Из командировки в отпуск по Алтаю. Август 1988г.
В конце 80-х годов в стране случился «разгул демократии», бесконечные дебаты и хаос. На работе в НИИ не стало ни тематики, ни денег. В надежде «срубить» договор на работы в Казахстане, как это случилось в середине 80-х в Экибастузе, выписал себе командировку в Усть-Каменогорск, а заодно и в Зыряновск и в Лениногорск (ранее Риддер). Также, нам прислали на исследование "вкусную"пробу руды редкоземельного месторождения «Кумир» из Алтайского края, подумал, если удастся нужно добраться туда и подробнее расспросить местных геологов месторождении и о перспективах. Для этого, после окончания командировки оформил двухнедельный отпуск с тайной мыслью добраться и до Телецкого озера.
И так, вперед. Утром в первых числах августа 88г. в Усть-Каменогорск на Иртыше меня перенес наш Ту-154. В народе город называют кратко – УсьКаман. Приехал в город у ещё невысоких Алтайских гор, устроился в гостинке.
Изначально Усть-Каменогорск был основан в 1720 году как казацкая крепость русских при слиянии р. Иртыш и р. Ульба в месте, где Иртыш выходит на бескрайнюю равнину и находится между отрогами Алтайских гор и Калбинскими горами на другом берегу реки. Город средний по размерам -330 тыс. жит, много послевоенных зданий, т.к. во времена ВОВ сюда было эвакуировано множество предприятий с персоналом, в основном металлургических. После войны в черте города было построено много металлургических предприятий цветной металлургии с множеством труб, поэтому в этой котловине Зимой скапливается весь дым металлургических заводов и висит над городом…
УсьКаман это сплошь цветная металлургия, соответственно трубы и атмосфера. Прогуливаясь по городу, и не подумал бы, что это Казахстан – ничего об этом не напоминало. Город даже красив – на слиянии дух рек: Иртыша и р. Ульба, среди отрогов Алтайских гор. Конечно, побывал на стрелке, в новом районе, где сливаются реки – красиво. Пользуясь случаем и летом, искупался в Иртыше, в котором оказалось сильное течение и холодная вода.
Мой рабочий интерес распространялся на небольшие редкометальные фабрики на левом берегу Иртыша, поблизости от УсьКамана. В течение двух дней удалось обернуться в п. Огневку на редкометальную фабрику в голоскалистых оригинальных Калбинских горах и в п. Асубулак, где на редкометальных концентратах работает интересная доводочная фабрика по уникальной технологии.
Закончив дела в УсьКамане надо было двигаться дальше – в Зыряновск на ГОК. Узнал разные туда пути: можно доехать на автобусе (160 км), можно на поезде, а можно пройти вверх по Иртышу, что меня очень заинтересовало. Оказалось, что в Зыряновск можно добраться на судне на подводных крыльях. Узнал, откуда отчаливает корабль – от пристани выше Усть-Каменогорской ГЭС, на Иртыше построенной после войны в 1953г. Со строительством ГЭС в пойме Иртыша, среди гор появилось водохранилище и возможность судоходства вверх по Иртышу.
В намеченный день отъезда на городском автобусе добрался до пристани выше плотины ГЭС, купил билет и загрузился на скоростное судно на подводных крыльях –Ракету, удалось примоститься в первом салоне у окна, чтобы обозревать окрестности. Оказалось, что Иртыш довольно узок, как широкая автодорога, извивается в ущелье отрогов гор с наклонными берегами по берегу которой шла ж.д. дорога и шоссе. Шли достаточно быстро и пейзажи менялись. Красота!
Но вот впереди показалось непреодолимое препятствие 90-метровая плотина Бахтурминской ГЭС, построенной за 15 лет с 1953 по 1968гг. Намного не доходя до плотины наш корабль причалил, где нас ждал обычный автобус ЛАЗ. Все выгрузились и сели в ожидающий автобус. Увидав грандиозное сооружение плотины, хотел было сделать эффектный снимок, но чей-то зычный окрик, что это секретный объект заставил отказаться от этой затеи. Вступать в дебаты с бдительным гражданином, что всё давно снято из Космоса не стал во избежание осложнений.
Тем временем автобус довёз всех пассажиров Ракеты к причалу на верхнем бьефе плотины. Мы снова загрузились в корабль на подводных крыльях, но это уже был «Восход». Началось грандиозное Бахтурминское водохранилище протяженностью с озером Зайсан в более чем 500 км. Вышли как в открытое море, где видны только окружающие горы.
