Британско-гайанская певица возглавила регги-чарт Великобритании в 1978 году с песней «Walk Away», но, несмотря на сотрудничество с Робертом Плантом и другими артистами, она редко возвращалась в студию. Это интервью может всё изменить…
Шон Керран, The Guardian
В декабре 1978 года Мари Пьер занимала первое место в британском регги-чарте с классической песней в жанре lovers rock «Walk Away» — прекрасной, пропитанной слезами жалобой на проблемные отношения. Её дебютный альбом 1979 года «Love Affair», подкреплённый ещё одной знаковой композицией сцены «Choose Me», оставался одним из самых продаваемых альбомов лейбла Trojan вплоть до 1980-х годов; Пьер, с её кристально чистым голосом в несколько октав, казалось, была обречена последовать за своей современницей, певицей Silly Games Джанет Кей, к успеху в мейнстримовом поп-регги.
Но за 46 лет с тех пор Пьер так и не выпустила ни одного альбома. Карьера, обещавшая так много, — несмотря на работу на телевидении и успешные выступления в качестве бэк-вокалистки с Робертом Плантом, Донной Саммер и Чака Хан — оказалась полна разочарований и несбывшихся амбиций. Неудачи, недоверие и плохое обращение, как в личной, так и в профессиональной жизни, отодвинули её на второй план. «Я чувствую себя так, будто была в оковах, — говорит она во время видеозвонка. — Меня держали на якоре безо всякой причины».
Пьер (урождённая Мэрилин, а теперь пишущая своё имя как Мари) выросла в Клэпхеме, на юге Лондона, одной из шести братьев и сестёр. Её родители переехали из Гайаны в 1950-х годах, где её «довольно строгий, но любяще строгий» отец был известным музыкантом и чечёточником под сценическим именем Литтл Джордж. Карьера Пьер началась без ведома отца: «Он считал, что я ещё слишком юна, и знал, с чем мне придётся столкнуться в музыкальной индустрии».
Когда ей было 14, её парень Сид — вскоре ставший её мужем, с которым она познакомилась в автобусе во время игры в правду или действие — пришёл забрать её на свидание. Он был впечатлён, услышав, как она поёт в ванной. «Я не знала, что он уже в доме, — смеётся Пьер. — Когда мы вышли, он сказал: "Я должен познакомить тебя с парнем моей сестры, потому что у него есть группа, и они репетируют в подвале"». Парнем сестры был Деннис Бовелл, тогда ещё школьник, но уже начинавший свой путь к выдающейся карьере пионера регги и даба с первой группой Matumbi. Бовелл стал важной фигурой в жизни Пьер: музыкальным наставником, который «был как старший брат».
«Она была как семья — очень близкая и дорогая мне, — говорит Бовелл. — И она всегда была очень сильной певицей». Пьер пробиралась в школу для мальчиков, где учился Бовелл, переодевшись, чтобы записывать треки в школьной студии, включая её первую ключевую песню «Cry», выпущенную под псевдонимом Angelique. «Он дал мне шляпу, куртку и брюки, — рассказывает она. — Никто не знал, что я девочка. Он сказал мне: "Не открывай рот!" У нас были хорошие отношения. Он понимал меня, а я — его. Он расширил мои возможности: до него я не могла так петь. Он защищал меня, и я чувствовала себя в безопасности рядом с ним».
Пьер обретала уверенность. После репетиций с Билли Оушеном над бинго-залом в Далстоне, восточном Лондоне («Билли провожал меня домой и оставался на ужин — он обожал мамину еду»), она присоединилась к вокальной группе Super Pack из трёх человек, которая выступала на американских военных базах в Великобритании вместе с The Stylistics и Фонтеллой Басс и провела два года с гастролями в Швейцарии. К моменту возвращения домой она вышла замуж за Сида: «Мы были лучшими друзьями, юными влюблёнными». Но всё было не так гладко. Пьер написала «Walk Away» после ссоры: Сид ушёл из дома, оставив её с ребёнком, а она смотрела фильм с Бетт Дейвис. «И она сказала что-то, что меня зацепило: "Ты был причиной всех моих слёз, но ни одну из них ты не вытер"». Она записала текст, придумала мелодию и показала её Бовеллу, который, в свою очередь, привёл Пьер на Trojan Records. «Я представляла её как соул-песню. Но Деннис превратил её в lovers rock».
