Найти в Дзене
L.A. Belle

«Этюд в багровых тонах»: викторианская эпоха XIX века на страницах детектива и как произведение повлияло на развитие криминальной литературы

XIX век стал временем, когда сформировался жанр детектив. Сегодня поговорим о том, как в атмосфере индустриализации, социального расслоения и научного прогресса зародился жанр криминальной литературы, а также рассмотрим, как это отразилось в повести Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах». 

 

1. Социальные и культурные особенности Англии XIX века.

Для начала важно отметить изменения именно в социальной сфере того периода, поскольку на момент 1760 года пришлось начало промышленной революции, которая оказала большое влияние на всю Великобританию. Продлилась она вплоть до 1840 года, но наиболее интенсивный период пришелся на первую половину XIX века. Именно он (1800-1850 годы) оказал наибольшее воздействие на общество викторианской эпохи, оставив глубокий след в социальной структуре, экономике и, как следствие, в литературе.

Химический завод St.Rollox на открытии железной дороги Garnkirk — Glasgow в 1831 году, Д.О. Хилл
Химический завод St.Rollox на открытии железной дороги Garnkirk — Glasgow в 1831 году, Д.О. Хилл

Промышленная революция коренным образом поменяла многие сферы деятельности, среди последствий можно выделить следующие:

1) экономические — рост промышленного производства, развитие торговли, появление новых отраслей, рост городов; 

2) социальные — формирование новых классов, социальное неравенство, тяжелые условия труда, плохие жилищные условия, социальные протесты (рабочие движения, бунты); 

3) технологические — развитие транспорта, новые источники энергии, усовершенствование машин; 

4) культурные и идеологические — распространение идей либерализма и капитализма, минимальное вмешательство государства в экономику, формирование новых ценностей. 

Все эти факторы оказали влияние на формирование нового общества, создавая иные условия, к которым приходилось приспосабливаться. 

Фотография Fleet-street (Флит-стрит) в Лондоне в викторианскую эпоху. *Флит-стрит была известна как центр британской прессы
Фотография Fleet-street (Флит-стрит) в Лондоне в викторианскую эпоху. *Флит-стрит была известна как центр британской прессы

Так, быстрый рост городов сопровождался социальными сдвигами: крестьяне разорялись, новый закон о бедных в 1834 г. пропагандировал «самопомощь», принуждая людей искать работу. Уход большого количества людей на фабрики, которые строились в основном в городах, привел не только к развитию промышленности, но и к увеличению численности городского населения. Труд также дешевел из-за большого наплыва рабочих, что явно превышало потребность в них у предпринимателей, а это провоцировало недовольство со стороны людей. Кроме того, крупные землевладельцы способствовали принятию «Хлебных законов», запрещающих ввоз зерна из-за рубежа, и вот сверхприбыли аристократов оборачивались только убытками горожан и голодом для бедняков, что усугубило ситуацию внутри государства. Конечно, влияние и власть земельной аристократии на какое-то время все еще оставались ведущей силой, хотя постепенно уменьшались под натиском промышленной революции и роста буржуазии, но также происходило слияние этих социальных слоев, оставляя большую пропасть между бедной и богатой частью населения.

Так даже появилось выражение «две нации», высказанное Бенджамином Дизраэли, британским политиком в 1845 г., поскольку низшие слои населения жили в мире, отличном от того, в котором жила аристократия и буржуазия.

Бенджамин Дизраэли, британский государственный деятель
Бенджамин Дизраэли, британский государственный деятель

Несколькими годами позже, помимо неконтролируемого роста городов, бедности, отсутствия жилищного строительства и социального расслоения, население с 18 миллионов в 1811 году увеличилось до 27 миллионов в 1851 году. Демографический взрыв, наряду с вышеперечисленными условиями, — все это создавало благоприятную среду для процветания преступности, что как раз и стало отправной точкой для зарождения жанра детектив.

В начале XIX века уровень преступности на улицах Лондона возрос до предела, поэтому люди стали стремиться к порядку и справедливости, и это тоже послужило отправной точкой для появления детектива.

