Найти в Дзене
Личный Почерк

Фан-Арт, как явление культуры: между игрой и высоким искусством

Оглавление

Воображение - это ключ к решению любых проблем и в жизни, оно же источник половины из них. Но при этом, воображение это потребность. Потому, что воображать - значит мыслить. Процесс это постоянный , требующий подпитки. И питается он всем тем, что попадает в нашу голову из вне. Все, что мы видим, слышим, читаем - всё что воспринимает наш мозг, попадает в воображение и разгорается порождая еще больше идей. Так устроен человек.

И так всё началось с фэнтези.

Фэ́нтези (фентези, фентэзи, фэнтази, fantasy — «воображение, фантазия», «иллюзия, игра воображения», «каприз», «способность создавать в уме образы реальных вещей или новые представления») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Произведения жанра фэнтези основываются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных или переработанных авторами. Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец», Клайв Стейплз Льюис, автор «Хроник Нарнии», и Роберт Говард, автор цикла о Конане-варваре.

Увлекшись фэнтазийными идеями, массы потребителей таких искусств объединились и образовали целое течение. Фентези послужило катализатором для развития целого ряда творческих направлений. Еще до того как слово "фан-арт" вошло в обиход. Тысячи людей по всему миру увлеченные образами любимых фантастических героев, отправились в путешествия, воссоздали одежду и оружие любимых персонажей, писали собственное продолжение известных сказок, и конечно рисовали, рисовали и рисовали. Самым масштабным течением такого творчества, пожалуй можно считать Толкенистское ( это люди, увлечённые творчеством Джона Рональда Руэла Толкина, английского писателя и профессора, наиболее известного как автора «Властелина колец», «Хоббита» и других произведений, связанных с вымышленным миром Средиземья). Это движение дошло до таких масштабов, что во время переписи населения, некоторые "увлечённые" стали указывать свою национальную принадлежность как "эльфийскую"(на пример) Причем эта мода не прошла стороной и Россию. Таким образом первые эльфы в России были обнаружены во время переписи населения 2010 года. А на 2023 год насчитывается 12 тысяч эльфов-россиян. Не хочется погружаться в политику, однако забавно, что по закону "Россиянам «разрешили» считать себя эльфами, хоббитами и гномами". 16 декабря 2023 на сайте NEWS.ru вышла статья, где автор ссылаясь на мнение экспертов и Конституцию заметил такое право. Указав соответствующую статью №26, в которой, по крайней мере ничего не говорится о том, что эльфом быть нельзя.

-2

Такое положение дел жирной красной линией подчеркивает серьёзность и значимость искусства. Влияние его огромное и разностороннее.

Конечно далеко не все увлечены Толкином, но у каждого есть свои предпочтения. А в современной, большими шагами развивающейся, популярной культуре есть предложения на все спросы. С развитием комиксов, кино и компьютерных игр число фанатских сообществ стало увеличиваться и в понятие "Толкенисты" они уже, конечно, не умещались. Но все они горели творческим огнём, свободная фантазия развивала любимые образы. Создавались новые галереи, новые тусовки и организации. Они объединяли просто любителей и профессионалов. Так появился ФАН-АРТ.

Сегодня фан-артом не занимается только ленивый. Каждый, кто был ребёнком, хоть раз да рисовал любимого героя мультфильма или кино. Или играл изображая любимого персонажа. Уничтожив световым мечом всех клонов-лопухов и репейников в округе. Наиболее смелые и творческие не забросили рисовать выйдя из детского возраста. С ростом опыта и мастерства росло и качество исполнения артов. Кто-то превратил это увлечение в профессию, кто-то в способ самовыражения. И можно с уверенностью заявить, что фан-арт - это самый распространённый вид искусства, охватывающий 99% населения.

Давайте рассмотрим Фан-арт по-внимательнее...

Искусство между игрой и высоким искусством
Искусство между игрой и высоким искусством

Фан-арт (англ. fan art) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное рисованное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом) , использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Авторские работы фанатов отдельного произведения или их сходной группы на тему доработки внешности персонажей, места действия и т. п. Фан-арт не включает самостоятельно придуманные доработки и их литературные описания. Фан-арт может представлять иллюстрацию, пародию, корректуру, кроссовер («переплетение» нескольких произведений) , и др. В более широком смысле — любое производное некоммерческое произведение, созданное поклонником какого-либо оригинального произведения.

