2023 год… Мир увидел новый шедевр Кристофера Нолана “Оппенгеймер”. 2024 год… фильм номинирован на 13 номинаций, и выиграл 7 из них. Однако на этом Нолан не остановился: в октябре того же года режиссёр заявил о том, что начал работу над новой кинокартиной, масштаб которой затмит его прошлые работы. В декабре 2024 года компания Universal объявила, что новый фильм Кристофера Нолана станет адаптацией классической поэмы Гомера “Одиссея”. Удастся ли киноиллюзионисту повторить успех предыдущей киноленты? Как вы считаете?
Премьера
Премьера фильма “Одиссея” запланирована на 17 июля 2026 года. Как заявляют создатели, зрителя ожидает мифический боевик, рассказывающий сюжет одноимённой греческой поэмы Гомера. Для тех, кто не в курсе о чём это произведение, кратко перескажу содержание:
После событий в «Илиаде» Гомера хитроумный Одиссей возвращается в Итаку, где его ждет верная жена Пенелопа и сын Телегон. Поэма «Одиссея» рассказывает о приключениях героя, которому в пути предстоит встретиться с мифическими существами: сирен, чудовищ Харибду и Сциллу, нимфу Калипсо, красавицу-царевну феаков Навсикаю, волшебницу Цирцею, циклопа Полифема. Тем временем, как на родине думают, что Одиссей давно погиб, Пенелопа верит, что муж жив. Ей приходится прибегать к хитростям, чтобы избежать внимания назойливых женихов, желающих занять место правителя Итаки.
Кристофер Нолан не изменяет традициям и продолжает работать вместе с родственниками (Напомню, что большинство его кинокартин созданы в соавторстве с его братом Джонатаном Ноланом). На этот раз фильм продюсирует жена режиссёра Эмма Томас. Именно она и “подкинула” Нолану идею об экранизации классической поэмы. Сам же режиссер также выступит в роли продюсера и сценариста.
Кроме того, недавно стало известно о расширенной версии актёрского состава. В картине снимаются Мэтт Дэймон, Энн Хэтэуэй, Джон Бернтал, Роберт Паттинсон, Шарлиз Терон, Зендея, Миа Гот, Эллиот Пейдж и Лупита Нионго.
Интересные факты со съёмок
Конечно, анализировать не вышедшую ещё кинокартину неправильно, да и невозможно. Как можно раскритиковать то, чего ещё никто не видел? Однако по масштабам съёмок уже можно понять, чего следует ждать от фильма. Лично я предчувствую, что грядёт очередная волна номинаций Нолана на “Оскар”.
Во-первых, масштаб самой идеи уже что-то невероятное и экспериментальное для режиссёра. А как знают фанаты режиссёра: всё новое у Кристофера получается в лучшем исполнении. Например, научно-фантастическая драма “Интерстеллар” или же историческая биография “Оппенгеймер”. Кстати, в каком-то смысле Нолан уже снимал “Одиссею”, однако не земную, а космическую – “Интерстеллар”. И получилось у него это просто великолепно: кинокартина, несмотря на жанр научной фантастики, будет близка широким массам, так как в ней раскрываются такие актуальные проблемы, как взаимоотношения отцов и детей, человеческий эгоизм и нравственный выбор. Возможно, режиссёру также хорошо удастся снять и земную “Одиссею”.
Во-вторых, как и следовало ожидать у такой масштабной идеи, такой же колоссальный бюджет в 250 миллионов долларов (в некоторых источниках указано, что бюджет уже превысил эту сумму). Напомню, что подобную сумму кинофонды выделяют очень немногим фильмам в году. Кристоферу Нолану очень повезло, что ему одобрили съёмки фильма и выделили такой бюджет. Пока что “Одиссея” имеет все шансы стать самым дорогим произведением не только режиссёра, но и в истории кино. (На данный момент самой дорогой кинокартиной в фильмографии Нолана является "Темный рыцарь: Возрождение легенды" с бюджетом в 250 миллионов долларов).
Из бюджета вытекает и третий пункт, заставляющий зрителя с нетерпением ждать выхода фильма. На стоимость “Одиссеи” по большей части влияют дорогой звёздный каст, о котором я упомянула ранее, и совершенно новые технологии IMAX, применение на съёмках которых заявлено создателями. Кристофер Нолан уже не раз использовал камеры IMAX при создании своих картин, например, в фильмах “Темный рыцарь”, “Темный рыцарь: Возрождение легенды”, “Начало”, “Интерстеллар”. Однако в этот раз, как уверяют зрителей журналисты, будет что-то поистине невероятное.
