Битва при Арнеме была частью операции «Огород», проведённой союзниками в Нидерландах с 17 по 25 сентября 1944 года, чтобы завершить Вторую мировую войну к Рождеству.
Эта операция, разработанная Бернардом Монтгомери, предполагала совместное использование воздушно-десантных и бронетанковых дивизий для прорыва через Нидерланды и захвата нескольких жизненно важных мостов через рукава нижнего Рейна, которые удерживались бы достаточно долго, чтобы бронетанковые дивизии союзников смогли добраться до них. Оттуда, в обход грозной линии Зигфрида, союзники могли спуститься в Германию с севера и в Рурскую область, промышленный центр нацистской Германии.
Однако вскоре в плане появились бреши, и он рухнул, что привело к катастрофе.
Обречённый на провал.
Существует множество взаимосвязанных причин провала операции. Операция была обречена на провал, как только генерал-лейтенант Льюис Х. Бреретон, командующий 1-й воздушно-десантной армией союзников, решил осуществлять переброску по воздуху в течение двух-трёх дней, тем самым полностью лишив себя элемента внезапности.
Важно отметить, что военно-воздушные силы США не смогли перебросить воздушно-десантные войска двумя эшелонами в первый день. В наличии было только 1550 самолётов, поэтому войска пришлось высаживать в три этапа.
Транспортное командование Королевских ВВС запросило два десантирования в первый день, но генерал-майор Пол Л. Уильямс из 9-го командования военно-транспортной авиации США не согласился.
Ограниченное использование Бреретоном штурмовиков на поле боя для прикрытия сбросов припасов, пока истребители сопровождения находились в воздухе, также существенно повлияло на исход сражения. Как и отсутствие тактики «удара с воздуха» с использованием планеров.
Приземление слишком далеко от моста.
Из-за неудачного выбора зон парашютного десантирования и зон посадки планеров воздушно-десантная армия союзников оказалась слишком далеко от целей. Генерал Уркхарт решил высадить всю британскую дивизию в 13 километрах от моста, а не сбрасывать парашютистов гораздо ближе к нему.
Однако Уркхарту пришлось планировать всю операцию всего за 7 дней, и, столкнувшись с упорным сопротивлением коллег-командиров, он был вынужден смириться с ситуацией и двигаться дальше. Тем не менее, эти недостатки в плане фактически предопределили судьбу «Маркет-Гарден» ещё до её начала.
Ужасные сообщения.
В первый день, когда из-за погодных условий взлёт был отложен на 4 часа, 4-я парашютная бригада бригадного генерала Хакетта была сброшена ещё дальше на запад, чем 1-я парашютная бригада.
Она должна была приземлиться на польдере к югу от реки Недер-Рейн недалеко от автомобильного моста в Арнеме (где на следующий день планировалось высадить польскую парашютную бригаду).
Но из-за «проблем со связью» (связи не было или она была очень слабой и прерывистой) между различными подразделениями воздушно-десантного корпуса: Уркхартом или Фростом в Арнеме, Браунингом на высотах Гросбек, Хакеттом и Сосабовски в Великобритании - ни одна из этих новостей не дошла до Уркхарта.
Отправлять ещё одну бригаду в западные зоны высадки, откуда им предстояло ещё одно тяжёлое продвижение через город, было явно нецелесообразно, но не было возможности обсудить эту идею или реализовать её - связь была слишком плохой, и этому не способствовал тот факт, что Браунинг находился далеко от всех подчинённых ему подразделений, кроме 82-й воздушно-десантной дивизии. Таким образом, первоначальный план был реализован.
Невелики шансы на успех.
Даже если бы польдер к югу от Недер-Рейна не подходил для массовой высадки десанта на планерах, не было веских причин, по которым небольшая ударная группа не могла бы высадиться на планерах и парашютах на южном конце моста в первый же день. Если бы в первый же день у Арнемского моста была высажена целая бригада, в идеале на южном берегу, исход битвы за Арнем и «Маркет-Гарден» мог бы радикально измениться.