29 сентября 1829 года была сформирована и начала действовать гражданская полиция Большого Лондона, впоследствии получившая название Скотланд-Ярд. Наверняка вы слышали это название в каких-нибудь популярных кинокартинах или произведениях, ведь Скотланд-Ярд стал всемирно известным символом полиции, а его детективы — героями многих произведений и фильмов, которые часто присутствуют в рассказах Конан Дойла, и в книгах Агаты Кристи, и в романах Жюля Верна, а также и у других знаменитых авторов и режиссеров по всему миру. Сам штат гражданской полиции насчитывал 1000 сотрудников и обслуживающих территорию в радиусе 7 миль, на которой проживало 2 миллиона человек в то время.

Скотланд-Ярд, 1848 год
Скотланд-Ярд, 1848 год

Не менее важным было и влияние научного прогресса на викторианскую эпоху, так как оно проявилось не только в технических изобретениях и промышленных инновациях, но и в изменении самого мировоззрения. Например, распространение рационализма и эмпиризма, характерных для научного метода, оказало влияние на все сферы жизни общества, включая литературу и искусство. 

-5

 

В частности, это нашло отражение в формировании детективного жанра, где логика, наблюдательность и анализ стали ключевыми инструментами раскрытия преступлений. Поскольку жанр криминальной литературы зародился именно в XIX веке, во времена великого интеллектуального прогресса, промышленного переворота и успехов в науке, викторианские писатели, такие, как Эдгар Аллан По и Артур Конан Дойл, ввели новые современные идеи в свои художественные произведения, применяя достоверность научного метода к практическим задачам криминального расследования. Так была создана знакомая для многих модель сыщика-ученого в рассказах По «Убийство на улице Морг» и «Этюд в багровых тонах» Конан Дойла. Огюст Дюпен и Шерлок Холмс были склонны к наблюдению, анализу, интуиции и дедукции. Используя такие навыки в распутывании преступлений, эти герои положили начало сближению науки, литературы и криминалистики.

Так как темпы развития в области криминалистики значительно возросли только после периода написания рассказа «Этюд в багровых тонах», повесть скорее отражает общий дух научного подхода к решению проблем, например, метод применения дедукции и логики для расследования преступлений. Более точные методы идентификации личности появились позднее, когда Эдвард Генри, начальник лондонского Скотланд-Ярда, разработал систему дактилоскопической регистрации, уточнил рисунки дактилоскопических узоров и составил формулу для их классификации, а в 1901 году добился официального введения идентификационного процесса. Все случилось уже после того, как Уильям Джеймс Гершель в 1877 году предложил применять новый метод идентификации личности, а позднее Френсис Гальтонописал в книге «Отпечатки пальцев» в 1892 году этот дактилоскопический метод регистрации, доказав индивидуальность и неизменяемость папиллярных узоров пальцев человека в течение всей его жизни. 

Дактилоскопическая карта Гершеля
Дактилоскопическая карта Гершеля

2. Формирование детективного жанра.

В первую очередь, нужно определить, что детектив — это литературный и кинематографический жанр, описывающий процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Считается одним из видов криминальной прозы. Основной признак детектива, как жанра — наличие в произведении загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление. Большой особенностью является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель строит собственные догадки на каждом новом этапе, оценивая известные факты, появляющиеся по мере развития сюжетной линии.

Источник — Pinterest
Источник — Pinterest

Самым важным аспектом, повлиявшим на становление детектива, стал рост преступности. В атмосфере криминала рождались соответствующие идеи и поднимались актуальные вопросы, ведь, прежде всего, это отражение эпохи и ее истории. Детективный жанр зародился именно в викторианскую эпоху, потому что зачастую в литературных произведениях отражены собственные мысли автора и история определенного периода, а писатели вдохновлялись происходящим вокруг них. Так и появился криминальный жанр литературы и кинематографа, известный по всему миру.

