей работе вы обнаружили первую ошибку, то примерно в семидесяти процентах случаев вы обнаружите и вторую. Если полное изъятие прибыли ведет к замедлению развития и бизнес остается на одном уровне, или при негативных факторах на рынке полностью затухает, то инвестирование всей прибыли опять в дело способно неожиданно для самого предпринимателя сгубить весь его бизнес. Как это может произойти? Простой пример. Например, предприниматель занимается строительством загородных коттеджей. Если он направит все деньги на строительство, то при форс-мажорных обстоятельствах, например, надзорные органы выпишут крупный штраф за какое-нибудь нарушение, то его бизнес потерпит крах. Неожиданные платежи могут заставить предпринимателя влезть в непомерные долги, а невозможность сразу продать свою продукцию заставить реализовать её в ущерб самому себе. Если у предприятия есть резервные фонды, то бизнес будет более устойчивый.

Третью ошибку многие предприниматели совершают еще задолго до начала открытие своего дела. Множество людей испытывает различные комплексы и просто не может быть хорошими продавцами. Для многих людей встать самому впервые за прилавок означает подвергнуться сильнейшему психологическому стрессу. А ведь именно продажи определяют прибыль компании. Даже производить что-либо бессмысленно, если вы не можете это продать. Причины неудач будет скрываться не в плохом товаре. А в плохом продавце. Если вы сами не хотите, или не можете научиться продавать, то наймите хорошего продавца. Постоянно стимулируйте его работу и следите за уровнем продаж. Ошибка в выборе продавца способна резко снизить выручку предприятия.

Многим может показаться, что четвертая и третья ошибки это одна и та же ошибка. Но это далеко не так. Третья ошибка — это ошибка продавца продающего товар, неспособность его контактировать с покупателем. Она относится к разряду психофизиологических свойств самого человека. Четвертая ошибка — это просчет самого владельца. Это стратегическая ошибка при планировании реализации товара. Если владелец совершает ошибку, то никакой искусный продавец не сможет её исправить. Четвертую ошибку предприниматели делают тогда, когда считают, что они лучше знают потребности клиента, чем сам клиент. Составляют прогноз, без учета того, насколько востребован на рынке тот или иной товар или услуга, не учитывают реальных потребностей клиентов. Пожалуй, это одна из самых распространенных ошибок. Это происходит оттого, что владелец бизнеса влюбляется в то, что он делает, в результате продукт всё дальше отходит от реальных потребностей его клиентов. Часто новоявленный бизнесмен начинает доказывать как клиентам, так и партнерам по бизнесу, что его товар или услуга им необходим. В результате клиент становится злым, раздражительным, капризным и обидчивым. Это проистекает из того, что каждый человек имеет своё мнение, и именно это мнение для него важно и верно. Пытаясь человека убедить в чем-либо, вы автоматически встаёте на противоположную для него сторону, то есть превращаетесь в его врага. Задумайтесь, станет ли простой человек что-либо покупать у своего врага? Вместо этого следует просто предложить клиенту выбор, пусть он сам выбирает, а вы лишь должны подстраиваться под его потребности. Эту ошибку совершают даже гигантские корпорации. Они упорно пытаются доказать своим клиентам, что их услуга или товар им нужны или что этот товар является самым лучшим. Надо лишь помнить, что не надо искать уникальный товар, достаточно чтобы он удовлетворял определенным потребностям определенной группы людей. Именно эти люди приобретут этот товар и заплатят вам за него деньги. Поэтому изначально стройте свой бизнес так, чтобы он был ориентирован на потребности ваших клиентов. Разумеется, каждый производитель стремится реализовать свой товар в максимальном количестве, существуют даже приемы и стратегии «навязывания» ненужного потребителю товара, но в этом случае лучше воспользоваться услугами профессионалов, если у вас на это есть лишние деньги. Также вы добьетесь гораздо лучших результатов, если будете следить за тенденциями в изменении потребностей покупателей.

