Мы говорим Электромеханический факультет МВИМУ – подразумеваем Быховский, мы говорим Быховский – подразумеваем ЭМФ МВИМУ!
«Во всех проявлениях, придающих возвышенный характер современному интеллектуальному развитию, электричество, развитие науки об электричестве является самой мощной движущей силой», — Никола Тесла «Миссия науки». Изречение величайшего гения электричества любил цитировать настоящий «фанат» электротехники — Юрий Исаакович Быховский, кандидат технических наук, профессор, основатель и первый декан Электромеханического факультета Мурманского высшего инженерного морского училища им. Ленинского комсомола.
Юрий Исаакович Быховский родился 21 октября 1915 года в Петрограде в семье потомственных интеллигентов, где и получил соответствующее воспитание. Его отец — уважаемый врач ленинградского Литфонда. В друзьях — культурная элита Ленинграда, в том числе: худрук театра Пушкина Л.С. Вивьен, актер Николай Черкасов, писатель Юрий Тынянов и многие другие.
В 1938 году Юрий Исаакович окончил Ленинградский электротехнический институт имени Ульянова (Ленина). Воевал, участник обороны Ленинграда. В 1951 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В 1952 году Юрий Исаакович, по приглашению первого ректора Мурманского высшего мореходного училища (МВМУ) Николая Павловича Раевского, переехал из родного Ленинграда в далекий Мурманск для работы в «Мурманской высшей мореходке», где на тот момент были открыты лишь 2 факультета — судоводительский и судомеханический.
На плечи молодого доцента лёг огромный труд по учебно-методическому и лабораторному обеспечению курса «Электротехника и электрооборудование судов», который он начал вести для судоводителей и судомехаников.
1958 году была создана кафедра Судовой электротехники и электрооборудования судов (СЭТ и ЭОС), первым заведующим которой был избран Юрий Исаакович Быховский.
Юрий Исаакович Быховский был блестящим лектором. Курсантам-электромеханикам он читал курсы «Судовые электрические приводы» и «Электрические приборы и измерения», а судомеханикам и судоводителям — курсы «Электротехника» и «Электрооборудование судов».
Благодаря инициативе и усилиям Юрия Исааковича в 1962 году в составе Судомеханического факультета был сделан первый набор курсантов электромехаников, первый выпуск которых состоялся в 1967 году. В этом же 1967 году в МВМУ был официально открыт Электромеханический факультет (ЭМФ), первым деканом которого на Учёном совете училища был единогласно избран Юрий Исаакович Быховский. В новый факультет организационно входили 4 кафедры: две общеобразовательных (кафедра Физики и кафедра Высшей математики) и две специальных (кафедра Судовой электротехники и электрооборудования судов и кафедра Судовой автоматики, выделившаяся к тому времени из кафедры СЭТ и ЭОС). Преподавательский состав специальных (выпускающих) кафедр ЭМФ первоначально формировался из первых выпускников судоводительского и судомеханического факультетов (Домуховский В.А., Каценельсон Н.В., Журбин Г.И., Баев Н.Г.). С 1967 года его начали пополнять выпускники нового Электромеханического факультета (Мошков Н.Н., Бабкин В.Е., Кочерин В.Н., Мишарин В.А., Неклюдов Ю.В., Безгачин Н.И., Багрий Е.С., Штыков В.Ф., Веретин В.И. и другие). Часть преподавателей была приглашена из Москвы, Ленинграда, Киева (Никитин В.Б., Фолькман К.Ю., Гладковский Г.А., Аронов О.Н., Немченко Н.М., Шуйский Ф.А., Ансберг Г.А., Гончаренко С.А., Фишкис И.Б., Ремезовский В.М. и другие).
К своему родному Электромеханическому факультету Юрий Исаакович относился трепетно, по-отцовски. С его точки зрения всё там должно было быть самым лучшим — самые лучшие преподаватели, самые лучшие и всесторонне одарённые курсанты, самая лучшая спортивная команда, самая лучшая команда КВН и т.д. И ведь действительно было так! И как следствие, самый высокий конкурс при поступлении в МВИМУ был именно на электромеханическом факультете!
С открытием электромеханического факультета легендарная «Мурманская вышка» стала ещё более престижным вузом, куда с удовольствием шли учиться не только мурманчане, но и молодые парни со всех концов Советского Союза. При этом имеет смысл отметить несколько отличительных особенностей МВИМУ 1970-х годов, я бы их условно назвал «университетскими особенностями».
Во-первых, парадная форма курсантов нашего училища не была похожа на форму одежды курсантов других морских учебных заведений, а больше походила на форму морского офицера и представляла собой чёрный элегантный «костюм» из тонкого сукна, который шился по индивидуальному заказу для каждого курсанта и состоял из офицерских брюк (с «гульфиком», а не с широким «матросским клапаном») и двубортного кителя. Под кителем белая или кремовая рубашка с чёрным галстуком, на голове фуражка с козырьком и небольшой элегантной кокардой, на ногах чёрные хромовые («офицерские») ботинки.
