«Ты заставляешь меня смеяться над собой, но я хотела бы, чтобы ты понимала – для меня это не смешно». Дж.Войтиц «Взрослые дети алкоголиков» (слова клиентки)
Давайте вспомним, что эмоциональное игнорирование – это отношение к человеку как к вещи, предназначенной для выполнения каких-то полезных другим функций (зачем мы тебя содержим?!).
Противоположность – отношение к человеку как к другому самоуправляемому существу со своими границами, целями, смыслом, правилами, ресурсами. Легко заметить, что ничем не отличается эмоциональное игнорирование себя самого и кого-то другого: отношение к себе как функции как раз и приводит к «овеществлению» других.
"Я мало жил, и жил в плену"
Зависимости сводятся к «детской» попытке хоть как-то, хоть иногда бежать от «прокрустова ложа» функций и «отпустить» себя на свободу. «Детской» - потому что это не восстановление себя настоящего, а «партизанская вылазка» по шаблону «бегства» кого-то из окружения.
«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог» М.Ю.Лермонтов "Мцыри"
Об М.Ю. Лермонтове и других знаменитых писателях-нарциссах, метавшихся между "пленом" и "тревогами", можно прочитать здесь:
Себя настоящего человек никогда не ощущал. Он бежит лишь бы куда-нибудь подальше, «на закат, где дрожат паруса» (Р.Киплинг), "туда, где гуляет лишь ветер да я" (А.С.Пушкин), интуитивно выбирая «протоптанную» родственниками или подсказанную «демонами» бессознательного тропинку.
Люди живут в страдании. Из него есть лишь два выхода: либо стать медитирующими — бдительными, осознанными, сознательными... это тяжелое дело. Для этого нужен хребет. Более дешевый путь — найти что-то, что сделает тебя более бессознательным, чем ты уже есть, чтобы ты смог перестать чувствовать страдание... Найти что-то, что делает тебя совершенно нечувствительным, что-то опьяняющее, болеутоляющее, что сделает тебя бессознательным, чтобы ты мог бежать в бессознательность и совершенно забыть о своей тревоге, тоске, бессмысленности. Ошо «Осознанность»
Другими словами, эмоциональное игнорирование и зависимости неразделимы, друг без друга не бывают, по сути - две стороны одной медали: утраты «хребта». Утраты опоры, основы, связующего скелета личности.
«Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать"
Стать осознанным человек не может, если никогда не был осознанным. Он так и не поймет, что значит это слово, и что значит «ощущать себя самого». «Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать» (Г.Гессе «Степной волк») – такой вот замкнутый круг.
Раньше под зависимостями понимали в основном химические, сейчас наконец-то сюда же стали относить и поведенческие: оказалось, их огромное количество! Похоже на аллергию: «аллергенов» очень много, но они не являются настоящей причиной аллергии. А настоящая причина - травма, для которой аллерген - триггер.
Вот список возможных зависимостей, сделанный с помощью искусственного интеллекта. И да, тонка грань между случаем, привычкой, именно зависимостью и симптомом личностного расстройства.
Список зависимостей
- Химические зависимости (запрещенные вещества, алкоголь, курение, снотворные, транквилизаторы).
- Игровая зависимость (азартные игры, видеоигры).
- Зависимость от интернета и социальных сетей.
- Зависимость от проживания жизни персонажей (сериалы, бульварные романы, приключения и т.д.)
- Трудоголизм, а также постоянная занятость домашними делами.
- Шопоголизм.
- Зависимость от повторяющихся движений и ощущений (заземление): хождение, почесывание, грызение ногтей, поглаживание волос и т.п.
- Зависимость от перемещений в пространстве (переезды, командировки, часто профессия связана с постоянными разъездами).
- Зависимость от идей, учений и гениев (смысл жизни видится в следовании великим идеям: религиозность, наука, совершенство мира, гуманизм).
- Пищевая зависимость (переедание или, наоборот, страх потолстеть и анорексия).
- Зависимость от отношений, в том числе любовная зависимость, навязчивая забота о детях и вмешательство в жизнь родственников, помогаторство всем подряд.
- Зависимость от причинения боли (физической и эмоциональной) и себе, и другим.
- Зависимость от чистоты, правильности, идеального порядка; перфекционизм.
- Зависимость от нарциссического ресурса (признание своего превосходства, свита, восхищение, чужая любовная зависимость).
- Зависимость от интима (за ней стоит не собственно инстинкт, а потребность во внимании и телесном контакте либо нарциссическая жажда власти, поиск самоутверждения).
- Зависимость от постоянного уклада жизни (страх перемен, потребность работать в большой стабильной компании, «день сурка», одинаковое времяпровождение).
- Зависимость от гонки за «успешным успехом», достигаторство.
- Зависимость от экстремального времяпровождения, связанного с риском и опасностью.
- Спортивная зависимость (тяга к физическим нагрузкам).
"Охота на ведьм"
А что, простите, тогда отсутствие зависимостей? Не курить – понятно, а все остальное? И если я хочу устранить зависимости из своей жизни, что мне делать? Это самое устранение зависимостей окажется очередной зависимостью, внутренней «охотой на ведьм», так ведь?!
