Найти в Дзене

Обсуждаем то, что все кто предлагает вернуть прямые выборы мэра либо юридически безграмотны либо просто популисты

Обсуждаем то, что все кто предлагает вернуть прямые выборы мэра либо юридически безграмотны либо просто популисты. Возможен вариант два в одном.

Давайте разберемся почему. С 19 июня 2025 года у нас в стране вступает в силу новый закон о местном самоуправлении, который меняет порядок избрания мэров во всех региональных столицах. Теперь градоначальников будут назначать депутаты местных парламентов из числа кандидатов, предложенных губернатором.

Но и это не значит, что новый закон отменит прямые выборы мэров регионов или наступит на горло демократии. Если кто не знает на сегодняшний момент прямых выборов мэров глав областных центров в стране практически не осталось. Сейчас из 89 субъектов Российской Федерации прямые выборы сохранились только в Якутске, Хабаровске, Анадыре и Абакане.

Почему так произошло? Просто все наигрались в демократию и поняли, что тезис о том что "кухарка может управлять государством" полностью несостоятельный. Для того чтобы выбрать руководителем города областного центра не случайного человека, а того, кто умеет выстраивать отношения с региональной исполнительной и законодательной властью, обладает опытом и необходимыми компетенциями, сейчас, например, в Иркутске есть конкурсная комиссия, которая на начальном этапе имеет возможность "отмести" случайных и непрофессиональных кандидатов.

Следующий этап это выбор депутатов. И это абсолютно правильно. Ведь именно этим депутатам потом работать с мэрией по поводу бюджета, программ развития округов и решения социальных вопросов. Поэтому они должны либо принять программу кандидата и работать вместе с ним дальше. Либо согласовать программу другого утвержденного и предложенного конкурсной комиссией кандидата. В любом случае они напрямую участвуют в выборе. Ведь именно им потом с этим мэром работать в одной связке и нести ответственность за свой выбор.

В любом случае, модели которая сейчас в Иркутске и модель, которая начнет действовать в стране после 19 июня считаю на данном этапе кадрового голода в стране полностью оптимальными. Эти модели максимально способствуют созданию условий для того, чтобы муниципальная власть у нас прежде всего становилась профессиональной. А кандидаты в мэры не только говорили, что с ними хорошо, но и обеспечивали реальный рост качества жизни населения своих муниципальных образований.

Кому интересно подробнее о профессионализме мэров ссылки на мои научные публикации по данной теме:

1. Шиндяев, В. В. Влияние уровня образования населения на формирование человеческого капитала избранных глав муниципальных образований: на примере Иркутской области / В. В. Шиндяев // Социология. – 2024. – № 4. – С. 41-47. – EDN AXOGQR.

2. Шиндяев, В. В. Социально-профессиональный потенциал мэров муниципальных образований Иркутской области: роль политической конкуренции, профессионального опыта и культурного капитала / В. В. Шиндяев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2024. – № 1. – С. 129-133. – DOI 10.37882/2223-2974.2024.01.30. – EDN OHULVY.

3. Шиндяев, В. В. Проблема профессионального статуса глав местного самоуправления / В. В. Шиндяев // Социология. – 2023. – № 5. – С. 155-161. – EDN VVDRLM.

4. Шиндяев, В. В. Факторы компетентности глав местного самоуправления через призму различных теоретических перспектив / В. В. Шиндяев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2023. – № 11-2. – С. 143-147. – DOI 10.37882/2223-2974.2023.11-2.30. – EDN ZKQJQA.