Игромани
Турнир по Counter Strike.
Явление национального масштаба
Организаторы РКЛ оперативно отреагировали на признание Counter Strike спортом и запустили собственный турнир по видеоигре. В первом сезоне 14 команд более полугода состязались за призовой фонд в $100 000 (позже сумму пересчитали в 6 млн руб.).
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах
У компании был собственный офис, студия для трансляций матчей, а также команда аналитиков, которые комментировали игры. Среди партнеров выступили не только бренд геймерских столов и кресел Cougar, университет Синергия и другие компании, но и хорошо знакомый Амиру Хамитову букмекер Winline.
Сам депутат встретил новость о запуске турнира, организованного компанией его сына, с оптимизмом: «Создан новый собственный формат соревнований, который в условиях тотальной изоляции нашего спорта должен стать явлением национального масштаба». Новая лига, по его словам, «может стать в нашей стране флагманом соревнований, куда подтянутся лучшие зарубежные киберспортсмены». Но, чтобы провести профессиональный турнир общероссийского уровня, необходим соответствующий легальный статус. Он не только сделает лигу видимой для государства, но и позволит ей претендовать на финансирование из государственного бюджета. Законодательные инициативы депутата, вероятно, могли бы помочь РКЛ заполучить необходимый статус.
В Госдуму Хамитов внес ряд законопроектов в поддержку киберспорта. Одна из таких инициатив — признать официальным спортом не только офлайн, но и онлайн-соревнования. По словам Хамитова, изменения в закон помогли бы РКЛ получить профессиональный статус: большинство игр лиги проходят в онлайне, и лишь финальная часть должна состояться на стадионе в Москве. Однако предложение не было принято.
Зато законом стала другая инициатива Хамитова и ряда депутатов — она позволяет спортивным федерациям запрашивать у регулятора азартных игр сведения о заключенных на соревнования пари, чтобы бороться с договорными матчами и отслеживать, когда ставки делают сами участники: спортсмены, тренеры, судьи, руководители команд. В киберспорте договорняки проходят нередко — такие матчи называют «322». Вероятно, эта проблема не обошла стороной и РКЛ: организаторы отстранили от комментирования игр аналитика Overdrive — по его мнению, это было связано его заявлением о большом количестве «322» на турнире.
По-новому закону предотвращать договорняки могут организаторы официальных спортивных мероприятий, подотчетных Федерации компьютерного спорта (ФКС). Президент ФКС Дмитрий Смит состоит в рабочей группе Хамитова и вместе с ним разрабатывает меры по поддержке отрасли, однако его федерация игнорировала РКЛ вплоть до самого финала первого сезона, то есть предотвращать договорные матчи она даже юридически не могла.
Хамитов и президент ФКС Дмитрий Смит на заседании рабочей группы. Фото: соцсети
По мнению Амира Хамитова, московский финал лиги стал «крупнейшим событием в мире киберспорта». Правда, в социальных сетях мероприятие выглядело гораздо скромнее: многие кресла в зрительном зале стадиона пустовали, а трансляция на YouTube и во «ВК» в сумме собрала менее 10 тысяч просмотров.
Тем не менее после завершения турнира РКЛ подписывает соглашение с ФКС и готовится ко второму сезону уже в статусе первой профессиональной лиги по Counter Strike в России. «Уже совсем скоро киберспортивные мероприятия станут мероприятиями государственного масштаба, что, в свою очередь, даст толчок к качественно новому развитию этого направления», — отреагировал на новость депутат Хамитов.
Большой киберспорт
В отличие от традиционных дисциплин, для компьютерного спорта не характерны большие национальные чемпионаты. Основные кибертурниры носят международный и коммерческий характер, а проводят их частные компании. РКЛ, по мнению Хамитова, тоже может претендовать на внимание зарубежных спортсменов. Для российских лиг это не в новинку — например, в хоккейной КХЛ в разные годы играли команды из СНГ, Китая и Европы.
Помимо денежных призов в Counter Strike играют за место в глобальном рейтинге, который фиксируется на платформе HLTV.
Именитые киберспортсмены предпочитают участвовать в турнирах, которые зарегистрированы на сайте, поскольку только результаты таких матчей попадают в личную статистику команд и игроков.
По сообщениям СМИ, платформа могла отказаться транслировать первый сезон РКЛ «из-за большого количества подозрительных участников», хотя организаторы лиги это опровергали. Нередко киберспортивные клубы создаются специально под подобные чемпионаты, на скорую руку формируясь из игроков, которые проявили себя на закрытых просмотровых матчах, а после окончания турнира прекращают существовать. Так, например, было с новым клубом VIBE: о его появлении не знали даже некоторые из киберспортсменов, заявленных в составе, а после провала на турнире команда исчезла.
Уже через год — перед началом второго сезона — РКЛ не допустит до соревнований некоторые из российских команд, прошедших квалификационные матчи. Тогда организаторы заявили, что их участие могло бы сорвать договоренности с HLTV по сопровождению турнира: «В наши планы никогда не входило отгораживаться от международного киберспортивного сообщества, поэтому в лиге принимают участие команды со всего мира».
