Найти в Дзене
Счастью быть

Улучшаем память

Как это ни печально, но с возрастом наша память ослабевает, и единственное, что мы можем сделать, это заняться её укреплением как можно раньше. В последнее время острую актуальность приобрела тема болезни Альцгеймера и соответственно различных сенильных деменций. Они проявляются, прежде всего, в нарушениях памяти. На ранних стадиях заболевания наиболее заметны нарушения кратковременной памяти, то есть неспособность вспомнить недавно заученную информацию. С развитием болезни происходит потеря долговременной памяти. Постепенно теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке и ухаживать за собой. Наконец болезнь захватывает жизненно важные функции организма, что ведет к смерти. Немного теории из школьной биологии. Запоминание представляет собой формирование новых нейронных связей или усиление уже существующих. С возрастом нейронные связи разрушаются и может наступить деменция. Замечено, что люди умственного труда реже подвержены проблемам с памятью. Хотя и они не защищены о

Как это ни печально, но с возрастом наша память ослабевает, и единственное, что мы можем сделать, это заняться её укреплением как можно раньше.

Чтение книг, их пересказ, выделение главных мыслей, зарисовывание картинок развивает память
Чтение книг, их пересказ, выделение главных мыслей, зарисовывание картинок развивает память

В последнее время острую актуальность приобрела тема болезни Альцгеймера и соответственно различных сенильных деменций. Они проявляются, прежде всего, в нарушениях памяти. На ранних стадиях заболевания наиболее заметны нарушения кратковременной памяти, то есть неспособность вспомнить недавно заученную информацию. С развитием болезни происходит потеря долговременной памяти. Постепенно теряется способность ориентироваться в окружающей обстановке и ухаживать за собой. Наконец болезнь захватывает жизненно важные функции организма, что ведет к смерти.

Немного теории из школьной биологии. Запоминание представляет собой формирование новых нейронных связей или усиление уже существующих. С возрастом нейронные связи разрушаются и может наступить деменция.

-2

Замечено, что люди умственного труда реже подвержены проблемам с памятью. Хотя и они не защищены от Альцгеймера, но хорошо развитый мозг позволяет отсрочить инвалидность, и многие наработанные автоматизмы будут еще долго служить человеку, не смотря на его болезнь.

Самая крепкая память эмоциональная. Эмоциональное возбуждение и стресс ускоряют процессы запоминания и прочно закрепляются в мозге. То, что человек увидел, услышал, почувствовал, прожил эмоционально, крепко оседает в его памяти. Поэтому старайтесь разнообразить свою жизнь, наполнить её разнообразными чувствами, впечатлениями.

Развивая способность к наблюдению и концентрации внимания с помощью эмоций, мы лучше запомним то, что нам нужно.

Волнительная поездка надолго останется в вашей памяти
Волнительная поездка надолго останется в вашей памяти

Лучше запоминается то, что является целью деятельности или вызывает какие-то затруднения во время ее осуществления. То есть, чем сложнее задача, тем лучше для нашего мозга, для нашего будущего здоровья.

Забывание – естественный процесс выпадения из памяти, угасания прежней информации, навыков. Закон регрессии памяти. Вначале ослабевает память на текущие и недавно прошедшие события, затем ухудшается воспроизведение старого багажа памяти.

Возрастные особенности памяти

  • Способность воспроизводить события появляются со 2 года жизни ребенка.
  • Временные категории памяти с 6-10 лет
  • Механическая память оптимальна в 19-21 год
  • С 30 летнего возраста начинается снижение памяти
Узелок на память
Узелок на память

Как вы знаете, память бывает разная: зрительная, слуховая, двигательная, тактильная и так далее.

У большинства ведущей является именно зрительная память. Им легче запомнить что-либо, увидев это или прочитав. Еще более стойкий эффект запоминания у большого числа людей связан с подкреплением двигательным актом. Если им удается запоминаемое не только увидеть, но и записать, задача в значительной мере облегчается.

Следующей по значимости и для большинства людей является слуховая память. Параллельное использование для запоминания чего-либо разных видов памяти создает для всех людей оптимальные условия.

Предлагаю вам несколько упражнений для улучшения памяти. Но сразу хочу предупредить, что однократное выполнение пользы не принесет. Только постоянная работа мозга позволит сформировать прочные нейронные связи и улучшит вашу память.

Наиболее простой способ тренировать память – сосредоточить внимание на конкретном занятии, развитии систематичности, творческих способностей и воображения. при тренировке мы занимаемся не столько самой памятью, сколько умением ею пользоваться, устанавливая связи между тем, что надо запомнить, и тем, что уже известно. создавая такие связи и воображаемые образы, человек может быть уверен – он запомнит.