Бовелл помогал создавать звучание lovers rock — более мягкую, романтичную версию британского регги. Альбом «Love Affair», который переиздается впервые за 30 лет, до сих пор считается одной из вершин жанра; Пьер написала несколько песен совместно с Бовеллом, дополнив их его пышной продюсерской работой. «Отличная пластинка», — говорит Бовелл. Как намекает название, многие песни посвящены не романтике, а неверности: у Сида был роман. «Все они основаны на реальных историях, — говорит Пьер. — [Измена] нанесла ущерб, потому что она была моей лучшей подругой. Мне больше не жаль. Это всё мудрость. Если не проживёшь это, не узнаешь». Слышал ли Сид эти песни? «О, он знал, да. Было большое чувство вины. Но обжёгшись раз, становишься осторожнее».
Ещё до выпуска альбома начались проблемы. Пьер утверждает, что Бовелл не указал её авторство некоторых треков на «Love Affair»; Бовелл это отрицает. Пьер также говорит, что ей не разрешили выпустить материал, записанный примерно в то же время: «Все зарабатывали своё, а я сидела на обочине, веря и ожидая».
Бовелл возражает: «Если они не были выпущены, то потому, что не были готовы».
Ясно одно: часть сцены lovers rock плохо обошлась с Пьер: без поддержки и подвергаясь эксплуатации, она часто сталкивалась с обманом со стороны промоутеров. «В какой-то момент она сказала: зачем мне это?» — вспоминает Бовелл.
И пока эклектичная карьера Бовелла набирала обороты — он работал с такими артистами, как The Pop Group и The Slits, — Пьер чувствовала себя потерянной без своего наставника. «Я просто чувствовала, что не могу работать ни с кем, кроме него, — говорит она. — Потому что я безоговорочно ему доверяла».
«Мы как бы отдалились друг от друга», — говорит Бовелл, признавая, что, хотя он и брал Пьер на гастроли в США и Японию, он стал слишком занят, чтобы записываться с ней. — «Она не хотела работать с другими продюсерами. А я не мог работать только с ней — мне нужно было развивать свою карьеру».
Эта ситуация подорвала не столько уверенность Пьер, сколько её доверие к индустрии. «С тех пор я действительно никому не доверяла», — говорит она. Это касается и романтических отношений. Она называет Сида: «Моя первая любовь и последняя. Я встречалась с другими. Но мудрость научила меня, что я не хочу лишнего багажа».
После нескольких неудачных коллабораций в 1980-х Пьер занялась бэк-вокалом и работой на телевидении, включая исполнение заглавной темы популярного ситкома Channel 4 «Desmond’s». Она также выступала с трио Damaged Daughters, в которое входила соул-певица 80-х Принцесс. Были частые выступления в качестве штатной певицы на The Terry Wogan Show и Club X на Channel 4, где она пела с Донной Саммер, Чака Хан и Рэнди Кроуфорд.
Наиболее заметно её участие в альбоме Роберта Планта 1988 года «Now and Zen». Она не знала, кто такой Плант, когда ей позвонили, но справилась так хорошо, что Плант отправил ей платиновый диск в знак благодарности. «Он гордо висит у меня на стене. И я чувствовала себя более скромной и признанной, получив это от Роберта Планта, потому что за все годы в индустрии я не получила такого признания от своих».
К тому времени, как она завершила 12-летний период в качестве фронтвумен трибьют-группы Supremes SOS Band, она снова разочаровалась, и за последнее десятилетие её выступления ограничивались вечерами воссоединения lovers rock. «Но это не то, что я действительно хочу делать. Я могла бы этим заниматься и зарабатывать, но зачем? Если у меня нет нового материала?» У Пьер позитивный настрой — «Я не позволяю плохим чувствам или злобе поглотить меня», — но всё явно оставило свой след. «Я ощутила эти удары, — говорит она. — Я чувствую, что счастье или радость — это лишь мгновение, потому что ты не знаешь, кто ждёт за углом, чтобы это украсть». Ещё она страдает от артрита и переживает эмоционально болезненный, дорогостоящий и длительный спор о наследстве с некоторыми членами семьи. «Это влияет на моё творчество. Я не нахожу радости в жизни».
Но, возможно, ещё не поздно. Через несколько дней Пьер звонит мне и говорит, что наше интервью «заставило меня подумать: давай сделаем это». Она связалась с Бовеллом; они не только «поговорили по душам», но он прислал ей несколько треков, старых и новых, чтобы поработать над EP.
«Мы как семья, можем начать, как пожелаем, — говорит Бовелл. — Я пригласил её творить свою лирическую магию, потому что она действительно пишет отличные тексты». Пьер также связалась со старыми знакомыми: они планируют отправиться в студию весной. «Всё, что мне нужно было сделать, — связаться с определёнными людьми, и, о боже, они были готовы». Она звучит так счастливо. «Так что это не конец Мари Пьер, — говорит она. — Я снова в седле и готова ехать!»
Переиздание «Love Affair» уже доступно на Cherry Red.