Через некоторое время подошли к причалу, далее пересадка на автобус до Зыряновска. Зыряновск – городок горняков (50 тыс. жит.) с архитектурой 50-х годов, расположен в котловине между гор Рудного Алтая. Название происходит от фамилии первооткрывателя здешнего месторождения полиметаллических руд в 1791 г Герасима Зырянова. Зыряновские рудники начавшие работать в 1791г ранее входили в Томскую губернию.
Живописные лесостепные окрестности, распространены садовые товарищества, много мест отдыха, условия для зимнего отдыха, туризма. Местность с невысокими горами предгорий Алтая, поросшими смешанным лесом. Основная промышленность – рудокопы: добыча и обогащение руд. Концентраты отправляют на плавильные заводы, в УсьКаман. Пробыл в Зырянке пару дней, посещая местную обогатительную фабрику и рудники.
Обратно из Зыряновска в УсьКаман предстоял долгий путь в 175 км по шоссе. В УсьКамане нашел клуб туристов и узнал, что дорога из Лениногорска через горы в Алтайский край существует в виде лесовозной, пройти вполне возможно и может даже будет попутка, расстояние до первого жилья около 80 км.
В Лениногорск поехал на автобусе. От УсьКамана до Лениногорска 120 км по дороге среди уже довольно высоких гор. Лениногорск расположен в обширной долине реки Ульба между Ульбинским хребтом с горой Синюха (1962м) с севера и Ивановским хребтом (2775м), отделяющим от Иртыша и от УсьКамана. Город был основан в 1786г как рудник открытого Филипом Риддером – обрусевшим шведом, внуком плененного под Полтавой шведа-лекаря, месторождения полиметаллических руд.
В Лениногорске удивили «белки» - остатки снега на прилегающих вершинах гор в конце лета. Город сугубо советский при крупном полиметаллическом комбинате. Есть откровенно старые районы с черными избами и бараками. Раньше – до 1941 это был город Риддер местом ссылки каторжан, а после ВОВ там был размещен 30-ти тысячный лагерь пленных немцев.
В городе и в округе сплошные русские названия, как и большинство населения.
Закончив свои дела на комбинате в Лениногорске стал планировать свой поход через горы в Алтайский край: ещё раз разузнал про дорогу, узнал, что частично можно сократить путь, проехав на автобусе в сторону поселка Ливино в нужном направлении.
И так, наметил выход в путь на следующее утро. С собой у меня, кроме рюкзака был спальник, дождевик, походная кружка, н.з. продуктов, п/этилен плёнка и др. Для возможной расплатой специально запасся бутылкой водки. В середине августа свою командировку в Лениногорске завершил и со следующего дня у меня начинался двухнедельный отпуск.
Дорога в Алтайский край.
Следующим ранним утром капитально перекусил, дождался нужного автобуса, доехал на нём до поворота и вышел на пустынную гравийную дорогу, ведущую вверх. Тихое, раннее, солнечное утро, вокруг ни души, звенящая тишина, вокруг горы, хвойный лес. И вот иду вверх по пустынной дороге, наслаждаюсь солнечным утром, хорошей погодой, любуюсь красивыми видами окрестностей и близких снежных гор.
Иду легко, раньше ходил, тренировка есть, иду наслаждаюсь, подъем умеренный, погода прекрасная, самочувствие хорошее. Но вот появились какие-то звуки впереди, иду вижу впереди на дороге какое-то движение. Иду и постепенно вижу, что навстречу мне по дороге спускается конная повозка, а на ней люди.
Сближаемся, вижу, что это цыгане, пару мужиков, женщины, дети, часть идут пешком, часть на подводе. Всё мирно, помахали руками в знак приветствия и разминулись. Не стал расспрашивать: откуда и куда, у каждого своя дорога.
Иду дальше, иду нормально, слышу слабый звук машины, наверное попутка, но иду и иду. Постепенно машина ближе, оборачиваюсь – вдалеке ещё Урал. Иду, и вот он уже ближе, поворачиваюсь, смотрю водила один, останавливаюсь, поднимаю руку. Подъезжает Урал, останавливается, спрашиваю – Подвезешь? Залезай. Здороваюсь, интересуюсь далеко ли. Водила отвечает, что едет на делянку, за лесом, скоро уже приедет.
