Иван Августович Вельц - художник с австрийскими корнями, родившийся в России и воспевший красоту природы на своих полотнах. Его пейзажи, выполненные в лучших традициях школы передвижников, не лишены романтизма и того самого пронзительно звучащего лиризма, присущего всей русской классике.
Родился будущий художник в состоятельной купеческой семье в июне 1866 года в Самарской губернии. Его отец был австрийским поданным. С юных лет семья поддерживала интерес мальчика к рисованию. И когда пришло время выбирать куда поступать учиться, выбор был однозначным - Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге.
В академии художеств Вельц поступил в пейзажную мастерскую, куратором которой был М.И.Клодт.
Надо рассказать отдельно о самой личности художника-преподавателя, ведь именно он выступает как формирующий взгляды на живопись и искусство у молодого поколения живописцев. И черты самого преподавателя нередко проявляются у будущих мастеров, вышедших на вольные хлеба из стен мастерской. Итак, Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, именно так звучит полное имя этого выдающегося и замечательного художника-преподавателя, воспитавшего не один десяток мастеров своего дела, среди которых числятся И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи. Клодт - мастер реалистического пейзажа, впервые внесшего в него еще и сюжетные жанровые мотивы. Более того, он еще был и одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Эти ежегодные выставки стали настолько популярны в России, что их проведение стало чуть ли не самым значимым центральным событием в кругах художественной интеллигенции.
Но вернемся к Ивану Вельцу и его периоду учебы в Академии художеств. Его таланты и способности были неоспоримы, а результаты упорного труда неоднократно подтверждались присвоением ему золотых и серебряных медалей. А блестящим окончанием учебы стали присвоение Вельцу звания классного художника I степени и получение им большой золотой медали. Что, в свою очередь, позволило ему в течение пары лет стажироваться в Италии, Германии и Франции на полном пансионе у Академии художеств.
О званиях, рангах и медалях в Академии худождеств
Звания и ранги для присвоения квалификации художникам в стенах Императорской Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества использовались в Российской империи вплоть до реформы 1893 года.
Во время обучения по различным дисциплинам лучшим ученикам класса по окончании курса присваивались большая и малая золотая и серебряная медали. Так, например, большая и малая золотая и серебряная медали давали художнику классный чин в табели о рангах. А малая серебряная медаль давала звание "неклассного художника", т.е. "свободного". Но при условии, что ученик сдаст экзамены хотя бы на удовлетворительную оценку не ниже 3 баллов. А обладатель большой золотой медали имел право получить полностью оплачиваемую стажировку за границей в течение нескольких лет, плюс ко всему еще этот художник мог начать свою художественную карьеру в стенах академии и получить звание "академика", а после претендовать и на звание профессора класса Академии художеств.
За малую золотую медаль художник получал гражданский чин двенадцатого класса. За большую серебряную назначался гражданский чин самого низшего четырнадцатого класса.
Вельц много путешествовал по городам и селам России, летом посещал Крым, а осенью и зимой ездил по окрестностям Петербурга, чтобы потом выставить результаты своих трудов на академических выставках.
Его работы экспонировались на самых крупных выставках: Московского общества любителей художеств (которое находилось под непосредственным покровительством цесаревны, а позже и императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, матери императора Николая II), Санкт-Петербургского общества художников (одним из основателей выступал Константин Крыжицкий, с его картинами мы уже знакомились). С 1909 года Вельц входил в Общество художников, учрежденного А.И. Куинджи, которое взял под свое покровительственное крыло император Николай II.