Проблемы современной школы
1. Цифровизация.
С момента появления первого электронного журнала, который из Дневника ру в Нижегородской области превратился в Элжур , в жизнь учителя вошло много разных электронных образовательных платформ: РЭШ, МЭШ, УЧИ.РУ. На каждую с завидным постоянством учителей просят или обязуют зайти, начать работать, зарегистрировать детей. В настоящее время соцсети наполнены негодующими письмами и вопросами по поводу насильственного принуждения использования Сферума.
В одном из последних классных часов в рамках «Разговоров о важном» представитель СБЕРа рекламировал замечательное достижение разработчиков ИИ – Сберовского Кота-помощника, например, в выполнении домашних заданий.
В настоящее время достижения учащихся тоже оцифрованы: учитель и родители должны все достижения своих детей вносить в электронные портфолио.
Домашние задания прикреплены в виде файлов.
Родители лучше детей знают, что задано и как нужно задание выполнять. Ученики даже старших классов не знают, что задано. Элжур знает.
«Разговоры о важном», «Проектории», Уроки финансовой грамотности»- всё, что спускается в приказном порядке и требует отчётности, размывает классно-урочную систему работы в школе. Недавнее распоряжение Управления образования обязывало учителя вести классный час строго по материалу, спущенному свыше.
Чтобы вести кружок, необходимо зарегистрироваться в Навигаторе дополнительного образования. Не важно, будешь заниматься или нет, зарегистрируйся!
Телефон запрещено использовать на уроке, а на переменах дети настолько увлечены играми, что не слышат звонков и не видят учителя.
Цифра так плотно вошла в жизнь школы, что любой уважающий себя учитель понимает: скоро ему здесь будет делать нечего. Под видом облегчения работы учителя и снижения педагогической нагрузки из школы настойчиво вытесняется главный её компонент – взаимодействие учителя и ученика, личностные отношения, тепло взаимопонимания.
В последнем докладе ЮНЕСКО о цифровом образовании (его можно прочитать на канале А.Савватеева «Родная школа») сказано, что «о пользе цифрового образования говорят исключительно производители этого контента… внедрение цифрового образования носит государственный масштаб, однако вопросы реализации отданы на откуп не государству, а коммерческим структурам. Это бизнес».
Бизнес в настоящее время уничтожает школу.
2. Педагогический состав.
57% учителей в российских школах пенсионного и предпенсионного возраста. Да, эти учителя востребованы, потому что некому работать или потому что большая часть из них честно делает свою главную работу - учит детей. Все аналитические справки можно найти на том же канале А.Савватеева «Родная школа». Молодые учителя или не справляются и уходят, испугавшись трудностей в работе с детьми или административных трудностей, или получают настолько низкую зарплату при огромной нагрузке, что она никак не компенсирует их желание «отдавать себя детям».
Чрез 5-7 лет в школе некому будет работать! Мы опять упираемся в цифру как выход.
3. Обман.
Никто не обладает реальной картиной качества знаний выпускников 9 и 11 классов. Не секрет: если поставить выпускникам девятых классов те отметки, которые они заслуживают, то больше половины не будут допущены к экзаменам, потому что их не сдадут. Поголовное списывание. Ответы выложены в Интернете. Стоимость обозначена.
Большинство сдающих не утруждает себя. На тройку списывают и через 30 минут покидают ППЭ (пункт проведения экзамена), из 15 сдающих в одном кабинете пытаются выполнить все задания 1-2 человека. Именно поэтому обучение в 7-9 классах, когда ученик взрослеет, становится ненужным.
В 11 классах большинство учащихся занимается с репетиторами. В школу ходит в лучшем случае половина класса. Одиннадцатиклассники всё внимание уделяют тем предметам, которые нужны им для ЕГЭ. Остальные их не волнуют. После написания итогового сочинения, например, перестают заниматься литературой. География никому не нужна. История – только сдающим историю.
Цифра снова побеждает: школа не нужна, учитель не нужен.
4. Бесправие.
Нельзя ставить двойки. Можно, только если в итоге всё равно поставите 3.
Снова обман. Нужно просто на государственном уровне разрешить ставить 2. Это значит только то, что ученик или не способен в силу умственных, или физиологических, или психических способностей усвоить материал (это должно быть зафиксировано в документе об окончании 9 классов) или же он просто лентяй. Таких детей становится с каждым годом всё больше. В отдельных школах – целые классы. Получается, что школа развращает их, поощряя лень и расхлябанность.
