В 1982 году группа советских альпинистов впервые начала штурм Эвереста. Маршрут проходил по самому сложному, неизведанному ранее направлению - контрфорсу юго-западной стены.
Команду собрали из самых лучших альпинистов Союза. В 1982 году страна отмечала 60-летие со дня образования СССР. Восхождение наших альпинистов на Эверест было приурочено к этому юбилею.
Среди членов экспедиции был знаменитый телеведущий Юрий Сенкевич, который руководил уникальными съемками восхождения.
Альпинистская часть восхождения началась с ледника Кхумбу, которая спускается с высоты 6100 метров. Это огромный ледник длиной и шириной в несколько километров. Его считают смертельно опасным, так как тяжелые глыбы льда находятся в постоянном движении. Из-за этого образуются трещины глубиной с приличную многоэтажку. Обойти ледопад невозможно.
Схема восхождения была определена еще в Москве. Три группы альпинистов, по 4 человека в каждой, являлись основным составом команды. А четвертая, состоящая из пяти человек, была вспомогательной.
В большинстве случаев на вершину поднимаются лишь по двум маршрутам: северо-восточному и юго-восточному. А повторить советский маршрут до сих пор никому не удалось.
На подготовку Гималайской экспедиции ушло почти три года. Сенкевич принимал участие в ней с самого начала, так как работал в Институте медико-биологических проблем, где проходил отбор кандидатов.
Альпинистское восхождение. Помочь товарищу на высоте 7000 метров очень сложно. Это критическая для человека высота, к которой организм не может приспособиться. Если хочешь достичь вершины, медлить нельзя. Надо идти. И люди оказываются перед страшным выбором: помочь другому или лишить себя мечты покорить Эверест. Но, помогая, ты можешь потерять силы, и в итоге вы оба погибнете. Или пройти мимо умирающего человека и потом жить с этим камнем на сердце.
Всего альпинистам предстояло разбить 5 основных лагерей на различных высотах. Между ними организовали еще промежуточные: расстояние 500-700 метров.
С 22 по 31 мая были установлены два промежуточных лагеря на высоте до 7350 метров и снабжены всем необходимым для дальнейшего восхождения: палатки, спальники, горелки, запасы газа, бензина, комплекты кислородной аппаратуры, набор снаряжения, запас продуктов.
Высота Эвереста - 8848 метров. Выше этой точки человеческий организм просто не может существовать. Врачи доказали, что последние перед вершиной 848 метров являются “зоной смерти”. Плотность кислорода составляет лишь 32% от привычного.
Экстремальной для организма является высота свыше 5800 метров. Длительное пребывание вызывает у человека развитие горной болезни: слабость, одышка, кашель. Мозг страдает настолько, что могут случиться временные приступы помешательства. Поэтому, достигнув определенной высоты, альпинисты спускаются вниз, чтобы восстановить силы.
На высоте 5340 метров у подножья ледопада Кхумбу наши альпинисты разбили базовый лагерь. Правда, долго оставаться в нем было нельзя.
-Когда базовый лагерь на высоте 5300, через пару недель это напоминает чахоточный санаторий. Все кашляют. Доктор наш лечил народными средствами. Приходишь к нему: Кашляешь? Сейчас я тебе кофейку сварю. Тебе с коньячком или водочкой?
Только такие средства. Ничего реально не помогает. Единственный вариант: спуститься вниз на километра полтора-два, где лес. Там уже и дышится легко, и кашель проходит.
Николай Черный. Участник экспедиции “Эверест-82”.
Но, спустившись, надо было снова проходить весь путь заново. А погодные условия в горах постоянно менялись. Каждый из альпинистов еще нес рюкзак, вес которого доходил до 30 килограммов. И это в условиях, когда любой неосторожный шаг может опрокинуть в пропасть.
Изначально Сенкевич не собирался ехать вместе с командой на Эверест. Он думал, что его участие ограничится исследованиями и тестами в Институте медико-биологических проблем. Но затем было решено вести кинохронику восхождения.