Доезжаем до отворота, благодарю, спрыгиваю, смотрю вслед машины и иду дальше. Погода хорошая, солнечно, тепло, где-то +16-18С, иду дальше. Дорога немного петляет, пересекает ручьи и речки. Красиво, воздух чистейший. Иду наслаждаюсь. Иду дальше, время приближается к полудню. Часа через два ходьбы снова слышу шум машины сзади, иду – догонит, посмотрим.
Догоняет, это уже «Захар» - ЗИЛ-157, в кабине двое, подсаживают. Здороваюсь, спрашиваю далеко ли едут, тоже едут на делянку, уже недалеко, спрашиваю дорогу, особо не знают, но сказали: Дойдешь. Вот и их поворот, выхожу, поблагодарив. Иду дальше, дорога пересекает речку и раздвояется.
Останавливаюсь передохнуть, перекусить и поразмышлять, у меня есть карта, но это карта области – примитивная, там таких деталей нет. Нужно определиться, чтобы не промазать и не заблудится. Решаю свернуть направо, встаю и снова в путь. Дорога изменилась – стала менее наезжена, лес стал гуще, ближе к дороге, деревья более возрастные, хвойные с подлеском. Иду дальше, начинаю беспокоиться – время уже немного за полдень, но впереди неопределенность.
Мне надо дойти до жилья, ночевку в лесу не представляю, это в мои планы не входит. Но одно дело планы, другое – реальность. Но надо идти, иду и иду. Лес становится гуще и мрачнее, вместе с ним мрачнеет и моё настроение. Дорога сузилась до одной колеи, идет на подъем, на душе всё тревожнее.
И тут вижу, что навстречу мне спускается старенький зеленый ЗИЛ-130 едет довольно быстро и не останавливается, но успеваю рассмотреть алтайский номер. От этого на душе отлегло – значит иду в нужном направлении: «Правильной дорогой идете, товарыщи». Уже в нормальном настроении продолжаю путь. Подъем тянется, сзади слышу шум машины, это УАЗик-Козел-469. Голосую, останавливаются, машина почти полная – четыре человека, прошу подвести, сажают. По дороге узнаю, что едут на рыбалку, подумал, не напроситься ли в компанию, но заметил, что буду «не в кассу». Немного подвезли и свернули. Выхожу, иду дальше, сказали, что уже не далеко, но чувствую, что сильно устал.
Иду, хоть и изрядно устал, но иду. И вот показались дома-избушки, это село Карагай (400 жит.) в Алтайском крае. Дошел таки! От Лениногорска расстояние сюда 79 км, хотя немного сократил на автобусе до поворота и попутки, но, думаю к 50 км прошел (позже, в Японии, на Марше ходоков ходили по 40 км, но спустя 20 лет).
Дошел, теперь надо найти ночлег, время к вечеру, минуло шесть вечера. Подхожу к случайному дому, калитка закрыта, зову хозяев. Через некоторое время из дома появляется бабка–алтайка. Раньше не знал, что есть такая народность – алтайцы, родственные монголам. Спрашиваю про ночлег, мотает головой – чужой, белый, нет. Спрашиваю где ещё можно спросить – мотает головой, не знает или не хочет иметь дела с «неверным». Иду дальше в поисках хоть кого-то ночлега, встречаю кого-то из русских, спрашиваю, где можно переночевать, показывают дом для приезжих.
Дохожу до дома для приезжих, там висит замок и никого. Во дела, дошел до жилья, а переночевать негде. Снова иду по деревне, спрашиваю. Сказали, что на реке, у моста дежурит сторож, может у него. Идти ещё пару км, устал, но иду из последних сил. Догоняет мотоцикл с коляской, немного подвозит.
И вот вижу реку Карагай, мост и сторожку. Захожу, вижу мужика-сторожа постарше меня, спрашиваю про ночлег, показывает на топчан, оставайся. Знакомимся, говорит, что сторожит мост, чтобы большие машины не поломали, им надо вброд.
У сторожа моста прожил два дня, отдыхая от перехода и обходя округу. Места очень живописные…. За ночь над рекой формировался густейший туман, который рассеивался ближе к обеду. Удалось посмотреть ферму маралов: действительно в их молодых замшевых рогах чувствуется пульсирование крови. Рассказывали, что когда им обрезают рога всё вокруг в крови.
На Кумир.
