Найти в Дзене
Ингеварр

Заборет ли "бумер" "зумера"? В чисто техническом плане

"У молодых руки из одного места", "тяжелее Айфонов ничего не держали" - знакомые фразы? Ну, как говорится, что выросло, то выросло. Но есть нюанс... Свежая статья на одном из каналов была посвящена начавшейся на Дзене дискриминации видеоконтента. Последним я не занимаюсь, поэтому интерес вызвала не она сама, а один из комментариев, который я сейчас и приведу: На скриншоте он второй, первый приведен исключительно для понимания, откуда у дискуссии ноги растут (ну и я тут, как видите, влез, не удержался). А это уже продолжение полемики, которое и послужило поводом для написания данной статьи: А неплохо я прорекламировал крутость своего поколения, да?! Теперь - серьезно: ведь действительно когда-то сама жизнь вынуждала нас осваивать новые сторонние знания, умения и навыки на весьма глубоком уровне. Ну, хотя бы то же чтение чертежей или принципиальных схем, кои в СССР прилагались ко всем более-менее сложным товарам: Не скажу, что прямо вот так все советские мужчины при поломке телека раскла

"У молодых руки из одного места", "тяжелее Айфонов ничего не держали" - знакомые фразы? Ну, как говорится, что выросло, то выросло. Но есть нюанс...

Свежая статья на одном из каналов была посвящена начавшейся на Дзене дискриминации видеоконтента. Последним я не занимаюсь, поэтому интерес вызвала не она сама, а один из комментариев, который я сейчас и приведу:

На скриншоте он второй, первый приведен исключительно для понимания, откуда у дискуссии ноги растут (ну и я тут, как видите, влез, не удержался). А это уже продолжение полемики, которое и послужило поводом для написания данной статьи:

-2

А неплохо я прорекламировал крутость своего поколения, да?! Теперь - серьезно: ведь действительно когда-то сама жизнь вынуждала нас осваивать новые сторонние знания, умения и навыки на весьма глубоком уровне. Ну, хотя бы то же чтение чертежей или принципиальных схем, кои в СССР прилагались ко всем более-менее сложным товарам:

-3

Не скажу, что прямо вот так все советские мужчины при поломке телека раскладывали такую портянку на столе и доставали тестер с паяльником, но многие - кроме миллионов подкованных в радиотехнике рабочих, ИТР и столь же многочисленных радиолюбителей, включая школьников, в стране хватало и вынужденно разбирающихся в предмете людей. Просто потому, что вызов мастера на дом мог затянуться надолго, а некоторые модели, особенно новые, в местной "Рембыттехнике" принимали со скрипом и опять-таки срок ремонта изрядно затягивался.

Сами понимаете, что простые советские граждане не вспыхивали вдруг идеей изучить, скажем, элементную базу электронных устройств или секреты сантехнических работ, просто деваться было некуда - все сам, ручками, ручками... А получали эти самые знания, умения и навыки подобные дилетанты зачастую очень просто - перенимая их от профессионалов, кои обязательно находились не среди твоих знакомых, так среди знакомых твоих знакомых :)).

Покажу все на одном примере. Это была моя первая машина - естественно, б/у, кто бы продал новую без стояния в очереди - и ручонки к ней приходилось поначалу прикладывать регулярно. И вот очередь дошла до переборки редуктора заднего моста. Профессиональное знание из областей телемеханики или баллистики, и даже подростковый опыт по ремонту мотовелосипедов, мопедов и мотоциклов в данном случае не слишком помогли бы, нюансов море.

Конечно, можно было просто приобрести новый редуктор в сборе, но в те времена с запчастями имелась жуткая напряженка, удалось купить сначала главную пару (на фото слева), затем дифференциал (соответственно, справа), а значит, требовалась после тщательнейшей подгонки всего и вся превратить набор в единое целое.

-4

Короче говоря, найденный через знакомых спец явился с какими-то таблицами, своим инструментом, в том числе измерительным, и началось сущее колдовство. А я внимательно следил за манипуляциями по определению оптимального "пятна контакта" и подбору толщины регулировочного кольца, проведению замеров того что получилось и т.д. и т.п. Ужас, ужас! Однако в еще достаточно молодой памяти все отложилось, цифры, конечно, позабыл, но технологию в общих чертах и сейчас помню.

После того, как мы распрощались с выполнившим свою часть работы первым специалистом, пришел черед еще одного Гэндальфа от механики :)). На сей раз объектом приложения рук стали стопорные кольца полуосей (на фото под циферкой "2").

-5

А весь фокус в том, что сажаются они с натягом, который достигается сначала нагревом детали, а затем ее "усадкой" непосредственно на полуоси. И все бы хорошо, но недогрев не позволит надеть одно на другое, а перегрев изменит свойства металла, после чего кольцо будет болтаться и, естественно, ничего не "стопорить".

В общем, в соответствии с командой дяденьки-термиста, я заранее приобрел аж четыре кольца (нужно два). И не прогадал, поскольку перед нами стояла несколько нетривиальная задача. У себя на работе специалист заложил бы детали в какую-нибудь муфельную печь, задал необходимую температуру и - вуаля! Мы же воспользовались "прибором", с которым в те годы умел обращаться, наверное, любой представитель мужеска пола, а тем паче прошедший армию, "севера" или просто водитель/механизатор, - паяльной лампой.

-6

Термист внимательно контролировал весь процесс, добиваясь равномерного и правильного нагрева деталей, и все равно одно кольцо мы запороли. Негативный опыт ценен не менее позитивного, и дальше дело пошло на-ура.

