Найти в Дзене
Камбоджа Ангкор

Эпиграфические заметки Анри Муо

Кто такой Анри Муо - это тот человек, которому достались лавры первооткрывателя храмов Ангкора в Камбодже. Тут я не буду вдаваться в подробности того, заслуженно или нет. Сегодня о другом! 27 апреля 1858 года 31-летний Александр Анри Муо отплыл из Лондона в Бангкок с целью исследовать отдалённые внутренние районы материковой части Юго-Восточной Азии. Он особенно интересовался орнитологией и малакологией, но также увлекался филологией, фотографией и иностранными языками.
Он родился в 1826 году в Монбелиаре, Франция, стал знатоком греческого языка и в возрасте восемнадцати лет отправился преподавать греческий и французский языки в Военную академию в Санкт-Петербурге, где быстро выучил русский и польский. В то же время он узнал о новом фотографическом процессе, изобретённом Дагерром, и в 1854 году во время обширных путешествий по Германии, Бельгии и Италии опробовал его в качестве нового вида искусства. Два года спустя Муо поселился в Англии и женился на Аннет, родственнице ш

Кто такой Анри Муо - это тот человек, которому достались лавры первооткрывателя храмов Ангкора в Камбодже. Тут я не буду вдаваться в подробности того, заслуженно или нет. Сегодня о другом!

27 апреля 1858 года 31-летний Александр Анри Муо отплыл из Лондона в Бангкок с целью исследовать отдалённые внутренние районы материковой части Юго-Восточной Азии. Он особенно интересовался орнитологией и малакологией, но также увлекался филологией, фотографией и иностранными языками.

Он родился в 1826 году в Монбелиаре, Франция, стал знатоком греческого языка и в возрасте восемнадцати лет отправился преподавать греческий и французский языки в Военную академию
в Санкт-Петербурге, где быстро выучил русский и польский. В то же время он узнал о новом фотографическом процессе, изобретённом Дагерром, и в 1854 году во время обширных путешествий по Германии, Бельгии и Италии опробовал его в качестве нового вида искусства. Два года спустя Муо поселился в Англии и женился на Аннет, родственнице шотландского исследователя Мунго Парка. Говорят, что недавно опубликованная книга Джона Боуринга «Королевство и народ Сиама» (1857) вдохновила его на путешествие за пределы Европы, но, возможно, свою роль сыграли и растущее присутствие французов в материковой части Юго-Восточной Азии, и авантюрные путешествия Мунго Парка.

Рисунок по эскизу Генри Муо (1864). Британская библиотека,
Рисунок по эскизу Генри Муо (1864). Британская библиотека,

При поддержке Королевского географического и зоологического обществ в Лондоне Муо начал свои путешествия по материковой части Юго-Восточной Азии в Бангкоке, затем отправился в Камбоджу на рыбацких лодках, слонах, повозках, запряжённых волами, и лошадях, и часто единственным способом передвижения по джунглям был пеший поход.
В 1860 году он добрался до руин Ангкор-Вата, которые всё ещё использовались кхмерами в качестве церемониального места, хотя и были сильно заросшими огромными растениями и деревьями. С многочисленными набросками, рисунками, списками слов и эпиграфическими заметками в кармане он отправился на плато Корат через Бангкок, затем вниз по реке Лоэй мимо Лоэя и Паклая, пока не добрался до Меконга и, наконец, до Луанг Прабанга в июле 1861 года. В Луанг Прабанге и его окрестностях он собрал коллекцию многочисленных экземпляров насекомых и ракообразных, которые ранее не были известны западным зоологам, в том числе великолепного чёрного жука, который позже был назван
Mouhotia gloriosa, и паука необычной формы, который теперь известен как Cyphagogus Mouhotii.

