Поддержали ли его ученые? И может ли в принципе сработать такой запрет?
7
У этой точки зрения есть противники?
Разумеется.
Пожалуйста, перед прочтением, подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" Это помогает создавать качественный канал для Вас.
Так, канадский психолог Кэндис Оджерс в своей рецензии на «Тревожное поколение» для журнала Nature написала, что Хайдт «рассказывает страшную историю о развитии детей, в которую многие родители готовы поверить». При этом она настаивает: «Предположение о том, что цифровые технологии перепрошивают мозг наших детей и вызывают эпидемию психических заболеваний, не подтверждается научными данными».
Аналогичную позицию высказывал в своей колонке, опубликованной в 2023 году в издании RealClearPolitics, известный академический психолог Кристофер Фергюсон. В тексте он указывал, что добросовестно проведенные научные исследования на самом деле не дают оснований говорить о наличии связи между использованием соцсетей и проблемами с психическим здоровьем у подростков. «Одной из особенностей моральной паники является то, что ее сторонники утверждают, будто исследования постоянно подтверждают [их правоту], когда на самом деле это не так», — написал он.
Впрочем, далеко не все противники запретов настроены так радикально, как Оджерс и Фергюсон. Так, группа исследователей из Нидерландов и Германии под руководством Патти Валкенбург опубликовала в 2022 году статью с обзором ранее опубликованных научных обзоров, посвященных связи между использованием социальных сетей и ментальными проблемами.
За период с 2019 по середину 2021 года исследователи обнаружили 25 подобных публикаций. «В большинстве обзоров ассоциации между использованием социальных сетей и психическим здоровьем интерпретируются как „слабые“ или „непоследовательные“», — констатируют авторы.
Еще одна исследовательница Эми Орбен из Кембриджского университета в 2020 году опубликовала похожий обзор, в заключении которого пришла к выводу, что «область исследований, изучающая столь важные вопросы, не дает конкретных результатов». Вместо этого, пишет исследовательница, работы о влиянии социальных сетей на ментальное благополучие подростков зачастую «отягощены низким научным уровнем, что приводит к получению множества противоречивых свидетельств».
«В психиатрическом сообществе эта тема активно обсуждается, — объясняет детский психиатр, согласившийся побеседовать с изданием на условиях анонимности, — текущий консенсус состоит в том, что многих вещей мы просто не знаем. Однозначно есть какие-то вредные последствия такого глубокого проникновения социальных сетей в нашу жизнь и жизнь наших детей. Есть положительные моменты, но какие-то однозначные выводы сделать нельзя».
8
Если социальные сети все же могут навредить детям, то каким именно образом?
Самыми разными. Во всяком случае, если соглашаться с тем, что такое возможно (а в этом, как уже отмечалось выше, уверены далеко не все профессионалы).
«Я не могу сказать, что здесь есть какая-то первоочередная проблема, скорее целый комплекс факторов», — говорит психиатр, согласившийся поговорить с редакцией на условиях анонимности.
В мае 2024 года исследовательница из Кембриджа Эми Орбен и три ее соавтора опубликовали большой обзор этой проблемы в журнале Nature Reviews Psychology. В нем они подробно описали механизмы того, как соцсети, предположительно, могут влиять на психическое здоровье детей и подростков. При этом авторы оговорились, что многие существующие исследования имеют немало недостатков.
Орбен и коллеги выделили следующие механизмы влияния соцсетей на ментальное состояние детей и подростков.
Во-первых, соцсети могут подталкивать молодых людей к рискованному поведению. Например, исследования показывают, что посты молодых людей с упоминанием алкоголя собирают больше лайков в соцсетях, что может стимулировать употребление спиртного.
Более того, как свидетельствует метаанализ 2020 года, существует связь (правда, необязательно причинно-следственная) между активностью использования подростками соцсетей и их вовлеченностью в занятия, которые могут причинить им вред — такие как употребление наркотиков или незащищенный секс.