5. Низкий уровень обученности.
Каждый преподаватель, давно работающий в школе, скажет, что с каждым годом учебники становятся всё хуже: наукообразность изложения материала делает их непонятными для самостоятельной работы. Если ученик болел, он самостоятельно не разберётся в материале. Язык изложения даже в учебнике русского языка 5 класса настолько коряв, что вызывает отторжение не только у ребёнка. Учебники для чтения в начальной школе составлены людьми, не любящими и не знающими ни литературу, ни детей.
В обычных школах и обычных классах обучаются дети, не способные усваивать материал средней школы – педагогически запущенные. В 6-7 классах уже понятно, что экзамены в 9 классе они не сдадут. В классе им делать нечего. На второй год оставлять бесполезно и нельзя. Выход? Профессиональное образование с 7 класса?! Нет, такие дети будут сидеть и маяться до девятого и каким-то чудом выпускаться.
На первый взгляд, благополучные дети с хорошими отметками в аттестате за девятый класс. Фикция. В десятый класс приходят такие из разных школ. Общая картина: безграмотность, неумение излагать собственные суждения, значит, и неумение мыслить. А порой и неумение читать. Скажу как эксперт ЕГЭ по русскому языку – 90% выпускников не понимают текст, предложенный для написания сочинения. Страшнее другое – не утруждают себя в его понимании.
Всё это – следствие тех экспериментов, которые происходят в школе последние 20 лет. Реформы образования разрушают образование. Цифровизация поставит точку.
6. Учебный процесс.
Главная задача школы и учителя – учить. В настоящее время эта задача не решается и не выполнима. Во время уроков проводятся любые мероприятия, не связанные с учебными действиями. Школьный тур предметных олимпиад длится с конца сентября! по начало ноября. Начинается это действо с 12.00, значит, два урока в отдельных классах будут сниматься. Затем начинаются муниципальные туры в разных школах – в день проведения олимпиады не учится вся школа. Психологический центр забирает учащихся на 3 дня на психологические тренинги. Центр занятости – на ярмарки профессий. Центры дополнительного образования – на свои мероприятия. А ещё «Проекторию» надо показать, срочно тесты по финансовой грамотности пройти, В ДКХ на концерте присутствовать и Социально-Психологическое Тестирование пройти. Это далеко не полный перечень всего того, что делается в святое урочное время.
Ученики не учатся. Учитель не учит.
7. Пушкинская карта.
Замечательное начинание, проклинаемое учителями. За использование Пушкинской карты учеником отвечает учитель!!! Каждую неделю учитель обязан отчитываться, сколько человек приобрели карту (по достижении 14 лет это необходимо), сколько воспользовались (в сводной ведомости 16 столбцов!) Недавно учителя должны были вспомнить и предоставить данные за прошлый год, хотя в прошлом году они это уже делали.
8. Устный экзамен по русскому языку в 9 классе и итоговое сочинение (придуманное госпожой Солженицыной) в 11 абсолютно бесполезны.
Четыре учебных дня вычеркнуты из образовательного процесса (2 - на репетицию, 2- на экзамен). Ничего не проверяют эти экзамены, т.к. сдаются и пишутся по шаблону. Требуют быстрой проверки (день на проверку) и огромного количества сопроводительных документов: на экзамене по русскому языку на каждого отвечающего оформляется по 4 протокола. По результатам написания сочинения требуется анализ, на составление которого уходят сутки работы завуча. Что потом происходит с этими бумагами, никому не известно!
Та же картина – на ОГЭ и ЕГЭ.
В настоящее время проверку ОГЭ по русскому языку перевели в цифровой формат. По опыту скажу: это невозможно делать качественно. Снова обман!
И перевод ОГЭ по информатике в цифровой формат вызвал стресс у не готовых к нему выпускников и преподавателей, не имеющих отношения к информатике и вынужденных быть организаторами в аудиториях, а значит, ответственными за проведение экзамена.
В 2022 году А. Савватеев и его команда сформулировали Доктрину русской (отечественной) школы. Писали Открытое письмо Президенту Российской Федерации – Манифест спасения массовой школы. В настоящее время эти люди продолжают свою деятельность.
Заканчивается 2024 год. Неужели невозможно предпринимать меры для спасения школы?? Словесной борьбы недостаточно, но и молчать невозможно!
Учителя русского языка и литературы
МБОУ Школа №7 г. Дзержинска
Нижегородской области