Найти в Дзене

Самарскому ПАТП-4 - 49 лет

В апреле свой очередной день рождение мог отмечать самарский автобусный парк №4. Фактически с 2007 года он существует в виде Транспортного комплекса №1 МП "Пассажиравтотранс", но никакой деятельности не осуществляет ещё с 2018 года, а на сегодняшний день МП "ПАТ" находится в стадии банкротства.

Но не будем о грустном, окунёмся кратенько в историю предприятия, а более развёрнутый материал будет повод подготовить к полувековому юбилею. История автопредприятия на улице Блюхера, 28а началась ещё в конце 1960-х годов. В 1968 году был организован Советский филиал (№2) для обслуживания новых районов в Советском районе Куйбышева.

С каждым годом объем перевозок только возрастал, для более оперативного управления работой предприятия, филиал был организован, как самостоятельное ПАТП. Датой рождения считается 1 апреля 1976 года.

Распоряжение о передаче диспетчесрких пунктов, городских маршрутов из КПАТК-1 в КПАТП-4.
Распоряжение о передаче диспетчесрких пунктов, городских маршрутов из КПАТК-1 в КПАТП-4.

На одной территории с ПАТП-4 сосуществовала Центральная диспетчерская служба, которая в 1970е годы оперативно управляла работой автотранспорта на линии при помощи телефонной системы "Алтай-2".

Территория ПАТП-4 в конце 1970-х. В белом заднии размещалась ЦДС, видна мачта "Атая"
Территория ПАТП-4 в конце 1970-х. В белом заднии размещалась ЦДС, видна мачта "Атая"

В советский период ПАТП-4 входило в систему Средневолжского транспортного управления (Куйбышевавтотранс), что позволяло предприятию стабильно работать и развиваться. Расширялись производственные помещения, стоянки, построена механическая мойка, улучшались условия работы.

Крытая стоянка для автобусов.
Крытая стоянка для автобусов.

В 1990-х годах, когда предприятие стало муниципальным, финансирование сократилось, а поставки новых автобусов были менее интенсивными. В 2004 СПАТП-4 вошло в муниципальное предприятие "Самараавтотранс", созданное для объединения всех автобусных парков города. Но уже в 2007 году прошла новая реорганизация в муниципальное предприятие "Пассажиравтотранс", куда вошли бывшие ПАТП-4 и ПАТП-5, они стали транспортными комплексами №1 и №2 соответственно, остальные были ликвидированы.

Новые автобусы НЕФАЗ, март 2010 год. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/452832/
Новые автобусы НЕФАЗ, март 2010 год. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/452832/

В 2010 году в автобусном парке №4 был установлен памятник автобусу ЛиАЗ-677.

Памятник автобусу-труженику. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/284640/
Памятник автобусу-труженику. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/284640/
Вид на территорию ПАТП. 2015 год. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1409908/
Вид на территорию ПАТП. 2015 год. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/1409908/

С 2018 года территория предприятия фактически существовала, как стоянка отстранённых от работы автобусов МП "ПАТ". В января 2025 года часть территории занимает новый для Самары перевозчик ООО "Ирбис".

Отстранённые от работы автобусы ГолАЗ-АКА-6226. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3479151/
Отстранённые от работы автобусы ГолАЗ-АКА-6226. Источник: https://fotobus.msk.ru/photo/3479151/
* СВТУ - Средне-Волжское транспортное управление - с 1966 года включало в свою структуру порядка 40 различных АТП в городах и районах области, промышленные предприятия и подсобные хозяйства для обеспечения работы транспорта. В 1983 году название сменилось на ТПО "Куйбышевавтотранс". До 1966 г. - Куйбышевское областное автомобильное управление.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО
Фотоматериал: сайт Фотобус, музей МП "ПАТ".

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.