Если вы знакомы с творчеством Эдгара Аллана По, возможно, вы слышали, что именно он является основоположником жанра криминальной литературы, но именно Артур Конан Дойл, вдохновленный образом Огюста Дюпена, вывел детективный жанр на новый уровень, написав свою собственную повесть, поэтому сейчас поговорим немного о биографии писателя. 

А. К. Дойл, британский писатель
А. К. Дойл, британский писатель

Артур Конан Дойл, родившийся 22 мая 1859 года, был врачом и писателем, вырос в католической семье, в 1902 году получил рыцарский титул за заслуги перед Великобританией, а умер в 1930 году. Повесть «Этюд в багровых тонах», первую из цикла рассказов о Шерлоке Холмсе, Дойл написал в 1886 году за три недели, будучи в финансово трудном положении и желая создать коммерчески успешное произведение, и хотя изначально рукопись отклонили несколько издательств, чуть позже она все же была принята издательством Ward, Lock & Co. за 25 фунтов стерлингов, что было небольшой суммой даже для того времени. Повесть была опубликована в журнале Beeton's Christmas Annual в 1887 году.

Само вдохновение Дойл действительно брал из разных источников, но, пожалуй, самую главную роль здесь играло восхищение тем, что создал Эдгар Аллан По. Хотя, конечно, этим все не ограничивалось. Возвращаясь к биографии писателя, важно выделить также то, что прототипом образа Холмса стал преподаватель Дойла из Эдинбургского университета. Доктор Джозеф Белл, как известно, имел склонность к наблюдательности и способность делать выводы о пациентах на основе мельчайших деталей. Теперь, вспоминая Шерлока и его характер, сходства становятся очевидными. Кроме того, напряженная атмосфера в те года, преступность, достижения в науке и криминалистике, работа врачом и наблюдение за поведением людей также могли послужить вдохновением к написанию произведения, в котором отразились эти аспекты. 

Ключевыми особенностями в повести А. К. Дойла и последующих произведениях детективного жанра стали акцент на логике, дедукции и научном методе, а мотивами — тайны, восстановление справедливости и расследования преступлений при необычных и загадочных обстоятельствах. Конечно, без запутанного сюжета, полного загадок и интриг, когда история действительно интересна и цепляет читателя, детектив бы не был детективом.

Теперь перейдем непосредственно к тому, как же все-таки викторианская эпоха отразилась в произведении Дойла. 

 

3. «Этюд в багровых тонах» как отражение эпохи.

Если рассматривать само влияние XIX века на произведения А. К. Дойла, то, конечно, первым делом стоит начать с Шерлока Холмса, который стал культовым персонажем. «Этюд в багровых тонах» представил нам эмоционально сдержанного человека, полагающегося только на логику, дедукцию и научный метод в своей работе, а также склонного к рациональности. На саму повесть, таким образом, повлияли достижения XIX века, а если быть точнее, распространение рационализма и эмпиризма, сформировавших новое мировоззрение и повлиявших на развитие науки в том числе. Отражением моральных устоев, лицемерия и религиозного фанатизма, которое тоже было присущим викторианской эпохе, послужили мормоны, которые казались добродетельными и хорошими людьми, но скрывали жестокие обычаи и собственные «законы», такие как полигамия и кровная месть. 

Продолжая анализировать персонажей повести через их образы и характеры, мы также можем рассмотреть социальную структуру общества XIX века. Шерлок Холмс, к примеру, имея высокий интеллект и аристократические манеры, занимался своими научными исследованиями и экспериментами, совершенно не беспокоясь о заработке денег, позволяя себе также выбирать только те дела, которые он хотел. «...Я берусь только за те дела, которые мне интересны», — говорил Шерлок своему другу Ватсону. Соответственно, делаем вывод, что Шерлока можно отнести к более высокому классу населения викторианской Англии, а вот его помощник, наоборот, находился несколько в другом положении. Доктор Ватсон, в свою очередь, был типичным представителем среднего класса, так как он служил военным врачом, а военная служба, особенно в офицерском звании, была распространена среди представителей этого класса.

Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, Сидни Пэджет
Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, Сидни Пэджет

Еще один немаловажный персонаж — Джефферсон Хоуп, который приехал в Лондон для осуществления своего плана мести, но еле нашел средства для жизни там, сводя концы с концами, поэтому его можно отнести к более низкому классу общества. Такой контраст между персонажами в повести действительно хорошо проиллюстрировал социальное неравенство викторианской Англии. 

Морозный день в Лондоне, Англия, 19 век. Из L'Univers Illustre, опубликованного в 1867 году.
Морозный день в Лондоне, Англия, 19 век. Из L'Univers Illustre, опубликованного в 1867 году.

Теперь перейдем к теме сюжета и структуре повести. «Этюд в багровых тонах» имеет двойную сюжетную линию, поэтому произведение можно разделить на две части: 1 часть «Из воспоминаний Джона Х. Ватсона, отставного офицера военно-медицинской службы» (главы 1-7) и 2 часть «Страна Святых» (главы 8-14).

В первой части действия разворачиваются в Лондоне, примерно в начале 1880-х годов. Двойное убийство привлекает внимание детективов Скотланд-Ярда, Лестрейда и Грегсона, но из-за странных обстоятельств они вынуждены обратиться к частному детективу Шерлоку Холмсу, который вместе с доктором Ватсоном приступает к расследованию. 

Герои первой части: 

​1) Шерлок Холмс, детектив с хорошей репутацией, рациональный, обладает гениальным интеллектом и хорошей интуицией, но иногда пренебрегает общепринятыми нормами. Наблюдательный и местами отстраненный персонаж, предпочитающий компанию своих мыслей и книг, склонный к уединению. 

​2) Доктор Джон Ватсон, человек, переживший войну, порядочный и добродушный, становится другом и биографом Холмса;

​3) Детектив Лейстрейд, консервативный и прямолинейный, предпочитает традиционные методы расследования. Представитель типичной английской полиции с ограниченным кругозором, не приветствует новшества и больше доверяет старому, а потому имеет предвзятое отношение к Шерлоку;

​4) Детектив Грегсон, в какой-то мере противоположность Лейстрейда, он всегда открыт к новым методам расследования, моложе напарника, демонстрирует более лояльное отношение к Холмсу. 

Вторая часть повествует о событиях, произошедших в Юте за несколько лет до убийства в Лондоне. Это история трагической любви Джефферсона Хоупа и Люси, преследуемых мормонами, и о мести Хоупа за смерть возлюбленной. В этой части читатель наконец узнает мотивы убийцы и раскрывает тайну, которая была скрыта за загадочными событиями в Лондоне. 

Герои второй части: 

​1) Джефферсон Хоуп, бывший охотник и проводник, преданный. Он мститель и отчаявшийся человек, чья жизнь была разрушена, поэтому ему остается только добиться справедливости. Готов на все ради мести за смерть возлюбленной, сохраняя силу духа, несмотря на потерю и страдания;

​2) Люси, возлюбленная Хоупа, выступает как символ невинности и чистоты. Молодая и красивая девушка, глубоко влюбленная в Хоупа, но ставшая причиной для мести. Люси была членом общины мормонов, но в результате конфликта, будучи вынужденной выйти замуж за Дреббера, имевшего более высокий статус и власть, стала жертвой обстоятельств, религиозных обычаев и амбиций других людей. Погубленная жестокостью и фанатизмом, девушка обрела трагическую судьбу;

​3) Енох Дреббер и Джозеф Стэнджерсон, сообщники. Дреббер аморальный и злоупотребляет своим положением в религиозной секте, как воплощение фразы: «цель оправдывает средства». Стэнджерсон же, беспринципный, готов на предательство и обман ради личной выгоды, подлый и жадный человек. 

Из особенностей структуры можно выделить следующее:

1) Сочетание дедуктивного метода и ретроспективы — Шерлок использует дедуктивный метод для расследования преступлений в настоящем, а история из прошлого объясняет мотивы преступника;

2) Двойная сюжетная линия — расследование убийства в Лондоне и история мести в Юте;

3) Контраст между рационализмом и иррациональностью — Холмс выступает как символ рационализма и логики в противоположность иррациональным мотивам преступления. 