Часто зависимости перетекают одна в другую или случаются «букетом», например, «ходят вместе» перфекционизм, алкоголизм, жажда власти. Еще типично превращение «спасателя» в зависимого, когда становится больше некого спасать, или типично для взрослых детей алкоголиков, ненавидящих выпивку, «влипать» в любовные зависимости, помогаторство, достигаторство и трудоголизм.
Спасатель, преследователь, жертва (треугольник Карпмана)
Вопрос о зависимостях чаще всего возникает из-за попыток близких «спасти» зависимого.
Поскольку такие попытки много лет происходили рядом со мной, и меня с переменным успехом пытались в них втягивать, я поневоле понимаю механизм созависимости и «треугольника Карпмана».
Спасатель имитирует бурную деятельность, создавая повод для общения с другими родственниками, но вовсе не хочет полного избавления от зависимости у спасаемого, справедливо полагая, что станет ему не нужен. Он (чаще она) на самом деле хочет контролировать последнюю «свободу» спасаемого, чтобы зависимость протекала по правилам спасателя, а не в режиме "бегства из плена". ( «Ходи строем и пей, когда я разрешу!»)
Вот приходит женщина, «спасающая» мужа от алкоголизма, к психотерапевту. Он (психотерапевт) говорит ей: «Живите своей жизнью!», имея ввиду: забудьте контролировать мужа. Восстановите границы и найдите себе цели и смыслы, никак не связанные со «спасаемым».
Женщина не понимает, про что это. Ее "пьедестал" – «жертвенность», то есть она считает, что жить имеет смысл только «жертвуя себя для кого-то». Слова психотерапевта - будто вербовка в предатели: как это жить своей жизнью?! Он же без меня пропадет, такой слабый, убогий и беспомощный! Разговор с психотерапевтом она передает так: «Он сказал, что ничего не надо делать. Но я с ним не согласна».
Мне известна история такой женщины и ее матери. Дочь выросла в обстановке «домашнего гестапо», и делает бессознательно вывод: если мужчину не контролировать, он устроит дома такое же, как ее отец. Уж лучше пусть пьет, и она «героически» будет вытирать мужу сопли и прочее, чем терпеть ужас-ужас, как ее мать. Пусть пьет, но дома, один, строго по выходным, и то, что я ему сама куплю! Дяденька психотерапевт, заставьте его! Как это мне самой лечиться?! Я же не пью, это все он!
Серые кардиналы и конституционные монархи
Как уже говорилось, настоящая причина зависимости, так же как и настоящая причина эмоционального игнорирования – отсутствие опыта ощущения себя, своих границ. Поэтому может меняться «тема» зависимости, но «самонеуправляемость», отсутствие «хребта» – остаются. И под видом «лечения» зависимостей мы получаем их «ротацию»: пусть хотя бы получилась зависимость менее разрушительная - и на том спасибо.
Зависимости ведут себя, как компьютерные вирусы, не дающие установить антивирус. Они сопротивляются осознанности, ни за что не хотят восстановления власти «царя в голове», находят отговорки и рационализации, чтобы человек изо всех сил не понимал, что значит «осознавать свои чувства» и «присутствовать в том, что делаешь», но позволяют сознанию обещать исправление, говорить красивые слова, играть правильные роли. Совершенно так же, как себя ведут серые кардиналы и конституционные монархи в государстве.
Фактически зависимости сводятся к диссоциации: «конституционный монарх» в голове «может только языком», а управляют тянущие на себя одеяло ресурсов «серые кардиналы», пожелавшие остаться инкогнито. В случае государства конституционный монарх может сколько угодно говорить с трибуны правильные вещи и издавать гуманные законы, но массы «откуда-то» узнают «неписаные» правила и бегут от вранья в зависимости, что как раз и выгодно «кардиналам».
Внутренняя энергия "масс"
Были ли случаи, когда номинальный монарх восстанавливал власть, даже имея большие деньги? А зачем ему это? Придется же работать управленцем и отвечать за последствия! А случаи, когда кто-то со стороны «спасал» государство, управляемое «серыми кардиналами»? Захватывал – да, спасал – нет.
Но! Были случаи, когда пробуждалась внутренняя энергия масс, когда ни серые кардиналы, ни тем более монарх-болтун не могли ничего поделать с сильным захватчиком. И спасали страну пробужденные "массы". Не навсегда, но все же «хребет» появлялся!
Если говорить об одном человеке, что это за «массы»? Не «ложное я» конституционного монарха, не «бессознательные» серые кардиналы, а что-то третье? И как это «третье» пробуждается?
Не сознание и не бессознательное. Дух святой? Сердце? Осознанность?
История из автобиографической книги "Компас сердца"
Мы только что говорили, что, не имея опыта осознанности, непонятно как мотивировать себя заняться медитацией. Не имея опыта открытия сердца, не принять всерьез какие-то методики. Вот же пиво есть, отстаньте со своей чепухой!