1-я польская бригада генерал-майора Сосабовского, которая должна была высадиться к югу от реки и недалеко от автомобильного моста на второй день, но из-за погодных условий не смогла этого сделать, прибыла к югу от реки на четвёртый день, но из-за изменений в планах 1-я польская бригада была высажена к югу от парома Хеведорп, чтобы занять позиции к западу от сокращающегося периметра в Остербеке. К тому времени битва за Арнем уже закончилась.
Если бы Хикс отказался от первоначальной цели - Арнемского моста, - он мог бы захватить паром «Хевеадорп» и территорию по обе стороны от него, окопаться и дождаться 30-го корпуса. Но это означало бы не подчиниться приказу Браунинга и бросить «Мороз».
Вряд ли ясная погода 19-го числа принесла бы успех операции «Маркет». Возможно, прибытие 325-го парашютно-десантного полка в 10:00, как и планировалось, позволило бы 82-й дивизии в тот день захватить Неймегенский мост.
Если бы польская бригада высадилась на южном конце Арнемского моста, она могла бы захватить его и объединиться с батальоном Фроста до того, как последний понёс потери.
Но даже в этом случае они, возможно, не смогли бы удержать северный конец моста от немецких танков и артиллерии в течение того времени, которое, вероятно, потребовалось бы британским сухопутным войскам, чтобы добраться туда из Неймегена. Несомненно, что после 19 сентября шансы союзников захватить плацдарм на Рейне были ничтожно малы.
Одной из причин, по которой 1-я воздушно-десантная дивизия не смогла удержать переправы через Нижний Рейн, было то, что не все подразделения смогли прибыть одновременно. Помимо всего прочего, это означало, что значительная часть сил, высадившихся в первый день, была занята удержанием посадочных площадок, чтобы последующие группы могли безопасно приземлиться.
Мешает туманная погода.
Ещё один должен был появиться в первые 24 часа. План предусматривал прибытие второго эшелона с остатками дивизии не позднее 10 часов утра понедельника, 18-го числа, но из-за облачной и туманной погоды самолёты не могли взлететь до полудня.
Они прибыли на место высадки только между тремя и четырьмя часами дня. Эта задержка на несколько жизненно важных часов ещё больше усложнила и без того непростую ситуацию.
После 19 сентября в течение 7 из следующих 8 дней стояла плохая погода, и 22 и 24 сентября все авиационные операции были отменены. Из-за этого 101-я воздушно-десантная дивизия оставалась без артиллерии в течение двух дней, 82-я воздушно-десантная дивизия - без артиллерии в течение дня и без планерного пехотного полка в течение 4 дней, а 1-я воздушно-десантная дивизия Великобритании - без четвёртой бригады в течение 5 дней.
Чем больше времени требовалось для завершения воздушных десантных операций, тем дольше каждой дивизии приходилось отвлекать силы на защиту зон высадки и приземления, ослабляя свою наступательную мощь.
Враждебность на самом высоком уровне.
Из-за того, что Браунинг не смог организовать связь между Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США, а также из-за требования Бреретона, чтобы истребители-бомбардировщики в Бельгии оставались на земле, пока летали его самолёты, 18 сентября 82-я воздушно-десантная дивизия получила только 97 вылетов для непосредственной поддержки от 83-й группы Королевских военно-воздушных сил Великобритании, а 1-я британская воздушно-десантная дивизия не получила ни одного.
Для сравнения: в этом районе было задействовано 190 истребителей Люфтваффе.
Решение Браунинга разместить штаб-квартиру своего корпуса на «Маркет» с использованием 38 планеров ещё больше сократило численность и огневую мощь войск Эркхарта. Почему Браунинг счёл необходимым разместить штаб-квартиру в Голландии? Он мог бы с таким же успехом функционировать с базы в Англии.
Штабу не нужно было входить в город с первым подъёмом, он мог войти позже. На ранних этапах штабу передового корпуса Браунинга удалось установить только радиосвязь со штабом 82-й воздушно-десантной дивизии и штабом 1-го британского воздушно-десантного корпуса в Мур-парке.
Первое было в значительной степени излишним, учитывая близость двух штабов, а второе стало таким же из-за нехватки шифровальщиков, что препятствовало передаче секретных оперативных материалов.