Непонимание, для кого продается данный товар или услуга, способно ещё больше усложнить их реализацию, то есть для продажи каждого товара должна быть своя целевая группа, и именно для нее должен продаваться данный товар. Попытка продажи товара, неподходящего для данной аудитории, всегда обречена на провал. Как ни странно, но именно этим занимаются многие бизнесмены, «продают снег эскимосам». Неспособность осознать такие простые вещи не в состоянии исправить даже самый лучший продавец в мире. Иными словами, надо бедуинам в пустыне продавать воду, а эскимосом на севере валенки, а не наоборот.

По поводу пятой ошибки советую вспомнить поговорку: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если вы окружите себя неудачниками, которые будут постоянно просить у вас денег, то рано или поздно вы сами станете таким же. Окружая себя пессимистами, вы вешаете себе большие гири на ноги, которые будут только вселять в вас страх и неуверенность, которая в свою очередь может привести вас к плохим финансовым результатам, так как вы станете чересчур нерешительным. Эти пессимисты с удовольствием будут паразитировать на ваших страхах. А в глазах успешных людей вы будете выглядеть таким же неудачником, как и ваше окружение, что в свою очередь будет создавать недоверчивое к вам отношение и ставить под сомнение ваш профессионализм. Тем самым вы будете ставить себя в невыгодное положение при заключении контрактов. Поэтому если вы хотите добиться успеха, или меняйте эмоциональный фон своего окружения, что вообще-то редко кто может сделать, или если не можете это вам не по силам, тогда меняйте само окружение.

Следует также помнить, что открытое вами предприятие это средство для получения вами денег. Деньги — это смысл бизнеса. А бизнес вы должны создавать в первую очередь для себя самого. А не для помощи там друзьям и родственникам. Такой способ открытия бизнеса встречается тоже очень часто, когда стремятся пристроить друзей неудачников, которые потом разваливают всё дело. Кому-то такие рассуждения могут показаться излишне эгоистичными, но осознание вышеизложенных фактов убережет вас от разорения.

Также это касается и наемных работников. Смыслом работы любого наемного сотрудника на любой работе и на любого собственника является его заработная плата, а не сама работа. Место работы — это средство к достижению цели, качество работы — условие для достижения этой цели, а сама цель — это деньги. Поэтому если какой-либо человек не получает заработную плату, или его бизнес не приносит дохода, то ему следует просто признаться самому себе в том, что он занимается бессмысленной деятельностью и сам себя обманывает. Человек, решивший стать настоящим инвестором, никогда не будет заниматься бесполезной и никому не нужной деятельностью, и уж тем более терять на этом деньги. Многим может показаться, что это и так очевидно. Но почему-то подавляющее большинство людей остаются неудовлетворенными состоянием своих финансовых дел, и при этом они абсолютно не хотят учиться, они не учатся даже на своих ошибках. Те же немногие люди, которые стремятся стать инвесторами, в своей основной массе начинают заниматься бесполезной деятельностью, вроде спекуляций, и как раз именно на этом теряют деньги.