Редуктора с тех пор я не перебирал ни разу, а вот похожая технология освоения ремонта механических коробок переключения передач в дальнейшем пригодилась - спасибо учителям, известным тогда в народе как "дяди Васи из гаража" :)).

-7

Ну и к чему я все это написал? Налицо практически полная аналогия вот такого "гаражного технического ликбеза" с... теми самыми обсуждавшимися нами в приведенных выше комментариях "обучающими видео". То есть оппонент-то мой был в принципе прав!

Да, вынужден согласиться, в некоторых действительно сложных темах лучше один раз увидеть (а еще лучше при этом самому пощупать предмет интереса руками), чем сто раз услышать или прочитать. Подчеркну - действительно сложных. Еще один жизненный пример.

Примерно в те же годы обзавелся не только автомашиной, но и автоматической стиральной машиной - советской, разумеется, под брендом "Вятка". Подключал по привычке сам, даже мысли не было кого-то вызвать. Правда, за отсутствием наглядных пособий, просто посмотрел, как это выглядит в натуре у соседа, уже прошедшего через сию процедуру. Ага, ничего сложного:

(Аутентичного фото не нашел, но выглядит примерно так, разве что кран на тройнике, а не на сварке)
(Аутентичного фото не нашел, но выглядит примерно так, разве что кран на тройнике, а не на сварке)

На рынке в рядах, где пролетариат традиционно торговал стыренными с предприятий инструментами, деталями (в том числе радио-) и материалами прикупил плашку, сгон, бронзовый кран, тройник, штуцер, ножовка по металлу, как и опыт работы с нею, естественно, имелись свои. Перекрыл в подвале многоэтажки воду, замерил и отчекрыжил ненужный кусок трубы, нарезал резьбу да и посадил всю конструкцию на классическую паклю, использующуюся в те времена в качестве уплотнителя. И всех делов-то.

Это уж точно не редуктор, в данном случае любому вполне хватило бы схемы или демонстрации, что называется, на пальцах с пояснениями... Хотя, наверное, не любому. Есть люди, действительно не воспринимающие словесные описания да и разного рода абстракции, им, визуалам, необходимы конкретные зрительные образы. Причем таковых реально много, разве что степень "доминирующей модальности получения информации" отличается.

И снова пример. Всплыла в памяти такая картинка: преподаватель демонстрирует нам доску, сверху донизу покрытую формулой (одной, блин!), и говорит что-то вроде: "Посмотрите, какая гармония, какая красота!" Привычно увидев совершенно обалдевшие лица слушателей, столь же привычно переворачивает доску - "А так?" Мы впадаем с следующую стадию обалдевания, поскольку перед нами нечто потрясающее, напоминающее стоп-кадр фильма, созданного с использованием рапидной съемки - этакий растянутый полет бабочки, да еще получившаяся фигура как бы сама втягивается в себя (нечто вроде супернавороченной ленты Мебиуса).

(Просто в качестве примера)
(Просто в качестве примера)

"Итак, - продолжает преподаватель. - Среди вас, сидящих в аудитории, есть всего несколько человек, которые изначально способны сразу увидеть с наборе букв и цифр графический результат. Еще с десяток могут научиться этому. Остальные, увы, нет, и к ним я буду предъявлять несколько пониженные требования, что - зря радуетесь! - разумеется, не освобождает их от необходимости освоить предмет и успешно сдать зачеты и экзамен." Так вот, ваш покорный слуга был как раз среди абсолютного большинства - славной когорты тех, кто "зря радовался" :)).

Ну, это я еще по школе понял: насколько просто давались, скажем, физика с химией, где за цифрами все же стоят некие явления и предметы, которые можно представить и даже потрогать руками, настолько же непонятно было, на кой черт нужны "интригалы" (это из более позднего, но все еще советского к/ф "Приключения Электроника")? А уж к людям, которые способны представить себе поведение чисел в Банаховом пространстве (понятия не имею, что это такое, но, чую, нечто потустороннее - примечание автора), и сейчас отношусь с благоговейным трепетом и даже с некоторой опаской - это что же у товарищей в голове творится, а ну как слетят с нарезов да как накинутся!

Что ж, пора подвести итог. Бумеры и зумеры в "техническом плане" ничем не хуже или лучше друг друга, и там, и там есть аудиалы, визуалы и кинестетики, которые по-разному воспринимают информацию. Другое дело, что нам, старшему поколению, было бы легче сориентироваться и приспособиться где-нибудь на необитаемом острове или, как в некоторых книжках про "попаданцев", при переносе родного города в давние времена, в общем там, где нет интернета и где востребованы не "виртуальные" знания и умения. Зато младшее поколение способно справляться с лавиной информации, оперативно вычленяя из нее нужное.

Как выглядело все с полвека назад? При необходимости идем в библиотеку, где берем несколько книг/пособий по интересующей тематике, делаем выписки, перерисовываем схемы и т.д. На досуге: о, наконец-то пришел очередной номер "Науки и жизни"...

-10

... так, что тут у нас... Ага, "синхрофазотрон" - читаем, "двигатель Стерлинга" - очень интересно, "Есть ли жизнь на Марсе?" - вообще без вопросов, "В будущем возможно клонирование живых существ" - ну, это вряд ли, но тоже тема, "Решения съезда - в жизнь"... перелистнем-ка страничку... А сейчас. Просто в темах Дзена выберем "Науку" - мама дарахая, читать - не перечитать! Может, внука позвать, он быстренько пробежится, а потом перескажет своими словами?

А вот и долгожданный :)) итог:
Да здравствует нерушимый союз бумеров, зумеров и примкнувших к ним миллениалов! Вместе мы сила.