Найти в Дзене

Часть 3. Сборка и настройка акустической системы.

Оглавление

Итак, конструкция корпуса моей АС была успешно изготовлена в хорошей мастерской у моего давнего соратника...в первой части.

Как зарождалась концепция развития проекта, можно прочесть.

Изучив просторы интернета и по рекомендации соратников, было принято решение слегка наполнить корпуса АС звукопоглощающим материалом. Причем в басовых секциях для поглощения стоячих волн рекомендуется использовать каменную вату.

Каменная вата
Каменная вата

В данном процессе необходимо найти приемлемый баланс между поглощением стоячих волн и снижением добротности корпуса АС. Учитывая, что корпус АС у меня секционирован, то для достижения цели материалы на разных частотах будем применять разные. Промежуточно проводя измерения микрофоном.

Ватин
Ватин

Учитывая нежелательность наличия каменной ваты в воздушной среде, оборачиваем ее в ватин и делаем подушки...

-4

Такими базальтовыми подушками обложим стенки НЧ-секции. Точечно приклеив их на герметик.

НЧ секция АС
НЧ секция АС

В секции Мидбас-СЧ-ВЧ на данном этапе применим заполнение синтепоном.

Секция Мидбас-Сч-Вч
Секция Мидбас-Сч-Вч

Зная реальные характеристики динамиков и корпуса АС, рассчитал в программе VituixCAD2 параметры фазоинверторов и напечатал на 3D-принтере.

-7

И не спеша собрал АС...

-8

Для сведения чувствительности динамиков в приемлемый уровень, басовые и мидбасовые динамики были соединены параллельно, купольные СЧ — последовательно. Больше недели у меня ушло на обдуманную настройку акустики. В итоге, по результатам измерений, фазики стали короче на 90 мм. В процессе настройки фазиков надо обращать внимание на равновесность горбов импеданса басовой секции. При равной амплитуде горбов формируется ровная (плоская) результативная АЧХ совместной работы в области НЧ. Итог...

Импедансы динамиков в корпусе....
Импедансы динамиков в корпусе....

Учитывая использования DSP процессора с цифровыми фильтрами, была проведена огромная работа в плане измерений происходящих процессов внутри корпуса и нивелирования их влияний. На рисунке показаны измерения басового и мидбасового динамика и фазоинверторов в ближнем поле...

АЧХ басового динамика и фазоинвертора в ближнем поле
АЧХ басового динамика и фазоинвертора в ближнем поле
АЧХ мидбасового динамика и фазоинвертора в ближнем поле
АЧХ мидбасового динамика и фазоинвертора в ближнем поле

Посмотрите, как лезет из фазоинверторов сигнал выше 300 Гц. В дальнейшем при выборе фильтров и полосы раздела это необходимо учитывать!

Групповое время задержки НЧ секции оказалось на 30% ниже расчетного, что очень хорошо. В дальнейшем я также учту его при сведении полосы бас-мидбас.

ГВЗ
ГВЗ

В общем, не вдаваясь в подробности изысканий, измерил я все необходимые характеристики динамиков в готовом корпусе и загрузил их в симулятор Витек (VituixCad2). Главное! ВЧ и СЧ динамики измеряем на расстоянии 0,7...1 м, бас, мидбас и фазики — в плоскости закрепленной панели.

Тут стоит отметить, что данная софтина довольно хорошо обрабатывает входные данные. Если оценить сходимость виртуальных результатов расчетов фильтров и фаз с реально получаемыми при измерениях, я бы оценил в 80%, что очень хорошо.

Результаты симуляции в VituixCad2
Результаты симуляции в VituixCad2

Полученные результаты загружаем в DSP-процессор...

Софт DSP процессора
Софт DSP процессора

И получаем нашу реально измеренную в комнате АЧХ и ФЧХ акустики по уровню -10 дБ...

Измеренная АЧХ и ФЧХ акустики
Измеренная АЧХ и ФЧХ акустики

При этом удалось получить довольно низкие искажения акустического сигнала при воспроизведении данной АС...

THD акустики при воспроизведении сигнала
THD акустики при воспроизведении сигнала

Помучившись пару часиков, с помощью технологии FIR-фильтров сделал свою АС фазолинейной...

Линейная фаза
Линейная фаза
Импульсный отклик
Импульсный отклик

И вот теперь самое главное...

Когда наша акустика уже синтетически вылизана, я провожу комплексную коррекцию влияния помещения в точке прослушивания. Думается мне, что это самый важный элемент, отличающий нашу АС от всякого «пассивного хлама». И не важно, сколько этот хлам стоит)))).

АЧХ акустики в точке прослушивания. Расстояние до межцентрового АС порядка 3.5м.
АЧХ акустики в точке прослушивания. Расстояние до межцентрового АС порядка 3.5м.

Дело в том, что, имея огромный инструментарий настроек моей активной АС, я довольно легко привел ее к АЧХ студии в точке прослушивания музыкального контента. При этом не заморачиваясь на всякие там басовые ловушки, поглотители и прочую малоэффективную, но дорогую дрянь.

Все фазовые набеги совместной работы акустики с помещением, результатом которых стали бы провалы и выбросы на АЧХ и как следствие гул комнаты на разных частотах в точке прослушивания, нивелированы. Они устранены при помощи DSP процессора!

Сравнил звучание АС до и после. Разница колоссальная.

Резюмируя, стоит отметить, что, конечно, всё было не так просто и складно. Было проведено под сотню различных замеров и вариантов фильтров, заполнений поглотителем корпуса АС, работа АС с комнатой и т. д. Но это того стоило!

P. S. В течение последних десяти лет я раза 4 посещал собор Святой Софии в г. Полоцке и слушал на органе произведение И. С. Баха Toccata and Fugue in D minor, BWV 565. И было сокровенное желание попробовать воспроизвести эти ощущения в комнате 20...30 кв. Эту мощь давления нижних регистров, эту чистоту звука труб, объем! Потом я слушал это произведение в г. Омске в органном зале. И нужно сказать, не впечатлился, не те ощущения. Орган небольшой, да и зал, в котором он находится, стеснен объемом.

В итоге... Разум говорил, что невозможно полноценно воспроизвести орган в комнате. Стояки комнаты всё испортят, и комната будет играть резонансами, даже если мощность и разрешение компонентов аудиосистемы это позволят.

Так вот, вчера, 05.01.2025, я убедился, что ничего невозможного нет! Главное — грамотно и рачительно приложить свои силы и возможности!

Огромное спасибо за помощь соратникам с Вегалаба и лично Денису, он же Merstan.

Ссылка на записанный рекордером трек данной АС. Eagles Hotel California

Не пропустите развитие проектов! Подписываемся на канал! Ставим лайк для помощи в продвижении канала!

Часть 1. Создание Aктивной многоканальной стерео системы.

ЧАСТЬ 2. Концепция разработки 8 канального, высокоскоростного, с предельно низкими искажениями усилителя.