Во-вторых, социальные сети могут подрывать представление о себе. «Например, получение негативных реакций от других [пользователей] или кибербуллинг, — пишут Орбен и соавторы, — могут оказать повышенное [негативное] воздействие на формирование представления о себе [подростков]».
Более того, добавляет психиатр, проблема буллинга из-за соцсетей сегодня стоит намного острее, поскольку травля не ограничена временем и пространством. «Раньше тебя буллили в классе, — поясняет он, — это было плюс-минус понятно и потенциально идентифицируемо [взрослыми]. Сейчас буллинг может происходить 24/7».
В-третьих, социальные сети ставят пользователей в ситуацию постоянного сравнения себя с другими. Причем в отличие от жизни оно имеет «объективную» шкалу в виде лайков и репостов. Это оказывает влияние на всех современных людей, но «особенно важно это в подростковом возрасте», — пишут авторы Nature Reviews Psychology.
«Можно также упомянуть такое понятие, как peer pressure (социальное давление), — говорит психиатр, согласившийся поговорить с редакцией на условиях анонимности. — Раньше ты должен был выглядеть хорошо, находясь в школе, условно говоря, восемь часов в день, а потом мог расслабиться. Сейчас ты должен презентовать себя, опять же, 24/7. Это дополнительная нагрузка на всех, в том числе на взрослых, но подростки, в силу того, что у них хуже развита система самоконтроля, конечно, больше страдают от негативных аспектов социальных сетей».
В тексте Nature Reviews Psychology отмечается, что чрезмерная чувствительность к социальному неприятию, по данным исследований, связана с депрессией и тревогой. При этом, как добавляет клинический психолог Григорий, социальные сети способствуют развитию феномена под названием FOMO (Fear of Missing Out).
«Использование социальных сетей усиливает чувство FOMO у многих людей. Проверяя своих друзей и родственников через социальные сети, вы можете почувствовать, что другие люди веселятся или живут лучше, чем вы», — заключает специалист.
9
Это все?
Нет. Это лишь некоторые механизмы, которые выделяют авторы обзора Nature Reviews Psychology. Потенциальных факторов риска значительно больше. Один из них — вопрос анонимности.
«Дети часто путают воспринимаемую анонимность в интернете и реальную, — говорит психиатр. — В итоге они ведут себя более развязно и безрассудно, совершая рискованные поступки, которых они бы не сделали в офлайн-среде».
Кроме того, одна из самых распространенных «претензий» к социальным сетям — это их потенциальное влияние на сон. Этой теме посвящено множество исследований (например, раз и два). Это один из самых распространенных аргументов среди сторонников ограничения социальных сетей (его в том числе упоминает и Хайдт).
«Мозг подростков все еще развивается и требует от восьми до десяти часов сна в сутки. Широкое использование социальных сетей может повлиять как на количество, так и на качество сна подростков и, следовательно, ухудшить симптомы психических расстройств, включая депрессию и тревожность», — констатирует клинический психолог Григорий.
10
Кажется, положительное влияние социальных сетей тоже должно быть?
Действительно, исследования выявляют не только негативное, но и положительное влияние социальных сетей на ментальное благополучие подростков.
«Качественные исследования показали, что социальные сети позволяют подросткам расширить свой кругозор, изучить свою идентичность, определить и подтвердить свои ценности. Социальные сети могут способствовать самопрезентации, позволяя подросткам более подробно рассказать о различных аспектах своей идентичности, таких как этническая принадлежность, раса или сексуальные предпочтения», — пишут Эми Орбен и соавторы в своем обзоре для Nature Reviews Psychology.
Как отмечает психиатр, этот аспект может играть роль не только в жизни ЛГБТК-подростков и детей другой этнической принадлежности, нежели большинство их одноклассников.
«Это важно для любых одиноких подростков, — поясняет собеседник редакции. — Представьте себе подростков, идентифицирующих себя, не знаю, как коммунистов, при том что все их одноклассники имеют другие политические убеждения. Конечно, если они найдут в сети сообщество других подростков-коммунистов, где они будут, условно говоря, Ленина обсуждать, это положительно скажется на их благополучии». Впрочем, добавляет эксперт, это может иметь и негативные последствия из-за эффекта пузыря, когда алгоритмы соцсетей будут поставлять им контент в соответствии с их интересами, что может способствовать политической радикализации и поляризации.