Враждебность на самом высоком уровне и рассредоточенность штабов союзников, которые не позволяли проводить совместные командные совещания с 30-м корпусом и 2-й армией, усугубляли проблемы нехватки самолётов и другие оперативные проблемы по мере их возникновения.
Мириады проблем.
XXX корпус критиковали за «неспособность» придерживаться графика операции, хотя задержка в Сыне была вызвана разрушением моста, а задержка в Неймегене (когда время было наверстано, компенсируя задержку при строительстве моста Бейли в Сыне) была вызвана тем, что Гэвин не смог захватить мосты в первый день.
Если бы 82-я воздушно-десантная дивизия США высадила парашютно-десантный отряд к северу от моста в Неймегене в первый день или сразу же двинулась на захват моста с юга, то дорогостоящий штурм реки, который состоялся 20 сентября (на третий день), не понадобился бы, и гвардейцы бронетанковых войск смогли бы проехать прямо по мосту в Неймегене, когда прибыли в город утром 19 сентября на второй день.
К 20 сентября было уже слишком поздно спасать людей Фроста на Арнемском мосту. Генерал Гэвин сожалел о том, что самые важные задачи его дивизии (Гросбек и Неймеген) были поручены 508-му парашютно-десантному пехотному полку, а не его лучшему полку - 504-му парашютно-десантному пехотному полку полковника Рубена Х. Такера.
«Адское шоссе» никогда не находилось под постоянным контролем союзников и не было свободно от вражеского огня. Иногда его рубили часами напролёт; иногда остриё копья затуплялось из-за лобовых контратак.
В отчёте «ОБ Уэст» о «Маркет-Гарден», составленном в октябре 1944 года, в качестве основной причины провала операции союзников было названо решение о высадке воздушно-десантных войск в течение более чем одного дня.
Анализ, проведённый Люфтваффе, показал, что высадка воздушно-десантных войск была слишком рассредоточена и проводилась слишком далеко от линии фронта союзников. Генерал Штудент считал высадку воздушно-десантных войск союзников огромным успехом и объяснял неудачу в достижении Арнема медленным продвижением XXX корпуса.
Вина и сожаление.
Генерал-лейтенант Брэдли полностью возложил вину за поражение в «Маркет-Гарден» на Монтгомери и на медлительность британцев на «острове» к северу от Неймегена.
Генерал-майор Уркхарт, который в последний раз командовал 1-й британской воздушно-десантной дивизией, чтобы помочь освободить Норвегию в конце войны, частично возложил вину за поражение в Арнеме на выбор слишком далёких от мостов мест высадки и частично на своё поведение в первый день.
В отчёте Браунинга говорилось, что 30-й корпус недооценил силу сопротивления немцев и медленно продвигался по «Адской дороге», а также о том, что из-за погодных условий, его собственного отдела связи и 2-й воздушной армии не удалось обеспечить поддержку с воздуха.
Ему также удалось добиться отстранения генерал-майора Сосабовского от командования 1-й польской парашютно-десантной бригадой из-за его всё более враждебного отношения.
Полевой маршал Монтгомери сразу же отреагировал на «Маркет-Гарден», обвинив в провале генерал-лейтенанта сэра Ричарда О’Коннора, командовавшего 8-м корпусом.
28 сентября Монтгомери рекомендовал Браунингу заменить О’Коннора, а Уркхарту - Браунинга, но Браунинг покинул Англию в ноябре, будучи назначенным начальником штаба адмирала лорда Луиса Маунтбеттена, командующего войсками в Юго-Восточной Азии. Браунинг не поднялся выше в армейской иерархии.
О’Коннор добровольно покинул 8-й корпус в ноябре 1944 года, получив повышение и став командующим 1-й армией в Индии.
Со временем Монтгомери возложил часть вины за провал операции «Маркет-Гарден» на себя, а остальную - на Эйзенхауэра. Он «также утверждал, что выступ вдоль Адского шоссе обеспечил базу для наступления на восток через Рейн в 1945 году, назвав операцию «Маркет-Гарден» «на 90% успешной».
Ещё больше статей про войны и конфликты читайте в подборке: