Красота, способная затмить луну и посрамить цветы, и внешность, способная рыбу заставить утонуть, а летящего гуся — упасть. Именно так описывают четырех женщин, ставших символами красоты и обаяния в литературе Древнего Китая. До наших дней не сохранились их портреты, поэтому мы можем лишь представить, как выглядели эти легендарные женщины в реальности из их литературных описаний. Сегодняшняя статья – о Си Ши, Ян Гуйфэй, Ван Чжаоцзюнь и Дяочань, четырех великих красавицах Древнего Китая.
Первая героиня нашей статьи – Си Ши, жившая в период Весны и Осени (771–476 до н.э.). Согласно легенде, красота Си Ши была такой внеземной, что заставляла рыб, увидевших ее отражение в воде, тонуть. Стоит добавить, что Си Ши была не только красивой, но также очень умной женщиной, и в историю Си Ши вошла как «прекрасная шпионка» - Гоуцзянь, правитель Юэ, потерпел поражение в войне против Фучая из царства У, и Юэ стало частью У, потеряв независимость. Министр Гоуцзяня, Вэнь Чжун, зная пристрастие Фучая к слабому полу, предложил отправить к Фучаю, правителю У, в качестве дани специально подготовленных красивых женщин. Си Ши и еще одна женщина, Чжэн Дань, были подарены Фучаю в 490 г. до н. э.
Фучай построил в императорском парке на склоне горы Линянь дворец Гуаньва (дворец Красивых Женщин), что в пределах 15 км к западу от Сучжоу. Очарованный красотой и лаской женщин, правитель совершенно забыл о своих государственных делах и, подстрекаемый наложницами, убил своего лучшего советника — великого генерала У Цзысюя. Без должного управления царство У вскоре пало, Гоуцзянь сумел восстать, и царство Юэ вновь обрело независимость. О дальнейшей судьбе Си Ши известно немногое, но согласно легенде, она погибла в воде – утонула, подобно рыбам, когда-то сраженным ее красотой. Роль Си Ши в качестве стратегического агента в конфликте между У и Юэ показала, что красота может оказывать политическое влияние.
Дяочань (дословно ее имя переводится как "цикада-соболь", символизируя элегантность и загадочность) жила во времена поздней восточной династии Хань (25-220 век н.э.). В хаотичные годы поздней династии Хань тиранический военачальник Дун Чжо захватил власть, погрузив империю в хаос. Его приемный сын Люй Бу был грозным воином, но имел сложный и импульсивный характер. Чтобы свергнуть Дун Чжо, министр Ван Юнь вынашивал план с участием Дяочань - талантливой певицей и танцовщицей из его дома.
Ван Юнь сначала представил Дяочань в качестве наложницы Люй Бу, который влюбился в нее по уши. Позже он устроил Дун Чжо встречу с Дяочань, и военачальник также влюбился. Дяочань искусно играла с обоими мужчинами, притворяясь, что любит Люй Бу, одновременно притворяясь, что ее заставляют выйти замуж за Дун Чжо. Ее действия создали разлад между отцом и приемным сыном.
Однажды Люй Бу застал Дун Чжо обнимающим Дяочань. Охваченный ревностью, Люй Бу столкнулся с Дун Чжо, который пришел в ярость и бросил в него алебарду. Этот инцидент укрепил решимость Люй Бу убить Дун Чжо. При поддержке Дяочань Люй Бу убил своего отца, положив конец его правлению террора.
Доподлинно неизвестно, существовала ли Дяочэнь в реальности, но ее образ был увековечен в книге "Троецарствие", став символом патриотизма и хитрости. Также она стала героиней нескольких фильмов. Что до дальнейшей судьбы, в одних легендах девушка воссоединялась с Люй Бу, тогда как в других - скрывалась и меняла имя, чтобы избежать дальнейшей суматохи.
Ян Гуйфэй, еще одна из четырех величайших красавиц древнего Китая, была знаменитой императорской наложницей во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.). Урожденная Ян Юйхуань, ее необыкновенная красота и обаяние покорили императора Сюаньцзуна, сделав ее символом элегантности и императорской благосклонности. Ее имя "Гуйфэй" переводится как "Благородная супруга", что отражает ее высокий статус. Ян Гуйфэй также прославилась своим музыкальным и танцевальным талантом, в частности мастерством исполнения танца Ни Чанг Ю И Ву (танец в одежде из радужных перьев). Однако ее приход к власти был связан с политическими интригами и трагедиями, оставив неизгладимый след в истории и литературе Китая.
История Ян Гуйфэй разворачивалась на фоне восстания Ань Лушаня (755-763 гг. н.э.), ключевого события, которое едва не привело к свержению династии Тан. Ее влияние на императора Сюаньцзуна было настолько велико, что он пренебрегал государственными делами, чтобы проводить время в ее обществе. Это вызвало растущее недовольство среди чиновников и военных, которые обвиняли ее и ее родственников в упадке империи.
В 756 году н.э., когда силы повстанцев приблизились к столице, Чанъани, Сюаньцзун бежал вместе с Ян Гуйфэем и его двором. В Мавэйхэ (Мавэйский пост) измученные солдаты отказались продолжать путь, требуя справедливости за беспорядки в империи. Они обвинили двоюродного брата Ян Гуйфэй, коррумпированного премьер-министра Ян Гочжуна, в государственной измене. После того, как солдаты убили Ян Гочжуна, они обратили свой гнев на саму Ян Гуйфэй, заявив, что ее присутствие спровоцирует дальнейший хаос.
Сюаньцзун, разрывавшийся между любовью и желанием выжить, был вынужден уступить. Ян Гуйфэй была задушена евнухом в соседнем буддийском храме. Ее смерть ознаменовала поворотный момент в восстании — хотя Сюаньцзун отрекся от престола, его преемник подавил восстание.
Трагический конец Ян Гуйфэй стал метафорой опасностей, связанных с необузданной страстью и политическим упадком. Ее история вдохновила бесчисленное множество поэм, опер и картин, в частности, можно отметить известную поэму Бай Цзюйи "Песнь о вечной печали".
Ван Чжаоцзюнь, также известная как Ван Цян, была одной из Четырех величайших красавиц древнего Китая. Она жила во времена династии Западная Хань (202 г. до н.э. – 9 г. н.э.) и прославилась своей легендарной красотой и ролью в дипломатических отношениях между империей Хань и хунну, кочевым народом на севере Китая. Ее имя буквально означает "Яркая принцесса", но ее также называли "Той, кто ошеломляет гусей", потому что ее красота якобы заставляла диких гусей забывать о полете и падать с неба, когда они видели ее.
Ван Чжаоцзюн была девушкой из простой семьи, но из-за внешней привлекательности была выбрана в качестве наложницы в имераторский гарем. Выбирая новую жену, император не смотрел наложниц сам, а приказывал написать портреты всех обитательниц гарема и показать ему. Согласно легенде, дворцовые художники часто преувеличивали красоту наложниц, чтобы добиться благосклонности, но Ван Чжаоцзюнь отказалась давать взятку художнику Мао Яньшоу. В результате он намеренно изобразил ее невзрачной на портрете. Император, посмотрев на портрет, посчитал наложницу весьма неказистой и никогда не посещал её.
Во время правления императора Юаня двор династии Хань часто сталкивался с конфликтами с хунну. Чтобы ослабить напряженность, вождь хунну Хуханье обратился с просьбой о заключении брачного союза с династией Хань. Вместо того, чтобы послать принцессу королевской крови, император Юань решил отправить одну из наложниц.
Ван Чжаоцзюнь вызвалась выполнить эту миссию добровольно. Когда Хуханье прибыл ко двору, чтобы встретиться со своей невестой, император Юань был потрясен потрясающей красотой Ван Чжаоцзюнь. Он понял, что картина ввела его в заблуждение, но не смог отказаться от соглашения. Преисполненный сожаления, он казнил художика, но позволил Ван Чжаоцзюнь заключить брак.
В царстве сюнну Император, посмотрев на портрет, посчитал наложницу весьма неказистой и никогда не посещал её. приспособилась к кочевому образу жизни и стала уважаемой фигурой. По обычаю сюнну, она вышла замуж за Хуханье, а затем за его преемника и родила ему детей. Ее присутствие помогало поддерживать мир между ханьцами и хунну на протяжении более 60 лет, в течение периода, известного как "Мир на границе".
Подготовили Роза Филиппова и Ю Юхэн, БИ БРИКС