Некоторые считают, что "Чаще всего термин «FanArt» использует Аниме субкультура для срисованного, нарисованного или придуманного героя манги или его экранизации-Аниме." Однако это не совсем верно.

Фан-арты делят на любительские (изображение созданное простыми смертными) и авторские (творчество самих художников-авторов уже принятых).

К фан-арту обращаются и профессиональные художники. Во-первых потому, что художники тоже люди и у них есть свои любимые персонажи, вдохновляющие их на творчество. Кроме того в творческой среде бытует мнение, что чтобы раскрутить свою страничку в интернете и привлечь внимание к своему творчеству, нужно рисовать знакомые и всем любимые образы. По этому, для части авторов фан-арт - это приём самопродвижения. А еще это средство для развития собственных способностей. Рисуя знакомый образ, художник оттачивает мастерство работы по фантазии. Пробует и изучает способы стилизации, трактовки формы, вырабатывает свой собственный стиль и манеру работы.

Просто смотреть фан-арты тоже очень полезная практика, для изучения личного почерка. "Насмотренность" - в принципе - отличительное свойство художников-профессионалов. Но именно на примере фан-арта очень удобно сравнивать творческую манеру разных авторов. Тем более если вы начинающий автор и только встали на свой творческий путь. Полезно посмотреть как рисуют, Бетмэна (на пример) разные художники. Это ярко демонстрирует работу фантазии, приёмы изображения формы, построение композиции и колористические решения.

В наше время, когда очень много разных ресурсов (огромное количество цифровых галерей и соц-сетей) примеров разнообразного исполнения персонажей все время растёт. Глядя на них можно учиться и отталкиваться от их творчества. Вы, как автор, можете воспринимать весь тот опыт который представляют разные художники, как свой собственный: заимствуйте понравившиеся приёмы изображения и избегайте, того, что на Ваш личный взгляд неприемлемо. - Так вырабатывается Ваш собственный стиль.

Смотреть Арты с известными персонажами можно бесконечно, и рисовать тоже. Это приятно и полезно.

Но Фан-арт имеет ещё один аспект и для многих художников представляется как средство выражения собственных идей. Этих художников не принято причислять к фан-артистам, однако, они сделали карьеру именно на известных образах. Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Космический захватчик. В своём творчестве они возвели медийные образы в нечто большее, наделив их особым смыслом, выходящим за рамки их изначального значения. В руках этих художников поп-арт стал высоким (как говорится "галерейным" или "музейным") искусством.

Эти люди не только самовыразились, но еще и возвели поп-культуру к новым горним смыслам. Бывает в искусстве случается и наоборот и художники поп-арта обращаются к горним темам приводя их в массовое искусство. Таким образом, через художников Поп-арт углубляет своё значение. У одного из виднейших художников-иллюстраторов, художника комиксов Симона Бислея есть интересная серия графических листов посвященная Библии. Библейские сцены созданные в эксцентричной манере подчеркивают ужас описываемых событий. Экспрессивный стиль художника завораживает и пугает, но в месте с тем заставляет задуматься. И привлекает к чтению Священного писания тех, кто с ним еще не знаком.

Говоря про Фан-арт естественным образом возникает вопрос об авторских правах. Каждый художник решивший опубликовать или подзаработать на своём творчестве должен знать юридические нюансы этого дела. Изучив разные источники можно сделать простой вывод: фан-арт сам по себе законов не нарушает. Кроме того, авторы известных вещей даже поддерживают такой вид творчества, так как он помогает популяризации их образов. Если автор фан-арта не выдаёт идею за свою собственную, то и интеллектуальных прав он не нарушает. А фан-артист, по определению не стремится к этому. По этому проблем возникнуть и не может. Проблемы возникнут лишь в том случае, если Вы захотите продать своё произведение, выставив на широкую аудиторию. Вот тогда Вам понадобится заручиться таким правом. Право на коммерческое использование чужого образа, впрочем, получить можно. Его можно, к примеру, выкупить. Или получить письменное разрешение на каких-либо условиях.