-То, что пришел человек, который работал с нами в Институте, нам было очень приятно. Ему было очень тяжело, потому что он грузный, крупный человек. Один раз я спустился вниз на отдых. Зашел в кафе, смотрю, Сенкевич там сидит: Ты знаешь, - говорит, - так тяжело идти. Меня лошадь не везет, яки не везут. Приходится идти самому. Дак я никакого рюкзака даже не несу. Только иду своими ногами. Но он дошел. Он молодец.
Ерванд Ильинский. Участник экспедиции “Эверест-82”.
Сам Сенкевич на вершину не восходил. Он был участником этой экспедиции.
10 апреля 1982 года. Высота 7800. Четверка: Эдуард Мысловский, Владимир Балыбердин, Владимир Шопин и Николай Черный приступила к организации лагеря №3.
Накануне случилось ЧП. Из-за горной болезни стало плохо одному из участников - Вячеславу Онищенко. Его удалось спустить вниз, но руководство экспедиции устроило альпинистам разнос за то, что слишком поздно сообщили о болезни Онищенко. Лишь чудом он остался жив.
-У него было давление 50/0. (Пятьдесят на ноль!) То есть организм был полностью расстроен.
Казбек Валиев. Участник экспедиции “Эверест-82”.
Еще в Москве было заранее определено, что устанавливать последний, четвертый лагерь будет вспомогательная группа Вячеслава Онищенко.
Отработав на высоте свыше 8000 метров, сил на то, чтобы сразу же взойти на вершину, у них не будет. Чтобы не погибнуть от горной болезни, они должны спуститься вниз в базовый лагерь. И таким образом оказаться в хвосте очереди. При таком раскладе шансов покорить Эверест у них уже не будет. Альпинисты из вспомогательной группы знали об этом. .
Когда идет команда, у всех в мозгу только одна мысль: я должен залезть. В тот момент стало ясно, что кто-то должен пожертвовать своим шансом подняться на Эверест ради успеха всей команды. Вызвались Мысловский и Балыбердин.
28 апреля они отправились на установку пятого лагеря. Было решено: если останутся силы, не спускаясь, сразу же из пятого лагеря Мысловский и Балыбердин отправятся на штурм вершины. На тот момент Мысловскому было 44 года. Именно из-за возраста в начале отборочного конкурса его забраковали.
К вечеру 1 мая Балыбердин и Мысловский навесили веревки до половины пути к лагерю №5. Этот участок был чрезвычайно опасным. Отдельные вертикальные стенки чередовались с длинными острыми снежными гребнями. Чтобы организовать страховку, приходилось вырубать из снега тумбы диаметром полтора-два метра и обвязывать их веревкой.
На этом этапе Мысловский, пытаясь застегнуть зажим, ошибся и завис на стенке на высоте более 8000 метров. На плечах был рюкзак, который перевесил и перевернул его на перилах. Рюкзак пришлось отстегнуть и выбросить, иначе он бы просто задушил его.
В упавшем рюкзаке были крючья, карабины, кислород, продукты, два фотоаппарата. У Мысловского оказалась повреждена еще и кислородная маска.
4 мая Мысловский и Балыбердин во время пути попали под шквалистый ветер, укрыться от которого было негде. В один момент по рации Балыбердин сообщил, что они идут на пределе физических и моральных сил. До вершины оставалось 300 метров. Пальцы рук и ног онемели от холода и усталости. Мысли путались, дыхание прерывалось, кислород заканчивался. На двоих его не хватало.
Балыбердин принял решение обойтись без кислородного баллона. Когда альпинисты, наконец, вступили на пик Эвереста, то у них просто не осталось сил радоваться.
Состоялся сеанс связи с базовым лагерем, и первые поздравления были сдержанными. Не потому, что за спортсменов были не рады, просто опытные альпинисты знали: зачастую именно спуск предполагает большую опасность, чем восхождение.
Спустя три часа в базовом лагере вновь раздался прерывающийся голос Балыбердина: Боюсь, мы не спустимся до темноты.
Позже он признавался: “Никогда за свою жизнь в горах я не был так близок к смерти”.
Альпинисты по рации сообщили группе Иванова, которая шла следом, что они не могут начать спуск и останутся на ночевку. “Как ты оцениваешь высоту? Как далеко вы от вершины?” - спросил Балыбердина Иванов.