Такая разнообразная структура произведения смогла создать действительно захватывающий сюжет, сочетающий в себе элементы тайны и приключения, а также поднимающий многие социальные вопросы, характерные для Англии XIX века. Кроме того, герои повести, имея каждый свою роль и демонстрируя разнообразие характеров и типов, помогли отразить реалии викторианской эпохи. 

Ватерлоо Плейс, Лондон, 1899 год. Фото: Leonard Misonne.
Ватерлоо Плейс, Лондон, 1899 год. Фото: Leonard Misonne.

Возвращаясь к тому, как «Этюд в багровых тонах» повлиял на дальнейшее развитие детектива, хотелось бы добавить, что посредством написания такой повести, благодаря своим знаниям в медицине и опыту, Дойл не просто представил читателям уникального детектива Шерлока Холмса, а создал произведение, которое стало одним из первых, набравших огромную популярность по всему миру и заложивших основу для нового жанра криминальной литературы. Практически все писатели этого жанра, появившиеся после "Этюда в багровых тонах", в той или иной степени испытали на себе его влияние. Вот несколько ярких примеров наиболее известных авторов, которые вдохновились творчеством Дойла: Агата Кристи (1890-1976), год первой публикации: 1920 ("Загадочное происшествие в Стайлзе"); Гилберт Кит Честертон (1874-1936), год первой публикации: 1911 ("Неведение отца Брауна"); Рекс Стаут (1886-1975), год первой публикации: 1934 ("Фер-де-Ланс"). В этих произведениях, как и во многих других, главные герои, расследующие преступления, имеют большие сходства с Шерлоком Холмсом, будь то эксцентричность, высокий интеллект, дедукция или логика, или все вместе. 

Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса, сериал «Шерлок» (2010-2017)
Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса, сериал «Шерлок» (2010-2017)

Подводя итоги, хочу сказать, что XIX век действительно принес множество изменений в литературу, ведь именно в викторианскую эпоху зародился жанр детектив, когда писатели начали проецировать происходящее вокруг них на бумагу, а «Этюд в багровых тонах» не просто захватывающая и интересная история, а знаковое произведение, которое отразило дух эпохи и оказало влияние на становление детективного жанра, заложив многие из его ключевых элементов в основу и открыв новые горизонты для криминальной литературы. 

Повесть «Этюд в багровых тонах» считают классикой, с которой начался детектив. Произведение переведено более чем на 100 языков, является одним из самых издаваемых в истории литературы, а Шерлок Холмс занесен в книгу рекордов Гиннесса как наиболее часто экранизируемый персонаж. Хотя Эдгар Аллан По и считается основоположником детективного жанра, именно Артур Конан Дойл принес детективному жанру мировую известность и любовь миллионов читателей. 

Памятник Шерлоку Холмсу, установленный в Эдинбурге. Посвящен сэру Артуру Конан Дойлу.
Памятник Шерлоку Холмсу, установленный в Эдинбурге. Посвящен сэру Артуру Конан Дойлу.

Примечания от автора: спасибо большое всем, кто прочитал до конца! Это мой первый опыт в написании статьи, поэтому прошу прощения, если вы заметили какие-либо неточности, ошибки, или же общая структура текста показалась вам немного некорректной. Сама статья является продуктом для школьного проекта. Если вам интересна история детективного жанра, его произведения или тематика викторианской эпохи, надеюсь, эта статья помогла вам узнать что-то новое!

——————————————————

Некоторые источники, используемые мной для написания статьи:

Промышленная революция Великобритании XIX века

«Industry and Empire: From 1750 to the Present Day» — автор: Эрик Хобсбаум

Преступность в Англии XIX века

Развитие криминалистики

Развитие науки в Англии в XIX веке

Повесть «Этюд в багровых тонах» — автор: А. К. Дойл

Жанр детектив

Биография Артура Конан Дойла

Информация о повести «Этюд в багровых тонах»