Во время своих путешествий Муот переписывался со своей женой Аннет, а также с братом Чарльзом и женой Дженни и отправлял подробные отчёты о своих встречах в Королевское географическое общество через Сэмюэля Стивенса. Он также писал в своём дневнике очень подробные описания земель и людей, флоры и фауны, а также выражал свои мысли и желания, проводя долгие ночи в джунглях.
Одна из записей, сделанных недалеко от Пхетчабуна, гласит:
Глубокая тишина этого леса и его пышная тропическая растительность неописуемы и в этот полуночный час глубоко впечатляют меня. Небо безоблачно, воздух свеж, и лунные лучи лишь кое-где пробиваются сквозь листву, пятнами ложась на землю, словно кусочки белой бумаги, разлетевшиеся по ветру. Тишину нарушают лишь шорох опавших листьев, падающих на землю, журчание ручья, протекающего по каменистому дну у моих ног, и лягушки, перекликающиеся друг с другом по обе стороны, чьё кваканье напоминает хриплый собачий лай. Время от времени я слышу хлопанье крыльев летучих мышей, которых привлекает пламя факела, закреплённого на ветке дерева, под которым расстелена моя тигровая шкура; или, с большими промежутками, крик какой-нибудь пантеры, зовущей свою подругу, на что с верхушек деревьев отвечает рычание шимпанзе, чей покой потревожен этим звуком. (Муо 1864: 2. 99-100).

Рисунок по эскизу Генри Муо (1864). Британская библиотека
Рисунок по эскизу Генри Муо (1864). Британская библиотека

Путешествуя по джунглям, Муо сталкивался с различными опасностями, в основном с дикими животными, которые представляли потенциальную угрозу для его жизни и жизни его местных спутников и слуг. Рисунки, которые он делал при свете факела, дают представление о его встречах с животными. Однако в конце концов он стал жертвой не дикого зверя, а лихорадки и скончался 10 ноября 1861 года у реки Нам-Хан примерно в 8 км к северу от Луанг Прабанга. Его верные слуги похоронили его там и позаботились о том, чтобы все его вещи были доставлены в Бангкок и в конечном итоге переданы жене и брату Мухота.

Могила Муо, которую поспешно соорудили, почти исчезла несколько лет спустя, когда в апреле 1867 года на это место прибыли члены французской исследовательской комиссии по Меконгу. Прочная гробница была возведена только в 1887 году по рекомендации Огюста Пави, первого французского консула в Луанг Прабанге, и была отреставрирована в 1990 году Обществом Монбельяра.

Могила Анри Муота у реки Нам-Хан, провинция Луангпхабанг
Могила Анри Муота у реки Нам-Хан, провинция Луангпхабанг

Коллекции естествознания Муо были переданы Королевскому географическому обществу, а его путевые дневники, письма и гравюры с его рисунков были опубликованы в двух томах в 1864 году. За одним исключением: небольшая коллекция эпиграфических заметок и визы Муота, выданные сиамскими властями, которые позволили ему отправиться в Лаос. Эти бумаги и документы были обнаружены только в 1894 году, когда миссис Муо передала их Британскому музею, спустя более 30 лет после смерти своего мужа. Сейчас они хранятся в Британской библиотеке под номером Or.4736. Считается, что они были привезены из Сиама и переданы Анне Муо близким другом Анри Муо, доктором Кэмпбеллом. Изначально эти бумаги были отдельными листами, но в Британском музее их собрали в книгу. Большинство документов датировано 1860–1861 годами.

Фрагмент текста на священном кхмерском языке. Британская библиотека
Фрагмент текста на священном кхмерском языке. Британская библиотека

Они содержат священный кхмерский алфавит для текстов на пали вместе с коротким образцом текста, обычный кхмерский алфавит с двумя образцами текста, копию древней кхмерской каменной надписи, обычный лаосский алфавит, лаосский алфавит (пхунг дам) для Западного Лаоса с образцом текста, лаосский алфавит (пхунг кхао) для Восточного Лаоса и обычный лаосский алфавит с образцом текста.

Также прилагаются три проездных документа, выданных и заверенных сиамскими властями в Бангкоке. Когда Муо впервые прибыл в Чайяпхум, местный губернатор не разрешил ему ехать дальше. Ему пришлось вернуться в Бангкок, чтобы получить необходимые проездные документы, прежде чем он смог продолжить своё путешествие в Лаос, которое так печально и безвременно закончилось.

Путевой документ с печатью Махаттая (Министерства иностранных дел). Британская библиотека
Путевой документ с печатью Махаттая (Министерства иностранных дел). Британская библиотека