Утром третьего для загрузился в проходящий мимо ЗИЛ-130, ехал в кузове. Попутка довезла до трассы, где ходили автобусы. Там на автобусе доехал до села Усть-Кан, где пересел на попутку до села Усть-Кумир на реке Чарыш, в которую впадает р. Кумир. Добравшись до села Усть-Кумир, стал расспрашивать про геологов на реке Кумир. Мне подсказали куда приезжает их машина снабжения.
Дождался машину геологов, объяснил кто такой, откуда, назвал имя нач. партии, которое мне сообщили на работе наши геологи. Меня посадили в машину и мы поехали к ним в лагерь в двух десятка км, вверх по реке Кумир. Проезжая мимо места под названием «Девичьй плёс», сразу вспомнил рассказы наших геологов про это место – действительно очень красиво: бурная чистая река в этом месте останавливает свое течение и образуется тихое русло реки метров 200 с чистейшей водой прозрачной до дна.
В гостях у геологов.
Доехали до лагеря геологов в лесу на берегу реки: поставлены палатки, сделана полевая кухня, столовая типа навеса, ещё какие-то хозяйственные постройки, полевая баня с туалетом ну и командирский вагончик на колесах, где располагается камеральная комната и обитает начальство. Также имеется бензогенератор для электроснабжения. Палатки разные – и каркасные с кроватями и обычные.
Познакомился с начальством, объяснил цель своего визита, высказал пожелание ознакомится с их работой, методикой и местом отбора проб руды. Соответственно, предъявил документы и командировочное удостоверение. Меня восприняли нормально, накормили и разместили в командирском вагончике.
Поделились впечатлениями, рассказал им о своём переходе через горы из Лениногорска, они рассказали о своей жизни в тайге и о случае, произошедшем буквально не давно: пара геологов вышли в маршрут, в лесу густой подлесок, не заметили медведя, тот пропустил первого, а второго слегка погладил по плечу, может хотел по рюкзаку похулиганить. В результате выбил парню плечо, но не сильно. Рекомендовали быть осторожным, учитывать, что здесь медвежий угол. На другом берегу высокие горы и виден «белок» - прошлогодний снег. Так вот в бинокль наблюдали за медведем, который катался там с горки. Забавно, но сам не видел, это с их слов.
Геологи из Новосибирской партии, это их территория, в которой они по плану осуществляют разведку в основном на поиск руд радиоактивных и редких металлов. Сейчас у них полевой сезон, отбирают образцы и пробы руды, единственным колонковым станком бурят разведочные скважины, отбирают керны, ведут учет и записи. Зимой у них будет камеральный сезон, когда будут обрабатывать собранные пробы и данные.
В партии кроме начальника и его зама работают как рядовые инженеры-геологи, так и коллекторы, бурильщики, полевые рабочие, хозяйственные работники.
Немного передохнув, попросил показать и рассказать где и как отбирали пробу руды, которую отправили нам в НИИ для изучения. Меня проводили к месту отбора в нескольких км от лагеря, в горах. На склоне горушки была сделана закопушка типа полушурфа, в котором была явно видна вскрытая жила руды. Вот из этой жилы и была отобрана проба руды для нас. Много ли таких жил мне не поведали.
На другой день напросился в маршрут с геологами. Утром позавтракав, выдвинулись втроем, отошли км на три и полезли на гору, на вершине геологи насобирали образцов, перекусили и пошли вниз. Спуск вниз проходил по другому пути, очень крутому, где тоже отбирали образцы. С большим трудом спустились вниз, добрались до бурильной установки берегу реки, где ещё догрузились кернами и изрядно перегруженными к вечеру вернулись в лагерь. Нагрузка для меня, даже вроде тренированного оказалась близкой к запредельной. После этого дошло, что собой представляет полевая работа геологов.
Но это не всё, вечером геологи собрались в командирском вагончике и принялись обсуждать свои производственные вопросы. Для меня, не геолога, это был разговор на неизвестном языке. Заметил, что геологи всегда жили с геологами, а рабочие с рабочими, хотя питались все вместе. В лагере сухой закон, но чтобы «приписаться» в командирском вагончике выставил свою поллитру, которую употребили символически человек на десять. С рабочими тоже общался, с которыми ходил в маршрут, всякие истории услышал. «Шару» при мне не варили, но рассказывали: на литр воды варят!! пачку(маленькую – 50г) черного чая, туда же банку сгущенки и 100 г спирта. С устатку очень выручает.