В-четвёртых, масштаб декораций тоже впечатляет. По словам создателей, для съемок сцены в пещере Нестора будет использована 6-метровая кукла одноглазого циклопа Полифема в натуральную величину. Конечно, это не сравниться с замком из киновселенной “Гарри Поттера”, длина которого составила 60 метров (что по сей день считается одной из самых больших декораций в кино). Однако то большое здание, а здесь чудовище, с которым придётся сразиться главному герою в исполнении Мэтта Дэймона, рост которого 178 см. Нехилая такая разница, согласитесь?
Предыдущие версии “Одиссеи”
Нолан не первый и не последний, кто экранизирует поэму Гомера. Всё началось ещё с далёкого 1911 года. Тогда на “Одиссею” замахнулась группа итальянских режиссёров Франческо Бертолини, Джузеппе де Лигоро, Адольфо Падованом. У них получилась немая “Одиссея” длительностью 44 минуты. Ради интереса рекомендую ознакомиться с работой, так как это одно из первых произведений киноискусства, когда за основу фильмов режиссёры начали брать сюжеты из литературы.
Второй экранизацией греческой поэмы стала кинокартина 1954 года "Приключения Одиссея" режиссёра Марио Камерини с Кирком Дугласом в главной роли. Произведение интересно тем, что была снята на островах, описанным Гомером, за исключением Итаки (в период съёмок на острове было землетрясение).
В 1968 году Франко Росси, Марио Бава, Пьеро Скивадзаппа решили поэкспериментировать с форматом “Одиссеи” на экране и сняли сериал под названием “Приключения Одиссея”. Это произведение благодаря увеличенному экранному времени за счёт сериального формата включает предшествующие события “Одиссеи”, а именно из “Илиады” Гомера.
В 1995 году на экраны вышла кинокартина “Взгляд Одиссея” Тео Ангелопулоса. Это одна из первых интерпретаций произведения Гомера, удостоившаяся награды на кинопремии. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Более того, он неоднократно попадал в списки лучших фильмов всех времен. “Взгляд Одиссея” – это первая кинолента, отразившая события Древней Греции в современность. По сюжету американский кинорежиссёр греческого происхождения возвращается на родину после многих лет отсутствия. Он ищет три непроявленных ролика незаконченного фильма братьев Манаки, снятого в 1905 году. Фильм должен стать первым греческим кинофильмом и первым фильмом, снятым на Балканах. Поиски главного героя перекликаются с подвигами Одиссея.
Российские кинематографисты не захотели отставать от зарубежных коллег, и в 1997 году вышла двухсерийная кинолента “Одиссей” Андрея Кончаловского. Примечательно, что в фильме сыграли иностранные актеры, например, звезды Изабелла Росселлини и Джеральдин Чаплин, а съёмки пейзажей проходили в Турции и Греции, графические элементы были созданы в Англии. “Одиссей” побил все рейтинги на телеканале NBC и принес Андрею Кончаловскому “Эмми” за режиссуру.
В 21 веке режиссёры продолжили традицию экранизации этого произведения. И в 2000 году братья Коэны сняли кинокартину "О, где же ты, брат?". В отличие от предыдущих киноадаптаций эта по большей мере является вольной интерпретацией известной поэмы. События происходят в 1937 году во времена Великой депрессии: по сюжету три беглых каторжника ищут сокровища, на американском юге сталкиваются с мифическими существами, которые напоминают зрителю образы циклопа и сирен.
Крайней же экранизацией “Одиссеи” Гомера является фильм Уберто Пазолини “Возвращение Одиссея” 2024 года, где главную роль исполнил Рэйф Файнс, недавно номинированный на “Оскар” за кинокартину “Конклав”. Однако “Возвращение Одиссея” получило неоднозначные отзывы от зрителей. Образы главных героев переосмыслены автором и показаны далеко не в лучшем свете. По мнению критиков, сын Одиссея изображён на экране капризным подростком, а сам главный герой слишком труслив и нерешителен. Насколько это плохо, решать каждому самому. На мой же взгляд, такая интерпретация имеет место. Да, это не классическое изображение привычных нам персонажей, однако более приближённое к действительности. Скорее всего, режиссёр хотел показать не мифического героя, а реального человека.
Заключение
В общем в 2026 году нас ожидает крутое зрелище от профессионала своего дела. Правда что-то подсказывает мне, что мало, кто осилит “Одиссею” за один присест, учитывая в последнее время странную моду кинематографистов на фильмы хронометражем в три и более часа (“Оппенгеймер” идёт ровно три часа).
Так, сможет ли киномаг Нолан окончательно утвердить свои позиции в киноиндустрии после феноменального успеха "Оппенгеймера" на "Оскаре 2023" или же после такого успеха режиссёра ждёт провал, как многих творческих личностей? С нетерпением ждём лето следующего года!
#кристофернолан #одиссея #премьеры2026 #оппенгеймер #мэттдэймон