Найти в Дзене
Я путешествую одна

Тени прошлого: прогулка по Дoнецку в первый день зимы

В первый день зимы я отправилась в Донецк, на встречу с подругой. Простояла на обочине дороги 40 минут прежде чем из-за поворота показался микроавтобус Снежное-Донецк. Мой город единственный по трассе откуда не идут прямые автобусы в Донецк, и это жутко неудобно. Они или проезжают мимо уже полные, или удаётся протиснуться в узкую щель и стоять в замысловатой позе почти всю дорогу, которая кажется бесконечной. В этот раз я протиснулась, но оказалось, что не могу разогнуться, люди нависали со всех сторон. Я металась из стороны в сторону, пыталась принять более-менее сносное положение, но ничего не получалось. Решила выходить. Ехать, согнувшись вдвое, я не буду. Но водитель меня опередил. Увидел, как я барахтаюсь среди пуховиков и шапок, убрал с сидения рядом деньги, и предложил мне присесть.

"Садитесь, я вижу, что Вы не помещаетесь" - сказал он, улыбаясь.

И я с облегчением опустилась на освободившееся сидение.

Пока ехали я всё рассматривала и грустила. После Крыма глазам больно и непривычно видеть тусклые пейзажи и панорамы. Ещё не притёрлась. Да и погода серая, мрачная, солнца нет, а без него как будто нет и огонька жизненной силы, который бодрит и не даёт впасть в уныние.

Приехали мы на Крытый рынок, который когда-то часто бывал под обстрелом. Прошла мимо, поднялась к одной из центральных улиц города - улице Артёма.

-2
-3

Через дорогу, рядом с библиотекой имени Н.К. Крупской, тоже был мощный прилёт. Как раз возле остановки. Большая тогда получилась воронка.

-4

Иду по центру города, а он как будто заброшен, замусорен. Состарился, обветшал за 10 лет. Зияющие раны обнажены, тело его изувечено. Но вокруг тихо, только мирные звуки уставшего города растекаются по улицам-артериям, заглядывают в заметённые листьями дворы.

Прохожу Донецкий театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко. Фасад смотрится презентабельно, как будто война обошла его стороной, но если прогуляться по бульвару Пушкина, который проходит за зданием театра оперы и балета, то легко обнаружить следы ветхости, прикрытые только облагороженным фасадом.

-5

Время никого и ничего не щадит. Да ещё и погода эта сонная, которая навевает печаль. Всё вспоминаю толпы людей в центре города, предпраздничную атмосферу, молодость, бесконечный поток машин.

Наверное, лето преображает эти улицы и парки, выгоняет людей из домов, разбрасывает по лицам улыбки и жаркие, солнечные лучи озаряют даже самые унылые закутки где-нибудь на окраинах города.

-6

Отвыкла я от Донецка, забыла его. Да и он, без всех своих жителей, которые погибли и разъехались, и сам стал другим. Любое значимое событие накладывает отпечаток, а в этом городе их очень много на изрешечённых осколками домах.

-7
-8

Вот такое было у меня угрюмое настроение пока я шла по городу к месту встречи с подругой. Встречались мы возле ахметовской гостиницы "Донбасс-Палас", куда тоже прилетало в своё время. Надеюсь, безвозвратное.

У подруги настроение оказалось таким же унылым, как у меня. Говорит, последнее время совсем нет сил и из дома даже выходить не хочется. Смотрит в небо и мечтает о солнце, хотя бы о его скудных лучиках, но чтобы они озарили этот грустный, воскресный день.

Подруга притащила меня в кафе с недавно открытым новым залом для некурящих. Она успела промёрзнуть и проголодаться. Не гуляется ей в "суровые" зимние дни, когда температура падает до нуля и чуть ниже. Помню я Москву с сугробами и морозами в -30, тогда подруга замерзала доходя до метро и вытащить её на улицу было практически невозможно, а ходить из кафе в кафе совсем не вариант. Вот и в Донецке происходило тоже самое, только при меньшей температуре воздуха.

-9
-10
-11

В кафе тепло, в креслицах по-домашнему уютно. Сделали заказ и сидим, болтаем, делимся последними новостями, обсуждаем планы на будущее, наблюдаем за прохожими.

Вынесли наш заказ и тут же вкусно запахло едой.

-12
-13

Я сидела в кафе, обедала, и мне даже не верилось, что за окном не гремит Авдеевка, что сердце не замирает от подавляющего страха попасть под обстрел. Редкие люди спокойно ходят по дорожкам бульвара Пушкина, осенние листья умирают под нагими деревьями, колючий ветер щиплет кожу, а в кафе, за столиком, тепло и уютно, сытно и дружно.

После обеда подруга засобиралась в макеевскую "Галактику", и мы так и не попали на площадь Ленина, где уже устанавливают новогодние инсталляции, а одна я решила туда не идти. Поэтому мы вместе прошлись по бульвару в сторону Крытого рынка.

-14
-15
-16
"Грустно как-то" - сказала я, оборачиваясь по сторонам.
"В субботу было больше людей. Но вообще, да, пора сейчас такая - грустная. Сюда бы лето и больше красок" - ответила подруга.

Так мы и шли, тихо переговариваясь, делились воспоминаниями.

Я вспомнила, как здесь, на бульваре, ребята танцевали сальсу и приглашали на свои уроки, и одна из моих подруг так увлеклась, что действительно пошла на танцы. Вечер, почти ночь. Всё в огнях. Лавки заняты, негде отдохнуть ногам. Мимолётные знакомства, весёлый смех. Всё это было, а сейчас у меня в Донецке почти никого не осталось. Разъехались кто куда.

-17
-18
-19

Подошли к Администрации, где начиналась наша новая история - на баррикадах. Там всегда было людно. Я возвращалась с работы и встала как раз на этой остановке. В переходе стояла огромная очередь в "Форнетти", где продавали слоёную выпечку. В очереди обсуждали угрозу предстоящего разгона демонстрантов, и что они не позволят сломить народный протест. Все на энтузиазме и за правое дело.

-20
-21

Перед Администрацией установили памятники солдатам, а дальше наш путь лежал вниз по бульвару Шевченко. Мы их прошли и спустились к Крытому рынку. Я отправилась покупать билет в кассе на снежнянский автобус, а подруга пошла на другую автостанцию. Почти всю дорогу я проспала. Удивительно, в обычных автобусах я могу спать, а в автобусах дальнего следования, в больших и комфортных, нет. Видимо, нужно чтобы меня ощутимо потряхивало и автобус кланялся каждой остановке - это залог моего сладкого сна.

В Зугрэсе вышла на остановке и медленно побрела в магазин, а затем и домой.

Грустная получилась поездка, и погода серая настроению не способствовала, и сама себе его поднять не смогла. Дома забралась под плед и открыла очередную книгу Дарьи Бобылёвой - "Наш двор". Книга для детей и подростков, на мой взгляд, но читала её с удовольствием, вспоминала бабушкин двор и наши дворовые страшилки. Сразу так тепло стало на душе, как будто в детство нырнула с высоты прожитых лет. Надо же, сколько наша память хранит уютных воспоминаний. Мы буквально сотканы из них.