На следующий день обошел окрестности вдоль реки – красивейшие и дикие места, даже нашел ель на берегу со следами медвежьих когтей, ходил посвистывая, оглядываясь. Всего у геологов пробыл три дня и с попутной машиной геологов вернулся в село Усть-Кумир, где случайно нашел ночлег у местного жителя, когда помог донести тяжелую ношу.
Мужик жил один и с удовольствуем предоставил кров. Рассказал, что бывший шофер, однажды полез под машину и сорвался домкрат. Придавило сильно, но не насмерть, позже оклимался. На досуге походил по окрестностям, по берегу реки Чарыш, в которую впадает р. Кумир. Село расположена на двух берегах реки, полюбовался как местные мальчишки лет по 12-13 лихо скачут на конях. Идея добраться и посетить Телецкое озеро всё ещё существовала в моей голове, поэтому узнал как на автобусе добраться до г. Горно-Алтайск.
Дорога на Телецкое озеро.
На следующее утро отправился в дорогу, которая с пересадками и ожиданиями составила почти сутки, заодно проехал по Чуйскому тракту, ведущему в Монголию. К утру таки добрался до Горно-Алтайска (65 тыс. жит.), обошел центр города и выдвинулся на автобусе до Артыбаша у Телецкого озера. Город показался чистым, уютным, расположенным в котловине среди невысоких предгорий Алтайских гор.
Из Горно-Алтайска на автобусе добрался до Артыбаша (150км) по горной, извилистой дороге со множеством подъемов. Из северной оконечности Телецкого озера вытекает река Бия, которая, сливаясь с рекой Катунь, образует реку Обь. Озеро Телецкое расположено среди гор, имеет вытянутую форму с севера на юг протяженностью 78 км. Максимальная ширина озера примерно 5 км, средняя глубина 180м, максимальная - 320м. На юге в озеро впадает река Чулышман. Учеными доказано, что озеро имеет тектоническое происхождение.
На ночевку устроился в гостевом доме в Артыбаше, вечером прогулялся до моста через новорожденную быструю Бию, полюбовался на даль грандиозного озера среди гор. Следующим утром загрузился на борт туристического кораблика и почти до вечера прошелся по озеру туда вдоль восточного берега с заходом к водопаду Корбу, далее до южной, низинной оконечности и впадения реки Чумышман и обратно вдоль отвесного западного берега.
На отвесных берегах западного берега замечены памятные таблички погибших водных туристов. Не смотря на красоту, Телецкое озеро бывает очень коварным, благодаря своей вытянутой формы и высоким горам по сторонам. Во время сильного ветра на озере возникает эффект аэродинамической трубы: скорость ветра увеличивается до 25 м/сек – «верховка», высота волны в центре достигает трех метров. При таких условиях зимой Телецкое озеро часто замерзает только в северной части. Такое вот сочетание красоты и зловещности.
Экскурсию по Телецкому озеру завершил, получил эстетическое удовлетворение, намеченные цели достигнуты и с чувством выполненной миссии можно отправлятся в обратный путь.
Дорога домой.
Сначала доехал до Горно-Алтайска, затем пересел на другой автобус и по берегу Катуни добрался до г. Бийск (180 тыс. жит.), который широко известен фармацевтической фирмой Эвалар. В 18-19 веках Бийск был частью Сибирской укрепленной оборонительной линии для защиты гужевого сибирского тракта от набегов кочевников – джунгарцев, киргиз-кайсаков, живущих за счет грабежей соседей. В Бийске уже молодая, судоходная Обь, поэтому еду на речной вокзал и загружаюсь на кораблик до Барнаула.
Барнаул большой областной город (620 тыс. жит.), крупный транспортный узел. При кратком обзоре город произвел приятное впечатление, но задерживаться в нем не было нужды и интереса. Поэтому добрался до ж.д. вокзала, купил билет до Москвы и на 3 ночи залег на полку отсыпаться, благо поезд отправлялся вечером.
Утром поезд прибыл в Москву. Так закончился мой кольцевой маршрут: Москва – УсьКаман - Алтай – Кумир – Горно-Алтайск - Телецкое озеро – Барнаул – Москва.
Увидел и узнал много новых мест, прогулялся по красивым горам, получил эстетическое удовлетворение.
За утерей своих фото, чтобы их восполнить, с благодарностью воспользовался открытыми источниками.
Крым.
2.04 2025г.