Приветствую Вас на моём канале и мы продолжаем самое полное погружение в историю главного музея России!
Внимание! Все графические материалы использованные в моих публикациях, прошли многоуровневую обработку нейросетями и в таком качестве этих акварелей и фотографий больше нет ни у кого, так как я публикую их тут впервые!
Зал Рафаэля, который раньше назывался "Зал камей"
В оформлении этого зала музея Новый Эрмитаж нашли отражение мотивы искусства эпохи Ренессанса. Здесь можно увидеть два выдающихся произведения Эрмитажа — картины Рафаэля «Мадонна Конестабиле» (1504) и «Святое семейство» (1505–1506).
Экспозиция включает в себя работы итальянских мастеров XV–XVI веков, в том числе учеников Рафаэля. Так, скульптурная группа «Мёртвый мальчик на дельфине» приписывается Л. Лоренцетти, а картон для шпалеры «Шествие с быками и слонами» создан Дж. Романо.
В зале также представлены майолика, шпалера «Аполлон и знаки зодиака», а также художественная мебель.
Далее переходим в зал искусства Италии эпохи Возрождения 16 века из которого у меня есть только кадр потолка ))
Далее зал школы Леонардо да Винчи.
Далее пара залов искусства Венеции 16 века.
Но перейдём в Северную анфиладу (вдоль Невы), так как там залы интересней в плане интерьеров. Заходим в зал Леонардо да Винчи. Его я снимал в несколько заходов, так как это один из самых посещаемых и многолюдных залов Эрмитажа. Многие посетители приходят в Эрмитаж ради одного этого зала!
В самом большом зале Старого Эрмитажа, который имеет два уровня освещения, сохранился великолепный декор, созданный в 1850-х годах архитектором эпохи историзма А. И. Штакеншнейдером в стиле, вдохновлённом французским искусством XVII века. Здесь можно увидеть работы Леонардо да Винчи (1452–1519).
В раннем произведении гения Возрождения, которое получило название «Мадонна Бенуа» по имени её бывшего владельца, можно увидеть сочетание таланта художника и точности учёного-анатома. В «Мадонне Литта», которая была приобретена у миланского герцога Литта, мастер создал совершенный образ, характерный для эпохи Высокого Возрождения.
Снимал я и фрагменты, что для меня редкость ))
Далее мы проходим в следующее помещение - зал искусства Италии эпохи Возрождения 15 века.
Следующий зал посвящён искусству Италии 15 начала 16 веков. Я не показываю интерьеры по большей части залов, так как их до меня уже показали 100500 блогеров, носящихся как угорелые с красными лицами, с своими гомофонами в руках, не видящих никого вокруг и сметающих всё на своём пути.
Помним же, что я показываю либо интерьеры, которые были зарисованы на акварелях, либо панорамы потолков, которые не интересны для съёмок блогерами, так как такие съёмки, если они делаются в качестве обычного посетителя, требуют большого терпения, наряду с отсутствием тремора рук, чтоб снимать более-менее резкие вертикальные кадры, что для них невозможно, так как там стоит цель наснимать "тыщи фоток" и едя в метро домой, на скорую руку состряпать новый пост для Дзена прямо в приложении телефона!
На подготовку уже снятого контента (а сколько времени я провёл в Эрмитаже на съёмках я даже и не могу вспомнить), атрибутирование всех фото, переработку акварелей нейронками у меня ушло более 3 месяцев работы! Например на съёмку всего нескольких фото из зала Леонардо да Винчи без людей и смотрителей в кадре у меня ушло 2 с лишним часа и это в пандемию, когда музей был почти пустой! А работаю я не как обычные люди )) Я в заключительной части наверное напишу про свой график работы, примерную стоимость работы в ценах меня тогдашнего петербуржца и меня сегодняшнего москвича, чтоб было понимание, что это нифига не развлечение, а большая и очень дорогостоящая работа, в которой есть моменты, которые не измерить никакими деньгами ибо это невозможно подсчитать!
Ладно, закончим с лирическим отступлением и продолжим наше путешествие. Следующие 2 зала у нас посвящены искусству Италии эпохи Возрождения 15 века.
Далее у нас совсем маленький зал искусства Италии 14 начала 15 веков. Мы идём в сторону Малого Эрмитажа по Северной анфиладе дворца и все залы посвящены итальянскому искусству.
И наконец мы попадаем ещё в 1 большой зал искусства Италии 13-16 веков. В первом зале Невской анфилады Старого (Большого) Эрмитажа (который начинается от Советской лестницы), который был оформлен в 1850-х годах архитектором в стиле историзма А. И. Штакеншнейдером, начинается экспозиция искусства Италии XIII–XVI веков.
Здесь можно увидеть произведения, созданные в начале эпохи Возрождения — периода, когда зарождалась новая культура. Самые ранние из них ещё несут в себе отголоски средневековых традиций.