Для справки: Согласно ГК РФ ч.4, авторские права на произведение и его персонажей принадлежат писателю в течение всей жизни, затем они переходят его наследникам, и действуют следующие 70 лет. По истечении этого срока все фильмы, книги, сериалы, комиксы и другие произведения, включая персонажей, становятся общественным достоянием. Получается, автор может абсолютно законно создавать фанфикшн на работы, которые были созданы примерно столетие назад, и использовать их в коммерческих целях, но лучше убедиться, что правопреемников нет, и вы не нарушаете авторские права автора.

Более подробно о авторских правах можно почитать в интернете.

В заключение можно сказать, что Фан-арт - на сегодняшний день, это целый мир, со своими законами, звёздами и творческими вершинами.

Одной из возможных вершин можно назвать Премию «Хью́го»

Из Векипедии: Пре́мия «Хью́го» (англ. Hugo Award), изначально Ежегодная премия за достижения в области научной фантастики (англ. The Annual Science Fiction Achievement Award) — англоязычная читательская литературная премия, присуждаемая ежегодно лучшим научно-фантастическим, реже — фэнтезийным произведениям, опубликованным в течение предыдущего календарного года, а также лицам за творческие достижения, связанные с этими жанрами в течение того же периода времени. Она названа в честь Хьюго Гернсбека, основателя первого в мире научно-фантастического журнала Amazing Stories, одного из «отцов» жанра научной фантастики. Премия находится в ведении Всемирного общества научной фантастики (англ. World Science Fiction Society — WSFS), сами награды присуждаются с 1953 года на Всемирном конвенте научной фантастики («Ворлдконе») по результатам голосования его зарегистрированных участников (поэтому имеет статус «читательской»). «Хьюго» считается «высшей наградой в области научной фантастики».
В настоящее время награды присуждаются в семнадцати номинациях (изначально их было семь). Победителям вручается приз, который представляет собой вертикально стоящий на основании хромированный ракетный корабль; дизайн основания меняется ежегодно, вид самой ракеты неизменен с 1984 года. Денежного поощрения победителей не предусмотрено. Начиная с 1973 года отдельно присуждалась «премия Джона В. Кэмпбелла» (с 2020 года сменила название на «Поразительное») — «самому многообещающему молодому автору года», которую мог получить автор, впервые опубликовавший в этом году свои фантастические произведения, а с 2018 года — премия «Путеводная звезда» за лучшую книгу для подростков. Эти две премии вручаются на церемонии награждения премии «Хьюго», и процесс выбора победителя схож, но формально они не относятся к премии «Хьюго».
Первое вручение наград состоялось в 1953 году на 11-м «Ворлдконе» в Филадельфии, с 1955 года вручаются ежегодно. Награды 2021 года были вручены на 79-м Всемирном конвенте научной фантастики Discon III в Вашингтоне 18 декабря 2021 года. Церемония прошлого года состоялась на 80-м «Ворлдконе» Chicon 8 в Чикаго 4 сентября 2022 года. Последняя на данный момент церемония награждения состоялась на 81-м подобном мероприятии Chengdu Worldcon в Чэнду 21 октября 2023 года.

И хотя по основным правилам заявиться на премию «Хьюго» художнику-любителю нельзя.  Процесс номинации открыт для всех участников текущего и предыдущих Всемирных конвентов научной фантастики (Worldcon).  Это значит, что «жюри» часто состоит из тысяч людей, и отправлять свою работу всем нецелесообразно. Однако есть сторонние сайты, где люди могут давать рекомендации для премии «Хьюго». А ещё у Хьюго существует номинация «Художник-любитель» (Fan Artist), которая, как правило, присуждается художникам, бесплатно (или за скромную плату) иллюстрирующим фэнзины или полупрофессиональные журналы. Чтобы получить награду, номинант не обязан издавать свою рукопись в бумажном формате: он может разместить её в Интернете.

Так, что, если Вы любите участвовать в конкурсах и рисовать героев книг и комиксов, то существуют площадки на которых можно проявиться!

Но помните, что самая высокая вершина Фан-арта - это хорошо сделанный арт!

Надеюсь, что статья была интересна для Вас! Не забудьте поставить Лайк! Вам не сложно, а нам очень важно! Спасибо, что дочитали до конца!