Например, многим кажется, что налоги очень большие, или наоборот, что налоги очень маленькие. Люди уделяют слишком много внимания налогам и не обращают внимания на обычные траты предприятия, так называемые косвенные налоги. Это плата в государственные учреждения за различные справки, разрешения, проекты, лицензии, патенты и прочие дополнительные траты. Стремясь открыть своё дело как можно быстрее, люди забывают об этой статье расходов. Забывают о разумных нормах рентабельности и в надежде на баснословную прибыль арендуют или покупают собственность по непомерно завышенным ценам. Даже простые обыватели не представляют, сколько они реально платят налогов. Многие ошибочно думают, что налог для трудящихся составляет тринадцать процентов. Это не так, реально налог на доходы наших граждан составляет более тридцати двух процентов, а то и более. Приведем пример. Берем немалую заработную плату по меркам многих региональных городков и просто смешную по московским меркам — десять тысяч. Так удобнее считать. Это как говорят — «общими». Налог, исчисленный из ставки тринадцать процентов, составит тысячу триста рублей. Мало кто из рядовых работников знает, что предприятие с фонда заработной платы отчисляет так называемый социальный налог в размере двадцати семи процентов, и этот налог повышают с каждым годом. Скоро повысят до тридцати двух процентов. То есть, работодатель заплатит за работу своего подчиненного еще две тысячи семьсот рублей. Итог — работник вместо десяти тысяч мог получить двенадцать тысяч семьсот рублей, так сказать «общими». С этой суммы налогов было заплачено совокупно четыре тысячи рублей. Теперь возьмите и посчитайте, сколько процентов составляют четыре тысячи от двенадцати тысяч семисот рублей. Получиться — 31,496 процента. Возьмите налог на недвижимость, например, шестьсот рублей в год за небольшую квартиру, это пятьдесят рублей в месяц. И небольшие суммы за разные ненужные вам справки которые требует государство от вас в течение года, и затраты на транспорт, чтоб эти справки отвозить и у вас сразу получиться результат выше 32 процентов. Но это еще не все. Это самые скромные подсчеты. Дело в том, что не предприниматели платят налоги. Может это кого-то и удивит, но бизнес не платит налогов вообще! Да-да!!! На сумму всех этих налогов просто завышают цену товаров и услуг. Покупая какой-либо товар, вы оплачиваете различные акцизы, пошлины и налог на добавочную стоимость. Это вы платите налоги на недвижимость — за здания и сооружения, принадлежащие предприятиям. Вы оплачиваете налоги на недра и водные ресурсы. Вы оплачиваете все! Многие наши граждане просто не понимают, что, поддерживая политику государства по повышению налогообложения бизнеса, они просто поддерживают ограбление самих себя. Бизнес не может платить за вас! Если дело становится невыгодным, оно просто перестает существовать. Поэтому все издержки и налоги переносятся на потребителя. Думая, что государство поднимет налоги на бизнес и всё будет хорошо, люди только обманывают сами себя. А инвесторам стоит задуматься и о том, что они тоже являются потребителями различных товаров и услуг.

Продолжим дальнейшие вычисления. Если вы потратите оставшиеся деньги, а вам их придется потратить, так как любой живой человек нуждается в еде и одежде, а также крыше над головой вы тем самым заплатите автоматически все скрытые налоги. Представьте, что вы решили отложить лишь тысячу рублей, а из того, что вы потратите, примерно половина состоит из налогов, это акцизы, пошлины и налоги предприятий. Получится, что из двенадцати тысяч семисот рублей вы заплатите налогов более восьми тысяч. В этом случае налог составит уже шестьдесят три процента. Если вы полностью потратите все заработанные деньги, то вы заплатите еще больший налог!

Тем не менее, всё не так уж и страшно. Многие интуитивно понимают выгоду своего бизнеса. Только не все понимают её правильно. Как было сказано выше, бизнес имеет много обязанностей, но имеет и одно неотъемлемое у него право — право на прибыль. Акцентирование внимания на прибыли предпринимателем способно закрыть ему глаза на множество факторов и тем самым убить его бизнес. Ошибка кроется в непонимании самой идеи бизнеса как системы. Отсюда идет неправильное налоговое планирование. Если говорить кратко, то приведу простой пример. Как было сказано уже выше, простой работник при получении зарплаты автоматически платит налоги. Это значит, что он сначала платит налоги, и только потом может распоряжаться тем, что у него осталось. Преимущество своего бизнеса состоит именно в том, что вы сначала можете тратить, а потом с остатка платить налоги! Это редко кто понимает. Например, при упрощенной системе налогообложения из доходов вычитаются расходы, и оставшаяся прибыль облагается по ставке 15 процентов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, статьей 346.16, пункт 1 осуществляется следующий порядок определения расходов. При определении объекта налогообложения полученные доходы уменьшают на следующие расходы:

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи).

2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи).

2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации.

2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 настоящего Кодекса.

3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

5) материальные расходы.

6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса.

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

13) расходы на командировки, в частности на:

— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

— наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами).

— суточные или полевое довольствие.

— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов.

— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие).

17) расходы на канцелярские товары.

18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой.

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения.

25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию.

26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы.

28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах.

29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков).

30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности.

31) судебные расходы и арбитражные сборы.