Среди них — «Крест» Уголино ди Тедиче из Пизы, созданный в 1260–1270-х годах, «Мадонна с Младенцем» неизвестного сиенского мастера начала XIV века и «Мадонна» из сцены «Благовещение» знаменитого сиенца Симоне Мартини, который жил примерно с 1284 по 1344 год.
Далее заглянем ещё в несколько залов Западной анфилады музея и перейдём в осмотру Малого Эрмитажа.
Есть ещё зал Голландской живописи 17 века, который раннее был залом немецкой школы.
Малый Эрмитаж.
Малый Эрмитаж находится на территории между Дворцовой набережной и Миллионной улицей, недалеко от Зимнего дворца. Корпус втиснут между Зимним дворцом и корпусом из Нового и Большого Эрмитажа.
Здание на набережной Невы было построено по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. Строительство началось в 1764 году. Затем архитектор Ю.М. Фельтен приступил к возведению трёхэтажного здания на Миллионной улице. Оба здания соединены висячим садом на уровне второго этажа.
В период с 1767 по 1769 год по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом было построено здание, получившее название «Ламотов павильон» в честь своего создателя. Позже оно стало известно как Малый Эрмитаж.
По высоте здание примерно соответствует Зимнему дворцу, но выполнено в стиле раннего классицизма. Горизонтальные элементы фасада, выходящего на набережную Невы, гармонируют с архитектурой дворца, подчёркивая единство ансамбля набережной.
Первый этаж здания, предназначенный для хозяйственных нужд, отделан скромно. Он выглядит как цоколь для более богато украшенного верхнего этажа. Колонны образуют центральный портик, увенчанный скульптурой. По бокам портика установлены статуи Флоры и Помоны, символизирующие изобилие растительного мира и плодородие земли.
В 1762 году Екатерина II переехала в Зимний дворец. Она заняла личные покои в юго-восточной части здания. В том же году на месте старых домов адмирала Крюйса на Дворцовой набережной и генерал-адмирала Головина на Дворцовой площади планировалось построить дворцовые конюшни по проекту архитектора Ю. Фельтена.
В 1763 году по желанию императрицы на территории, примыкающей к дворцу с востока, был спроектирован павильон с висячим садом. Проект был разработан архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. В 1764 году строительство началось. В процессе работы проект был доработан архитектором Ю. М. Фельтеном.
Сад не доходил ни до Невы, ни до Миллионной улицы. В 1765 году была завершена южная часть сада. Из-за висячего сада новый дворец поначалу называли Оранжерейным домом.
К висячему саду примыкала обширная оранжерея, в которой был устроен фонтан, росли редкие виды растений, а также обитали яркие птицы, фазаны, попугаи и золотые рыбки, плавающие в бассейне из яшмы. В оранжерее также жили обезьянки и белки.
В XIX веке треть сада со стороны Павильонного зала была покрыта стеклянной крышей и прозрачной стеной. В этом пространстве располагался Зимний сад (Оранжерея), в котором выращивали экзотические растения и содержали заморских птиц и животных. К сожалению, Зимний сад не сохранился до наших дней.
В 1841 году Василь Стасов провёл реконструкцию висячего сада Малого Эрмитажа. В 2004 году сад был закрыт на реставрацию. В ходе работ сад был восстановлен по эскизам и описаниям растений, сделанным Василием Стасовым. Теперь сад выглядит так же, как и в 1841 году.
Центральная аллея сада украшена декоративной скульптурой. В саду разбит партерный цветник с мраморным фонтаном. У стен сада были построены деревянные беседки-голубятни. Скульптуры висячего сада были заменены копиями.
В эпоху Екатерины II в Северном павильоне Малого Эрмитажа размещались уникальные предметы искусства. Императрица была страстной любительницей живописи и собирала картины в больших количествах. С 1775 года они размещались в галереях, соединяющих павильоны Эрмитажа.
В течение 20 лет эти галереи и помещение Северного павильона служили хранилищем для картинной галереи Екатерины. Доступ в галерею был возможен только через личные покои императрицы.
Коллекции ювелирных украшений, серебра, фарфора и резных камней располагались на антресолях в личных покоях Екатерины.
На заднем плане этой галереи мы видим часы-павлин, которые сейчас расположены в Павильонном зале, в который мы обязательно заглянем!
В декабре 1837 года произошло масштабное возгорание, которое продолжалось более суток и привело к утрате интерьеров Зимнего дворца. Однако Эрмитаж удалось спасти благодаря тому, что переходы между дворцом и Малым Эрмитажем были разобраны, а окна, расположенные вблизи очага возгорания, были заложены.
В 1840–1844 годах была проведена масштабная реконструкция дворца, которой руководил архитектор Василий Петрович Стасов. Одним из нововведений стала инновационная система отопления, размещённая в подвальном помещении. Стасов также надстроил дополнительный четвёртый этаж в Южном корпусе, расположенном на Миллионной улице.
В 1850-е годы Штакеншнейдер занимался перестройкой Малого и Большого (Старого) Эрмитажа. После того как был построен Новый Эрмитаж для хранения коллекций, назначение этих зданий изменилось. Работы по перестройке начались в 1851 году и были завершены в 1860 году.