Кроме того, как указано в обзоре журнала Nature Reviews Psychology, молодые люди, как и взрослые, могут находить в социальных сетях поддержку. Также в тексте отмечается, что в современном мире активное использование социальных сетей может иметь сложные взаимосвязи с возможностью заводить более тесные дружеские контакты. Так, исследование 2021 года показало, что активное использование вотсапа или инстаграма подростками, вероятно, как-то связано с возможностью заводить близких друзей. Впрочем, результаты оказались противоречивыми, и сами авторы статьи указывают на необходимость дальнейшего изучения связи социальных сетей и дружбы.
11
Подождите, так надо законодательно запрещать подросткам доступ в социальные сети или нет?
Мы не знаем. Как указывают в статье Nature Reviews Psychology Эми Орбен и соавторы, «научные результаты [по этой теме зачастую] были неоднозначными и неубедительными, что затрудняет разработку научно обоснованных рекомендаций, правил и мер, направленных на то, чтобы использование социальных сетей не вредило подросткам».
«Если бы ко мне пришел политик и сказал: „Давайте завтра запретим подросткам до 16 лет пользоваться соцсетями“, я бы сказал, что он не прав и это популистское решение, — говорит психиатр, согласившийся поговорить с редакцией на условиях анонимности. — Конечно, во многих странах есть дискурс вокруг того, как ужасно влияют социальные сети на подростков. Такой запрет, безусловно, получит популярность у избирателей, но это все не про психиатрию. С точки зрения психиатрии и психологии у нас просто нет данных, чтобы отвечать на вопрос, нужно ли запретить соцсети детям и насколько это будет эффективно. То есть проблема с соцсетями есть, но простого решения у нее нет».
12
Кстати, а почему обсуждается именно запрет до 16 лет — у этого есть научные обоснования?
Если коротко, нет.
«Я думаю, что это взятая с потолка цифра, — говорит психиатр. — В каждый возрастной период с ребенком происходит что-то, что ему позволяет быть более психологически устойчивым, при этом часть индивидуумов психологически устойчива [к 16 годам], часть — не устойчива. Это как с возрастом сексуального согласия — в разных странах он разный. Фактически это политическое решение, а не научное или медицинское».
«Думаю, что цифра 16 связана скорее с особенностями внутренних австралийских дискуссий на тему образования и развития, — соглашается детский психотерапевт Мария. — Нет особой принципиальной разницы в развитии человека в 16 и в 17 лет, хотя, конечно, один и тот же человек в этом возрасте за год меняется очень сильно».
Примерно в этом же духе высказывается и клинический психолог Григорий. По его словам, «нет какой-то фактологии, которая бы позволила поставить [единый] компромиссный порог между подростками и молодыми взрослыми».
При этом он отметил, что у шестнадцатилетнего подростка с большей вероятностью будет наблюдаться «биологическая зрелость мозговых структур». Впрочем, оговаривается собеседник, для минимизации вредных аспектов социальных сетей подростка нужно подготовить: дать альтернативные возможности для общения, помочь в развитии устойчивой самооценки и критического мышления. «С этим набором навыков можно быть спокойнее и за четырнадцатилетнего подростка, чем за восемнадцатилетнего, ими не обладающего», — констатирует Григорий.
13
Может быть, родителям стоит самим ограничивать взаимодействие их детей с соцсетями?
Смотря как это будет сделано. Большинство собеседников сходятся в том, что прямой запрет от родителей на использование смартфона или соцсетей не будет эффективной мерой.
«Здесь, на мой взгляд, уместна метафора с дорожным движением в большом городе, — говорит детский психотерапевт Мария. — Мы с раннего детства учим ребенка переходить дорогу, смотреть по сторонам. Постепенно он учится двигаться рядышком за ручку, а потом уже идти один. Примерно так же, на мой взгляд, должно строиться обучение детей безопасному поведению в соцсетях и в интернете вообще. Основная задача взрослых здесь не запрещать — как запретишь ходить через дорогу, если школа или дом бабушки на другой стороне улицы?! — а помогать, объяснять, показывать, как и что можно делать безопасно».