Несмотря на критику российской аудитории, международные амбиции проекта действительно оправдались. Второй сезон турнира попадает на HLTV, в его составе заявлено 16 команд, из которых 10 — зарубежные. Наравне с россиянами за шанс пробиться в финал РКЛ в Москве и выиграть призовой фонд в 8 млн рублей должны были сразиться киберспортсмены из Германии, Швеции, Дании и других стран.
Финал первого сезона РКЛ. Фото: соцсети
Counter Strike и пропаганда
К началу второго сезона РКЛ российский государственный киберспорт оказывается на подъеме: в начале 2024 года в Казани проходят «Игры будущего» — организованные Минспорта международные соревнования, совмещающие в себе традиционные и компьютерные спортивные дисциплины. На открытии присутствовали Владимир Путин и ряд лидеров стран СНГ, а среди участников заявлялись спортсмены из более 100 стран. К мероприятию приложил руку и Амир Хамитов — именно его рабочая группа разработала законопроект о проведении игр.
«Игры будущего» активно продвигали среди западной аудитории публикациями в СМИ и рекламой в аккаунтах российских посольств, а также через информационную кампанию англоязычных ботов в соцсети X. На фоне повышенного внимания к российскому киберспорту украинское издание Players выпустило расследование, в котором утверждалось, что РКЛ — это «пропагандистский» турнир, связанный с властями и обеляющий репутацию страны через спорт. Организаторы лиги опровергли обвинения, заявив: «РКЛ является частным проектом, который действует без государственной поддержки. […] Среди учредителей нет государственных учреждений, среди партнеров нет государственных денег».
Однако было уже поздно — украинский журналист Олександр Петрик призвал бойкотировать соревнование, и за день до старта лиги международные команды отказались от участия. Второй сезона РКЛ экстренно перенесли на март. Турнир стартовал уже без европейских команд и HLTV-сопровождения, так и не завершившись: сайт и соцсети проекта перестали обновляться без всяких объявлений летом 2024 года — до начала финальной стадии в Москве.
После такого провала неясно, продолжится ли проект вообще: юридическое лицо «Киберлига» по-прежнему действительно (с начала 2024 года оно принадлежит только Линару Хамитову и Елене Кашехлебовой), однако никакой публичной деятельности организация не ведет. А после того как с 2025 года разработчики Counter Strike ужесточили требования к организаторам турниров, международные перспективы РКЛ стали еще более туманны.
Открытие «Игр будущего». Фото: соцсети
Новая лига и новые возможности
В доказательство того, что за РКЛ могут стоять российские власти, украинские журналисты привели договор между лигой и ФКС, в котором стороны зафиксировали права и обязанности и договорились совместно организовывать соревнования. Из этого документа авторы расследования сделали вывод: якобы настоящий организатор турнира — это ФКС, которая передала права на организацию мероприятий частной фирме, «чтобы избежать бюрократии».
Статус официальной спортивной лиги обязывал РКЛ взаимодействовать со спортивной федераций, но это действительно было рискованным сотрудничеством. Начиная с 2022 года ФКС регулярно сталкивалась с ограничениями со стороны Международной федерации киберспорта, а в 2024 году, после открытия региональных отделений ФКС в ДНР и ЛНР, ее членство в международной федерации и вовсе приостановили.
Чтобы в дальнейшем избежать ограничений, накладываемых национальными или международными федерациями, Амир Хамитов вместе с другими депутатами разработал закон, который наделил профессиональные лиги автономией. Те из них, в которых участвуют как российские, так и иностранные клубы, получили множество полномочий: самостоятельно утверждать регламенты соревнований, устанавливать правила перехода спортсменов между клубами, контролировать договорные матчи, получать букмекерские отчисления от ставок на собственные соревнования и многое другое.
Главным бенефициаром закона стала хоккейная лига КХЛ, однако РКЛ тоже могла попасть под новое регулирование — для этого Министерство спорта должно включить ее в специальный перечень спортивных организаций. В конце 2024 года в этот перечень попадает новая, прежде неизвестная организация — АНО «Профессиональная киберспортивная лига». Ее создали осенью того же года, и за считаные месяцы ее директор Айша Омарова успела подписать соглашение о сотрудничестве с ФКС и попасть на очередное обсуждение киберспорта в Госдуме при участии Амира Хамитова и Екатерины Кашехлебовой.
Екатерина Кашехлебова и Амир Хамитов на заседании рабочей группы по киберспорту. Фото: соцсети
Связана ли эта организация с депутатом или киберлигой — неизвестно, однако ее название и легальный статус говорят о схожих амбициях: президент ФКС Дмитрий Смит уже объявил, что федерация будет сотрудничать с новой киберспортивной лигой в рамках не только российских, но и международных мероприятий.
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах