Мы путешествовали по Грузии на автодоме, когда обнаружили, что радиатор течет. Я уже упоминала об этом, но в этой статье хочу рассказать всё сначала и до конца. Как обнаружили, где чинили, сколько это заняло времени, и сколько потратили.
Поехали!
10 ноября в Тбилиси Данил на всякий случай заглянул под капот, проверить, всё ли в порядке. Заметил, что уровень антифриза чуть ниже минимума, сходил в сервис, купил подходящий антифриз, долил до максимума.
11 ноября мы выехали из Тбилиси в Боржоми.
13 ноября утром мы должны были выехать из Боржоми в Кутаиси, перед самым отправлением Данил решил снова проверить антифриз, уровень был ниже минимума, а под машиной была лужа.
Не теряя времени, мы долили антифриз до максимума и отправились к импровизированной эстакаде (в Грузии такие встречаются достаточно часто). Однако эстакада была занята – на ней был припаркован автомобиль, хозяин припаркованной машины рядом замечен не был, зато неподалёку стояли два грузина, которые прониклись нашей проблемой. Данил пообщался с ними минут 10, они посоветовали доехать до их знакомого в автосервисе, чтобы там посмотрели и выявили проблему.
Предварительный «диагноз» был поставлен – скорее всего, текут патрубки.
Да, на этом этапе мы ещё надеялись отделаться малой кровью.
Точного адреса автосервиса у нас не было, были только направление движения («в сторону Хашури») и ориентир («по правой стороне, там много грузовых машин стоит, вам туда»). Мы проехали пять километров, десять. Остановились, чтобы проверить уровень антифриза. Проехали ещё десять километров, когда заметили сервис:
- Кажется, оно.
Людей было много, кое-кто из работников говорил по-русски. Автодом загнали на яму, сняли защиту двигателя, стали искать причину течи.
Данил с интересом наблюдал, что делали грузинские мастера, подсказывал, иногда помогал.
Через несколько минут один из мастеров показал Данилу фотографию:
- Течёт радиатор.
В кассете радиатора основной радиатор расположен последним, пробить его камнем спереди крайне сложно. При этом следы подтеков были именно сзади. Мы были озадачены. Радиатор течет, но течет не из-за механического повреждения.
После обнаружения проблемы, грузинские мастера хотели снять радиатор и запаять его. На этом этапе мы решили не продолжать ремонт в этом сервисе. В Грузии в целом не распространены Fiat’ы, из-за чего грузины имеют очень скромный опыт работы с этой маркой. Решение, которое предлагали они (снять-запаять), нам не подошло.
К тому же, как выяснилось позже, запаивать было нечего, проблема оказалась в другом.
В телеграм-чате по самодельным автодомам часто обсуждали хороший сервис в Батуми, Данил приметил его ещё, когда мы были в России. Теперь это знание пригодилось. Он нашел в истории сообщений название сервиса, мы позвонили им, описали проблему, получили приглашение на ремонт.
До Батуми нам оставалось проехать ≈ 240 км. Около 18-19 часов вечера мы были на месте.
Когда один из мастеров освободился, автодом загнали на подъемник, снова сняли защиту, осмотрели:
- С вероятностью в 95% течёт радиатор, но для точного определения проблемы нужно подразобрать перед автомобиля и добраться до радиатора. Это будет стоить 200 лари. Либо можем сразу заказать новый радиатор, дождаться его, а потом вы приедете на замену. Мы разберем, посмотрим, заменим. Если это не радиатор, скорее всего, мы сможем починить это сразу, путем подбора запчастей из наличия.
Мы согласились на вариант без проверки: заказываем радиатор, приезжаем на замену, когда он придёт. На следующий день Дмитрий (как мы поняли, он и владелец, и администратор сервиса) должен был уточнить, нет ли нужного радиатора в наличии в одном из магазинов Батуми, в случаи отсутствия, заказать радиатор у поставщиков.
Оплату за радиатор мы внесли сразу, в первый вечер – 830 лари (около 30 тыс. рублей). Как мы узнали позже, это примерно в 2 раза дороже, чем если бы мы покупали этот радиатор самостоятельно в России.
Теперь нужно сделать важное уточнение. Течь была непостоянной. Данил вспомнил, что ещё в России дважды ощущал запах антифриза, но не придавал значения этой проблеме, т.к. его уровень в бачке оставался в пределах нормы. После обнаружения течи в Боржоми и до приезда в Батуми антифриз не ушел. Не произошло этого и в течение следующей ночи после визита в сервис: утром Данил всё проверил, уровень был в норме.
По причине, описанной выше, у Дани закрались сомнения:
- Может всё-таки не радиатор?
Мы написали Дмитрию, убедились, что новый радиатор он ещё не заказал, напросились на предварительную проверку, отправились в сервис.
Дальше в течение трёх часов машину разбирали, проверяли, собирали обратно. «Диагноз» утвердили окончательно: по всей видимости, протекает прокладка между основной центральной частью радиатора и его боковой частью.
К этому моменту как раз выяснилось, что в магазинах в наличии нужного радиатора нет, деталь нужно заказывать у поставщиков, ожидание 7-9 дней. По факту вышло чуть дольше.
14 ноября радиатор заказали.
27 ноября мы получили сообщение: «Всё приехало, завтра ждём на замену».
28 ноября радиатор заменили.
В четверг 28 ноября в начале 11 мы приехали в сервис, посмотрели на новый радиатор, передали машину в руки Закира (мастер, который разбирал автодом в первый раз), обговорили фронт работ, договорились, что заберем автомобиль примерно через пять часов.
В 18 часов вечера мы уже выезжали из сервиса.
Теперь подытожим затраты денег и времени.
Стоимость замены радиатора аккумулируется из следующих статей:
- 830 лари стоимость радиатора;
- 200 лари – стоимость работ в наш второй визит в сервис, когда выясняли проблему;
- 262 лари – стоимость работ по замене радиатора + антифриз, оплата в наш третий и (надеемся!) последний визит в сервис с этой проблемой.
Итого: 1 292 лари ≈ 47 804 рублей.
С момента первого визита в сервис до дня замены прошло две недели.
Это белорусский сервис в Батуми с русскоговорящими работниками. К сожалению, с новым законом о рекламе непонятно, насколько законно указывать название и адрес сервиса, поэтому я не буду делать это в статье.
Если у вас остались какие-то вопросы именно по работе, можно задать их в комментариях.