“Я оцениваю 8800”.
Это вызвало у всех шок.
Было ясно, что ночевка альпинистов на такой высоте, измученных до предела, без кислорода - самоубийство. Группа Иванова приняла решение отправиться на помощь. Двое с запасом кислорода поднялись к Мысловскому и Балыбердину. Остальные, экономя кислород, ждали их в палатке. Команда Иванова рисковала потерять шанс на восхождение, но оставить товарищей без помощи альпинисты не могли.
К счастью, получив кислород, Мысловскому стало чуть лучше, и под контролем Балыбердина он самостоятельно смог спуститься вниз. Группа Иванова осталась на вершине.
Бершов и Туркевич из команды Иванова, которые подняли кислород, стали первыми в мировой истории штурма Эвереста ночными покорителями. Вслед за ними 5 мая на вершину поднялись Валентин Иванов и Сергей Ефимов. Ночное восхождение с 7 на 8 мая совершила еще одна двойка. Валерий Хрищатый и Казбек Валиев.
А в это время в базовом лагере с нетерпением ждали новостей. От самочувствия и скорости спуска тех, кто уже побывал на вершине, зависел план штурма оставшимися альпинистами. Но новое трагическое ЧП спутало весь расклад. При выходе на восхождение в связке с Юрием Голодовым в трещину ледопада Кхумбу упал Алексей Москальцов.
-Леша пошел через трещину в кошках. Лестница за два дня подтаяла и наклонилась. Он потерял равновесие, не пристегнулся на страховочные перила и булькнул вниз. Мне пришлось помочь вылезти ему оттуда.
Юрий Голодов. Участник экспедиции “Эверест-82”.
И тогда руководство экспедиции решило отменить выход на вершину связки Николая Черного и Владимира Шопина.
-Уже был подморожен Мысловский. Москальцев провалился. Вершина сделана. Хватит выпускать. Неизвестно чем кончится. Вот так мы с Шопиным лишились восхождения.
Николай Черный. Участник экспедиции “Эверест-82”.
Двойке Ерванда Ильинского и Сергея Чепчева ради помощи своим товарищам тоже пришлось повернули назад, вниз. Находясь всего в 300 метров от своей заветной мечты о вершине мира.
9 мая 1982 года крайняя тройка альпинистов: Юрий Голодов, Валерий Хомутов, Владимир Пучков успешно штурмовали пик Эвереста и водрузили на крыше мира флаг СССР. Эта победа была приурочена к 60-летию СССР.
Первое интервью с восходителями делала съемочная группа “Клуба путешественников”. Бесценные кадры стали основой авторского фильма Юрия Сенкевича “Вершина”. Один из сложнейших маршрутов был пройден, и никто не погиб.
Сегодня отправиться на штурм Эвереста может любой желающий. Большинство покорителей теперь это не профессиональные альпинисты, заплатившие внушительные суммы за подъем.
Весной 2006 года мир потрясла трагедия на Эвересте. Около сорока человек прошли мимо умирающего англичанина Дэвида Шарпа. Тело Шарпа и сегодня находится на высоте 8500 метров.
Следует сказать, что и 1982 год на Эвересте был самым трагическим: погибло 16 человек. Это были люди из экспедиций с северной стороны. Всего на склонах Эвереста находятся более 200 погибших. Не раз общественность говорила, что их надо захоронить. Но на такой высоте это невозможно сделать.
Решение нашли российские альпинисты. В 2017 году они почтили память первых 15 погибших. Под руководством Олега Савченко группа альпинистов совершила восхождение на Эверест, чтобы накрыть специальной тканью тела погибших, капсулировать. И таким образом отдать дань памяти смельчакам, погибшим на подступах к вершине мира.
За рубежом поступок русских совсем не поняли: Зачем вы рискуете жизнью ради мертвых?
Но принцип СВОИХ НЕ БРОСАТЬ в русском характере испокон веков! И в далеком 1982 году его продемонстрировала всему миру первая советская Гималайская экспедиция.
Дорогие подписчики и гости канала. Большое спасибо за внимание. За Ваши добрые слова и комментарии. Будьте здоровы, счастливы. С любовью к Вам.