Найти в Дзене
Засекреченная Хроника

Вросший в гранит плацкарт из будущего? Слухи о поезде из 2134 года якобы найденном советской экспедицией на Алтае. Легенда

Легенда. Говорят, в 1974 году, осенью, вроде бы в октябре, геофизическая экспедиция из Новосибирска или, может, из Томска — тут источники разнятся — нашла в горах Алтая странный объект. Это было где-то в районе между Усть-Коксой и Тюнгуром, хотя другие упоминают долину Кучерлы или даже ближе к Карагемскому перевалу. Версий несколько. Один из участников той самой экспедиции — уже умер, но его племянник рассказывал в девяностых, что дед при жизни говорил о некоем вагоне, вросшем в скалу. Железнодорожном. Без ржавчины. Как новый.

Сначала думали — шутка. Какие могут быть поезда в высокогорье, куда даже вертолёт с трудом садится? Но потом всплыли документы, точнее, черновики отчётов, где говорилось о «железном предмете продолговатой формы», встроенном в каменную породу. Не просто лежащем рядом, а именно будто бы частично слившемся с гранитом. Есть копия одного письма, адресованного в Мингео, с формулировкой «высокая степень аномальности объекта». Документ без подписи, но на старом бланке.

Слухи пошли сразу. Кто-то говорил, что это военный эксперимент, якобы в те годы на Алтае проводили секретные испытания с гравитационными модулями, вроде бы даже с использованием сверхпроводников. Это, конечно, звучит неправдоподобно — в 70-х годах подобные технологии ещё даже не обсуждались публично. Однако в 1991 году в одной закрывающейся лаборатории под Барнаулом действительно нашли макеты обтекаемых корпусов из сплавов с неизвестной маркировкой. Связано ли это — не ясно.

По рассказам местных стариков, когда учёные добрались до объекта, они сначала решили, что это обломки самолёта. Но чем больше расчищали скалу, тем сильнее убеждались — это не авиация. Двери, окна, поручни — всё было, как в обычном плацкартном вагоне. Внутри даже занавески висели. Один из рабочих, якобы, взял с собой ложку с выбитым логотипом «РЖ-2134». Но потом исчез. Или погиб в аварии — опять же, источники путаются. Не исключено, что это выдумка.

-2

Тот, кто первым заглянул внутрь, описывал его как «чистый, как будто из депо утром выехал». Пыль отсутствовала. Никаких следов времени. Приборная панель, похожая на современную систему управления — цифровые экраны, хотя тогда подобных не было. На табличке, где обычно пишут номер вагона, было выбито: «2134». Без букв. Без эмблем. Просто год. Или не год?

Позже появился человек, представившийся бывшим сотрудником спецслужб, который утверждал, что объект действительно существовал, но не был вагоном, а представлял собой нечто вроде капсулы времени. По его словам, внутри находилось оборудование, излучающее слабое электромагнитное поле. И что его пытались вывезти — не удалось. Потом капсула исчезла. Словно растворилась в камне. Этот человек позже исчез. Или, как уверяют некоторые, сменил фамилию и уехал в Грузию.

Журнал «Техника — молодёжи» в 1975 году опубликовал короткую заметку о некоем «техногенном объекте», обнаруженном на Алтае, но номер быстро изъяли из библиотек. Остались только вырезки у коллекционеров. Текст мутный, с неясными формулировками — возможно, подстраховались. Или специально всё запутали. Что было в оригинале — неизвестно.

Есть мнение, что это артефакт из будущего. Ходит гипотеза о хронопетле — якобы в определённых точках на планете происходят временные сдвиги, и материальные объекты могут переместиться из будущего в прошлое. Вроде бы подобное фиксировали в Перу и на Тибете. Правда, никаких официальных подтверждений нет. Только рассказы.

Другие считают, что это обманка. Что на самом деле в скале был древний туннель, возможно, времен Второй мировой, а всё остальное — фантазии местных или последующая мистификация. Хотя какой смысл кому-то в 70-е годы тащить вагон в горы и зарывать в камень? Логики нет.

Местный житель, Сергей, рассказывал в 2002 году, что видел фотографии этого вагона у бывшего геолога. Но когда захотел их перепечатать, фото исчезли. Геолог сказал, что сгорели в бане. Сергей не поверил. Поссорились. Сейчас геолог умер, фотографии так и не нашлись. Если они вообще были.

Были попытки вернуться на то место — в 80-х, потом в 90-х. Но координаты, видимо, потерялись. Или были намеренно изменены. В одном интервью один из участников экспедиции упомянул, что «горизонтальные координаты не совпадали с топографической съёмкой». Может, дело в геомагнитных аномалиях? Алтай — не простое место. Там и до сих пор компасы с ума сходят.

-3

Были и другие странности. В той же зоне фиксировали неполадки с радиосвязью, приборы показывали сбои. Один из исследователей жаловался на «искажение времени» — будто часы отставали или спешили в зависимости от направления движения. Это не подтверждено, но упоминается в нескольких частных дневниках. Один из них, кстати, выставлен на аукционе в Омске, но выкуплен за странно большую сумму — почти миллион рублей.

Некоторые учёные категорически отрицают всё это. Профессор П., например, считает, что это типичная байка, порождённая изоляцией и малой доступностью региона. Мол, чем труднее попасть в район, тем охотнее люди придумывают фантастические истории. Но тогда как объяснить документы, пусть и фрагментарные? Или фотографии — пусть и исчезнувшие?

Один архивист из Горно-Алтайска уверял, что в 1975 году действительно был запрос на «утилизацию нестандартного объекта», но дело закрыли без объяснений. Документ он видел, но сканировать не успел — архив переехал, папка потерялась.

В 2008 году вышел короткометражный фильм, где почти дословно пересказывается история вагона. Съёмки велись в окрестностях Акташа. Режиссёр утверждает, что сценарий написал на основе рассказа деда. Совпадения поразительные. Но фильм быстро исчез с площадок. Нарушение авторских прав, сказали. Или что-то ещё?

На форумах до сих пор спорят — был ли этот вагон? Или это коллективная мистификация? Или шутка, зашедшая слишком далеко? Периодически кто-то публикует «новые» фото, якобы подтверждающие находку. Но почти всегда — фейки. Или очень неясные изображения.

Слишком много странных совпадений. Слишком мало твёрдых доказательств. Но и полное отрицание тоже выглядит надуманно.

Некоторые говорят: может, лучше и не знать правду. Может, этот вагон — предупреждение. Или ошибка. Или просто мираж в камне, о котором не стоит слишком долго думать. Потому что, если он и правда был — значит, возможно, и остальное правда. А к этому никто не готов.

-4

Что думаете?