Для начала поставьте перед собой цель - это будет вашей мотивацией на успех. Выполняйте упражнения от простого к сложному, потому что слишком сложные задачи быстро демотивируют. Сначала делайте правильно и понемногу. Постепенно усложняйте и увеличивайте время занятий. Главное - делать это постоянно и качественно.

Занятия могут проходить от 5 до 20 минут, но не дольше. Обязательно делайте перерывы, переключайтесь на другую деятельность.

И самое главное - делайте это с удовольствием!

Дыхательное упражнение
Чтобы мозг хорошо работал, очень важно правильно дышать, ведь от этого зависит снабжение мозга кислородом. Это упражнение направлено на выработку правильного дыхания. Встаньте прямо, положите одну ладонь на живот, другую на грудь. вдохните и выдохните так, как вы обычно делаете, и проследите, как движутся ваши ладони. если ладонь, лежащая на животе, не движется или почти неподвижна, а движется рука, лежащая на груди, начните вырабатывать прямо противоположный способ дыхания – дыхание животом, или диафрагмой. Для этого зафиксируйте грудную клетку ладонью, лежащей на груди, и следите, чтобы она была неподвижна.

Упражнение для улучшения мыслительных способностей

Встаньте прямо, вытяните руки в стороны. сделайте прямой левой рукой несколько вращательных движений назад. Затем прямой правой рукой сделайте несколько вращательных движений вперед. Затем попробуйте совместить оба эти движения: вытянутой в сторону левой рукой вращать назад и одновременно вытянутой в сторону правой рукой вращать вперед. поменяйте руки: левой рукой вращайте вперед, а правой - назад.

Упражнение для снятия усталости и восстановления умственной работоспособности

Лягте на спину, ноги согните в коленях, плотно прижмите их к груди и обхватите обеими руками. спину скруглите и слегка покачайтесь назад и вперед, затем сбоку на бок. после руки положите вдоль тела и согнутыми коленями сделайте несколько круговых движений сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение на развитие памяти с опорой на пространственные представления.

Вы собираетесь в магазин и вам нужно запомнить список продуктов: хлеб, молоко, макароны, колбаса, курица, растительное масло. Нарисуйте на бумаге или в своем воображении картину из этих слов. Например: "Курица плывет по молочной реке с хлебными берегами, в небе светит солнце как масло, а впереди мост из макарон, на котором растет колбаса". Призовите на помощь свою фантазию и чувство юмора. Чем необычнее получится картинка, тем проще её будет запомнить

Это просто пример. Лучше рисуйте сами, не полагайтесь на ИИ
Это просто пример. Лучше рисуйте сами, не полагайтесь на ИИ

Упражнение «Устный счет»

Выполнение даже самых простых математических действий - хороший способ тренировки математического интеллекта. если вы не делали этого со школьных времен, самое время ликвидировать это упущение. важное условие – считать нужно в уме.

а) 16: 4 + 21 · 3 =?

б) 5 + 18 – (12 + 2) + 33: 11 =?

в) 42 · 2 + 7 – 48: 6 + 31 =?

г) 112 – 14 + 51 · 2 – 35 =?

д) (85–19): 3 + 49–18 =?

е) 18 · 5 + 221 + 419 – 72: 9 =?

ж) 14 · 3 · (35: 7) – 30 =?

з) 424: 2 – 25 · (3 + 4) + 11 =?

Упражнение «Перед сном»

Перед сном постарайтесь вспомнить всех людей и все объекты, которые вы встречали в течение дня. воспроизведите каждое слово, которое было адресовано вам за весь день. постарайтесь детально вспомнить последнюю лекцию, которую вы посещали: речь, манеру, жестикуляцию лектора. оцените свою наблюдательность и память.

Чем более разнообразна наша жизнь, чем больше действий мы выполняем, чем больше эмоций испытываем, тем дольше наша память будет нам служить.

И еще очень важный момент. Сон - это очень важно! Наши мыслительные способности ухудшаются, если мы недосыпаем. Наша память от этого тоже страдает. При хроническом недосыпании мозг устает хронически, и с каждым днем ему все тяжелее справляться с этой усталостью. Кроме того, сон необходим мозгу, чтобы перерабатывать всю полученную информацию, избавляться от лишнего и таким образом снимать излишнее напряжение, самообновляться и восстанавливать работоспособность. А если мы, недосыпая, не даем мозгу такую возможность, то живем в состоянии постоянного перенапряжения, стресса, умственных и нервных перегрузок, что может привести уже к серьезным нарушениям здоровья.