32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

Как видите, очень огромный список. Внимательно изучив его, вы сможете понять, что предприниматель для расширения своего бизнеса может сразу производить необходимые ему расходы. Например, если бизнесмен владеет рестораном и желает приобрести новый ресторан, то покупка нового ресторана будет у него числиться в группе «расходы». Также если его организация приобретает автомобиль необходимый для деловых поездок предпринимателя, или мебель для офиса, всё это также будет отражаться в группе «расходы». Тем самым он будет уменьшать свои налоги. Бизнесмен может ездить за рубеж и также снижать свои расходы: налоговой инспекции невозможно доказать, что он там не работал, тем более что многие предприниматели совмещают одно с другим, и работают, устанавливают необходимые им деловые контакты, и отдыхают. При работе в составе фирмы грамотного бухгалтера и при правильной налоговой оптимизации предприниматель может свести свои налоги к минимуму, и за этот счет более интенсивно развивать свое дело. Может быть, данные действия покажутся кому-то несправедливыми, но нужно учесть, что интенсивное развитие бизнеса создает рабочие места. Тем самым, обеспечивая простых граждан работой, предприниматели наполняют казну государства, так как работники платят налоги. Если эти простые люди теряют рабочие места, они наоборот становятся иждивенцами на шее у государства, на них из бюджета тратятся денежные средства. Например — пособие по безработице. Увеличение размера налоговой ставки на прибыль в этом случае для бизнесмена не играет никакой роли, а скорее имеет больше психологическое значение. Тем более все налоги, такие как акцизы и пошлины, он переносит на потребителя. А вот простым гражданам становится очень тяжело, так как психика многих бизнесменов при повышении налогов не выдерживает, и они начинают сокращать рабочие места, под действием иллюзии, что они тем самым снижают расходы. Любому человеку свойственно, когда у него что-то отбирают, это что-то прятать или возместить себе ущерб за счет других. Повышение налогов многие предприниматели, в силу именно человеческого фактора, воспринимают, как попытку у них что-то отнять. Устоять перед данной иллюзией невозможно. Хотелось бы заметить, что во многих странах высокая величина налога не влияет на темпы роста бизнеса. Бизнес там продолжает неплохо развиваться и хорошо себя чувствовать. Может, кому-то всё это и покажется философскими размышлениями, но без грамотного налогового планирования инвестициями заниматься невозможно.

А вот самый важный из негативных факторов — это создание государством различных административных барьеров. Зачастую именно они заставляют предпринимателей незаконно заниматься своей деятельностью и вообще не платить налоги. Многим предпринимателям, прежде чем открывать своё дело, стоит задуматься именно об этом. Смогут ли они преодолеть эти барьеры и самое главное — как они это сделают? Решение этого вопроса в нашей стране является одним из ключевых успехов в бизнесе.

Заключение

Непонимание мельчайших деталей в процессе инвестирования способно загубить это дело с самого начала и поставить вас, незаметно для вас самих, в невыгодные вам условия. Не стоит забывать изречение: «Если вы должны банку тысячу — то это ваши проблемы, если вы должны банку миллион — это проблемы банка», чтобы однажды самому не оказаться на месте этого «банка». Разумность и рациональность должны стоять в основе инвестиционной деятельности. Чему-то из этого всего вы сможете научиться, чему-то нет, если вы не сможете этому научиться, не отчаивайтесь, вполне возможно, что вы сможете во всём разобраться немного позже. Инвестирование это процесс не из легких, и у каждого он будет свой. Но для любого человека будет верно то, что инвестирование — это состояние души. Если это ваша сфера жизни, вы это поймете сразу.

В заключение этой книги хотелось бы сказать, что изложенная в ней информация не описывает всё, что необходимо знать инвестору. Мир частного инвестора очень изменчив и непостоянен, он откроет вам массу возможностей, но помните о множестве поджидающих вас опасностях. Вы также можете быть не согласны со многими мыслями, приведенными в книге. Очень даже хорошо, если вы имеете свои мысли и идей, это значит, что вы можете рассуждать и действовать самостоятельно. Прошу также не обижаться на высказывания автора, когда он выносит собственное мнение.

Ваши вопросы, пожелания и предложения вы можете направлять автору книги в личных сообщениях в ВКонтакте.

Конец книги.