Отец пьет. … Он уходит в запой и потом неделями пропадает, а мы остаемся совсем без денег. … Если он пьет дома, то орет, ругается, крушит все кругом, и мама начинает плакать. Когда такое случается, брат уходит из дома, а я прячусь у себя в комнате, но всегда прислушиваюсь, если все станет совсем плохо и надо будет вмешаться. …
Однажды я пришел домой из школы. Было тихо. … Я зашел в мамину комнату … Обычные таблетки, которые помогают успокоиться, вот только она приняла слишком много. … лежит она на больничной койке, а я сижу рядом и слышу все, что говорят за шторами. Какой-то парень злится, потому что из-за моей мамы пришлось заполнять бумаги. … Женщина в ответ смеется и говорит, может этот раз будет последним.
Джеймс Доти, доктор медицины, профессор кафедры нейрохирургии в Стэндфордском университете. Из автобиографической книги «Компас сердца. История о том, как обычный мальчик стал великим хирургом, разгадав тайны мозга и секреты сердца»
Двенадцатилетний мальчик Джим случайно (потому что именно в это утро потерялся «большой палец» из его тайника) зашел в ларек, где продавались принадлежности для фокусников. (Казалось бы, сказка вроде «Золушки».) И встретил там пожилую женщину по имени Рут (приехавшую в гости к хозяину лавки), которая затем шесть недель обучала его медитации, а он приходил каждый день к десяти утра и не считал, что все это бесполезная чепуха и старческий маразм. Не смешите меня, разве так бывает?!
В книге приведены четыре этапа обучения медитации: 1) расслабление тела, в других источниках – полное ощущение тела; 2) контроль своих мыслей, или очищение разума, или отключение внутреннего радиовещания; 3) раскрытие сердца; 4) прояснение своих намерений. Дельные методики, доступные любому без каких-то особых способностей и подготовки.
Нейрохирург "открывает" сердце
Главная мысль книги "Компас сердца" – вовсе не история успеха «из помойки», типа, и вы так можете, если начнете петь мантры. И даже не агитация «бросьте все и медитируйте прямо сейчас».
Наоборот: автор сожалеет, что хотел именно денег и статусных вещей, не раскрыв сердца, и получил совсем не то, что делает человека счастливым. Но его "настоящая" жизнь на «успешном успехе» не закончилась, а только началась.
Когда в сердце появляется рана, оно раскрывается. … Джим, следующий секрет, которому я тебя научу, - умение раскрывать свое сердце. … жизнь уже начала раскрывать твое сердце. Тебе не все равно. Тебе не наплевать на свою семью. На брата, на маму, и даже на отца. … Не просто так ты приходишь сюда каждый день. (слова Рут из книги Д.Доти «Компас сердца»)
Мне вспомнился паренек, которого избивали сегодня утром. Я его и не знал толком, но не смог проехать мимо. Мне было не все равно, и я остановил велосипед. А все потому, что я мог оказаться (и бывал не раз) на месте этого паренька. Мне было не все равно, потому что я миллион раз переживал боль и унижение … Д.Доти «Компас сердца»
Нейрохирург, знающий мозг человека "до запятой", "открывает" сердце и начинает исследования сострадания как феномена психики. Не будучи буддистом, получает финансирование от далай-ламы...
Сострадание vs созависимость
Но я знаю, что никого не убеждают истории об эффективности медитации. Зависимые, спасатели и преследователи ходят по кругу, как лошади на ипподроме, и не представляют себе никакой другой дороги. Попробуйте объяснить лошади, что есть какое-то другое счастье, кроме того, что она добежала до финиша и может наконец поесть. Сердце?! Медитация?! Осознанность?! Чё-чё? Пиво будешь?
И еще: есть разница между состраданием и созависимостью. Когда младший сын становится "родителем" своим родителям и старшему брату, решает за них проблемы, рискуя вылететь из колледжа, куда он с таким трудом попал, притом что всем троим "опекаемым" наплевать и на себя, и на него, и друг на друга - ну не сострадание это никакое. Пока есть такие "герои", будут беспомощные "самонеуправляемые".
И что же делать? Не лечить? Не помогать? Не спасать? Не волонтерствовать? Давать не рыбу, а удочку? Советовать алкоголику заняться медитацией?!
Сострадание - в сердце. Созависимость - в бессознательном, за ней стоит страх быть покинутым и предательство себя ради другого.
А может, открыть сердце, и кто-то придет на огонек? Люди, вляпываясь в зависимости, ищут опору, душевное тепло, принятие и безусловную любовь: в каждом остается на всю жизнь маленький ребенок. Не безусловное вытирание соплей, а безусловную любовь. Но, пока сердце закрыто, разницы не понимаешь.
Так же как без включения сердца не понимаешь разницы между общением и использованием. Может быть, если людей воспринимать как людей, а не как полезности и удобства, им и бежать не захочется?
_______
Автор Диана
Свидетельство о публикации №125070902190
_______
Вопросы психологу по ситуациям из своей жизни можно задать по номеру +79120436617 (Вацап, Телеграм), эл. почта diana@minerals24.ru, или ВК https://vk.com/id82366300