На первом этаже Старого Эрмитажа были созданы залы заседаний для Государственного совета и Комитета министров, которые были оформлены с большим вкусом и мы уже их посмотрели в первых двух частях про Новый Эрмитаж, куда я включил и залы Старого (Большого) Эрмитажа, так как сейчас это единый комплекс из зданий.
На втором этаже Малого Эрмитажа располагались жилые помещения, среди которых были парадные гостиные, кабинет и большой двусветный зал (Павильонный зал). В ходе реконструкции было решено разместить на втором этаже покои наследника престола — сына императора Александра II, великого князя, цесаревича Николая Александровича. Второй этаж Малого Эрмитажа стал частью парадных апартаментов цесаревича.
В период с 1850 по 1858 год архитектор А. И. Штакеншнейдер занимался переделкой интерьеров. В результате на месте пяти небольших комнат в Малом Эрмитаже был создан новый Павильонный зал. Он находится в северном Павильонном корпусе, рядом с крытой оранжереей. Окна зала выходят на Неву с одной стороны и в Висячий сад — с другой.
В просторном двухсветном помещении с колоннами и верхней галереей можно увидеть элементы архитектуры итальянского Возрождения и классицизма.
Пристенные фонтаны, три люстры из хрусталя и мозаика на полу перед висячим садом были созданы в Риме в период с 1847 по 1851 год. Они являются копией пола античных терм.
Также были преобразованы интерьеры в галереях, расположенных со стороны висячего сада.
Наверняка, кто хоть раз был в этом зале, мечтал, хоть одним глазком взглянуть на верхнюю галерею! Вот держите фото из моих архивов ))
И ещё немного современных видов Павильонного зала.
Часы «Павлин», которые находятся в Павильонном зале, сделаны из позолоченной меди. В качестве основания для них используется дубовый пень с веткой, которая поднимается на высоту 2,5 метра. Слева от часов находится сук, на котором висит клетка. В ней сидит сова, сделанная из тёмного серебра. Под клеткой находится белка. На другом пне сидит петух.
Основание часов покрыто серебром. Его борта, которые раньше были покрыты зелёным лаком, украшены большими хрустальными гранями, расположенными на красной фольге. Раньше фольга была разноцветной. Изначально позолота также была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудным, а туловище покрыто цветными лаками.
На клумбе можно увидеть шесть грибов. В прорези шляпки самого большого гриба видны римские цифры, которые показывают часы, и арабские цифры, которые показывают минуты. Бег секунд отмечает кузнечик, который скользит по шляпке гриба. На дереве и на земле можно увидеть белок, улиток и ящериц. Также здесь есть лягушка и змея.
Скрытые колокольчики отбивают четверти и часы. В определённое время сова, павлин и петух начинают двигаться. Каждое движение фигур сопровождается своей музыкой.
Часы «Павлин» были созданы Джеймсом Коксом — ювелиром и механиком, который специализировался на создании сложных механизмов. Его деятельность процветала в период с 1760 по 1780 год. У него была мастерская в Лондоне, а также музей, где он выставлял свои работы.
В настоящее время о крупных автоматах музея Кокса можно судить только по часам «Павлин». Эти часы были куплены Потёмкиным в 1780 году в качестве подарка для Екатерины II. Их доставили из Англии в разобранном виде. Часовым мастером Фридрихом Юри, который, возможно, был соавтором часов, они были собраны.
Часы находились в Таврическом дворце Потёмкина. После смерти князя в 1791 году дворец был куплен Екатериной II. В 1792–1793 годах часы были восстановлены механиком И. П. Кулибиным. После восстановления они были установлены в Таврическом дворце. Первое описание часов в Таврическом дворце было сделано Георги в 1794 году.
В 1797 году новый владелец Таврического дворца, Павел I, приказал перенести часы в Эрмитаж, где они были установлены в Восточной галерее Малого Эрмитажа.
И немного панорам потолков Павильонного зала.
Осталось пройтись по ещё паре галерей!
Благодарю Вас за внимание к моему проекту. Если понравилась статья и мои фото - ставим лайки, подписываемся на канал и комментируем! До скорых встреч!
Для желающих поддержать мой проект, в Дзен теперь появилась возможность делать донаты!
Попробую тестировать этот способ и буду указывать всех спонсоров в конце статей!
Как отправить донат?
1. Авторизуйтесь в Дзене с помощью VK ID или Яндекс ID.
2. Откройте понравившуюся публикацию или канал автора.
3. Найдите иконку Поддержать .
4. В открывшемся окне Выберите сумму пожертвования или введите Свою сумму и нажмите на кнопку Перевести.
5. Выберите способ оплаты:
6. Картой: введите данные карты
7. СБП
8. Подтвердите оплату.
Есть ли комиссия за донаты?
Дополнительных комиссий, помимо суммы пожертвования, с пользователя не взимается.