Более того, уверена собеседница редакции, жесткий запрет может оказаться даже вреден в долгосрочной перспективе:
Если просто запретить, то человек, который лет до 16 никогда не видел соцсети и не пользовался ими, может [затем] оказаться в довольно опасной ситуации, особенно учитывая, что часто в этом возрасте люди уже достаточно самостоятельны.
Не верит в действенность запретов и детский психиатр, согласившийся побеседовать с редакцией на условиях анонимности. «Если все сверстники вашего ребенка сидят в социальных сетях, то вы просто не сможете ему запретить находиться там же», — говорит собеседник редакции.
14
Что же тогда делать?
Помогать ребенку и учить его.
Во всяком случае, в этом уверены собеседники редакции. Как говорит детский психотерапевт Мария, родители сами должны помочь ребенку взаимодействовать с соцсетями. «Для этого нужно выработать правила, озвучить их, объяснить и показать, как использовать», — говорит она. Мария оговаривается, что универсальных правил тут нет — и конкретный перечень «зависит и от возраста и от моделей поведения, принятых в семье».
Детский психолог Михаил говорит, что родители должны научиться обсуждать с ребенком то, что он видит в социальных сетях:
Важны разговоры о том, с чем соприкасается ребенок, и помощь с тем, чтобы увидеть потенциальные опасности. Это особенно сложно, ведь здесь важно сохранять баланс заботы и уважения к интересам ребенка. Но если у ребенка будет ощущение, что такие беседы для него безопасны, что мы никак его не осуждаем, это помогает ему обрести экспертность и самому принимать хорошие решения, которые будут в его интересах.
Однако, подчеркивают специалисты, для этого необходимы доверительные отношения между родителем и ребенком. «Лучший совет — сохранять с ребенком хорошие отношения, — говорит психиатр. — Тогда рано или поздно (причем, скорее, чуть раньше) он расскажет, что с ним происходит. Не то чтобы он будет рассказывать все. Конечно, он все равно будет попадать в неприятности, но от многого вы сможете его защитить».
15
То есть ничего запрещать не надо?
Не совсем так. Как полагают собеседники редакции, родителям следует ограничивать экранное время ребенка и до определенного возраста использовать родительский контроль.
«Экранное время — соцсети и игры — ограничивать надо, особенно если мы говорим о маленьких детях, — говорит психиатр. — Это связано с тем, что нейромаркетологи намного умнее маленького ребенка (да даже большинства взрослых). Если не вводить ограничений, то большинство детей не смогут сами их себе установить. При этом какие именно должны быть лимиты — зависит от возраста и конкретной ситуации. Универсального ответа тут нет».
С этим же согласен и детский психолог Михаил. «Ограничения экранного времени часто хорошее решение, — говорит он. — Его можно устанавливать вручную, можно использовать специальные программы. Также следует использовать автоматические фильтры на контент, которые должны помогать оградить ребенка от разной информации, выкладываемой в социальных сетях».
«Я считаю, что родители должны использовать родительский контроль до тех пор, пока не убедятся, что их ребенок достаточно взрослый, чтобы самостоятельно управлять своими аккаунтами», — говорит клинический психолог Григорий.
При этом, настаивает собеседник редакции, важно параллельно формировать «здоровую привычку времяпрепровождения, укрепления самооценки и развития критического мышления», а также вовлекать детей в интересные для них занятия.
«Это может быть спорт, музыка, починка и модернизация техники (в частности компьютеров) или волонтерство — все, что вызывает интерес и придает уверенности, — говорит Григорий. — Когда дети учатся чувствовать себя хорошо от того, что они могут сделать, а не от того, как они выглядят и что у них есть, они становятся счастливее и лучше подготовлены к успеху в реальной жизни».