Во-вторых, основным «служебным» документом курсанта «Мурманской вышки» был «Студенческий билет», а не «Курсантский билет», как в других закрытых морских учебных заведениях; училище возглавлял «ректор», а не «начальник училища»; «хозяином» факультета был «декан», а не «начальник факультета». Как говорится — мелочь, а приятно.
Из-под руки Юрия Исааковича Быховского вышло множество монографий, учебников и научных статей, в том числе «Электроприводы траловых лебёдок» 1971 год, «Системы электроавтоматики на промысловых судах» 1972 год, «Электростанции промысловых судов. Устройство и эксплуатация» 1977 год, «Электрооборудование судов рыбной промышленности» 1996 год.
Среди научных работ Юрия Исааковича Быховского важно отметить его научно-прикладные работы для рыбопромысловых флотов, в то числе: разработка и создание высокочувствительных термометров для непрерывного измерения температуры забортной воды и проблесковых фонарей для обозначения мест нахождения орудий лова, исследование методов и средств электролова, разработка рекомендаций по совершенствованию электроприводов траловых лебёдок.
Юрий Исаакович Быховский являл собой достойный пример традиционной русской профессуры, признанной и уважаемой во всём мире. Следуя доброй традиции русской педагогики, не отрывать учебные цели от воспитательных, он видел в каждом курсанте не только будущего морского специалиста, но и человека-личность, побуждая их к всестороннему развитию. Именно этим можно объяснить его горячую поддержку коллективных курсантских походов на природу, в театр, на концерты, в музеи, выступлений коллективов самодеятельности, КВН и спортивных команд родного факультета.
Не имея семьи и собственных детей, Юрий Исаакович всю свою нерастраченную отцовскую энергию расходовал на курсантов, для которых двери в деканат и в его собственную квартиру были всегда открыты. С какими только нуждами не шли мы к нему! Кто за защитой от угрозы отчисления, кто отпуск внеочередной попросить, а кто и просто денег занять! Юрий Исаакович часто приглашал нас, курсантов, к себе домой слушать серьёзную музыку, совмещая это занятие с нехитрым ужином. Мы, постоянно «умеренно голодные», с удовольствием эти приглашения принимали. Это были замечательные вечера! Под звуки классической музыки, велись беседы о смысле жизни, о нашем будущем, давались оценки нашим поступкам. 3десь формировались наши представления о том, что хорошо, а что плохо, что нравственно, а что нет. Обсуждались книги, фильмы, спектакли. В каждом из нас, мальчишек, он, прежде всего, видел уважаемую личность, с мнением которой надо считаться. Мы чувствовали человеческое тепло, благожелательность, желание внимательно выслушать и, если требуется, выручить из беды. Но тогда, своими детскими эгоистическими головками мы часто воспринимали всё это как должное. Только сейчас, спустя многие годы, в наши убелённые сединой головы пришло яркое осознание того, насколько велик и бескорыстен был этот человек!
У Юрия Исааковича была феноменальная память, в которую вмещались не только глубочайшие и обширнейшие технические знания, но и знания художественной литературы, искусства, политики. В своей памяти он легко хранил данные о каждом из нескольких сотен своих курсантов со всеми особенностями наших биографий и характеров. Он запросто, проходя мимо однажды виденного им первокурсника, мог сказать: «Ну как, Витёк, не скучаешь по своей пензенской деревне?».
Масштаб личности Юрия Исааковича часто проявлялся в нестандартных организационно-методических идеях и решениях, которые он воплощал в жизнь с неизменным чувством юмора. Он, например, придумал награждать учебные группы, не имеющие задолженностей по текущей успеваемости, дополнительными одним или двумя выходными днями в неделю, которые можно было использовать для различных походов и экскурсий. Этот метод повышения успеваемости и культурного уровня действовал намного эффективней, чем угроза лишения увольнения или «наряда вне очереди»!
Удивительная аура доброжелательности, мира и покоя, готовности помочь всем и во всём, дополненная тонким чувством юмора, всегда возникала там, где он появлялся.
Ученики Юрия Исааковича продолжили его дело: доценты Баев Н.Г., Штыков В.Ф., Солодов В.С., Неклюдов Ю.В. каждый в своё время возглавляли Электромеханический факультет. В 1996 году процесс подготовки инженеров электромехаников в МВИМУ был аккредитован Лондонским институтом морских инженеров, как соответствующий всем международным требованиям к содержанию, уровню и качеству подготовки морских инженеров.
В 1995 году, после 43-х лет неустанной работы в МВМУ - МВИМУ, Юрий Исаакович Быховский ушел на заслуженный отдых и уехал в Санкт-Петербург в свою комнатку на Васильевском острове, откуда он осенью 2000 года в возрасте 85 лет покинул нашу грешную землю. Могила Юрия Исааковича находится на Еврейском кладбище Санкт-Петербурга (у самой стены синагоги, справа, если стоять спиной к улице) по адресу: проспект Александровской фермы, 12Б).
Земной поклон и вечная память нашему Юрию Исааковичу Быховскому – доброму романтику и энтузиасту, выдающемуся воспитателю и педагогу, который внёс свой огромный светлый вклад в души и судьбы многих курсантов нашей «Мурманской вышки»!
Автор: Штыков Виктор Фёдорович (фото 1971 года).