Найти в Дзене
MovieFacts

Джокер: Секрет финальной шутки.

Думаю, многих, как и меня, озадачила финальная шутка Джокера, которую, как он утверждает, нам понять не дано. Я убеждён, что это в первую очередь адресовано нам, зрителям, и лишь во вторую очередь женщине, сидящей перед Артуром. Так почему же нам эту шутку не понять? Эта шутка не для средних умов? Или же всё дело в субъективности юмора? В первую очередь стоит ответить на вопрос, что Джокер считает смешным. Ведь наше чувство юмора ему абсолютно чуждо. В эпизоде в стендап-клубе мы видим, что Артур совершенно не понимает юмор выступающего комика. Его смех – всего лишь запоздавшее эхо, реакция на смех толпы. Это имитация? Люди смеются? Артур смотрит по сторонам и повторяет. В своём дневнике он записывает, с чего, по его мнению, зал сходил с ума - "Люди любят смешные наблюдения, нужно работать с толпой, одеться понаряднее, поддерживать зрительный контакт и, конечно же, прилизать волосы. А шутки про секс всегда смешные". И это неудивительно, что Артур понятия не имеет, что смешит обычных люд

Думаю, многих, как и меня, озадачила финальная шутка Джокера, которую, как он утверждает, нам понять не дано. Я убеждён, что это в первую очередь адресовано нам, зрителям, и лишь во вторую очередь женщине, сидящей перед Артуром. Так почему же нам эту шутку не понять? Эта шутка не для средних умов? Или же всё дело в субъективности юмора? В первую очередь стоит ответить на вопрос, что Джокер считает смешным. Ведь наше чувство юмора ему абсолютно чуждо.

-2

В эпизоде в стендап-клубе мы видим, что Артур совершенно не понимает юмор выступающего комика. Его смех – всего лишь запоздавшее эхо, реакция на смех толпы. Это имитация? Люди смеются? Артур смотрит по сторонам и повторяет. В своём дневнике он записывает, с чего, по его мнению, зал сходил с ума - "Люди любят смешные наблюдения, нужно работать с толпой, одеться понаряднее, поддерживать зрительный контакт и, конечно же, прилизать волосы. А шутки про секс всегда смешные". И это неудивительно, что Артур понятия не имеет, что смешит обычных людей, ведь его смешат совсем другие вещи.

Как мы знаем, мать Артура, Пенни, лежала в психиатрической лечебнице. Из её медицинской карты мы узнаём о детстве Джокера.

Ухажёр матери избивал маленького Артура, но Пенни ничего с этим не делала, лишь приковывала его к батарее. С её слов, записанных в её карте, Артур был очень жизнерадостным ребёнком, всегда улыбался и смеялся, особенно когда его избивали. В раннем детстве психика Артура ломается. Он начинает смеяться в ответ на жестокость, насилие, боль и несправедливость. Это его защитная реакция.

-3

Если обратить внимание на спонтанные приступы смеха Джокера, становится ясно, что они возникают не случайным образом. Хаотично они возникают только в ответ на боль и социальную несправедливость, причём неважно, на кого эта несправедливость направлена — на него или на окружающих. Он смеётся, когда трое подонков пристают к девушке в метро, дважды смеётся, когда над его другом карликом издеваются, когда на него наезжают в автобусе, когда узнаёт, что Вейн не его отец, когда понимает, что у него нет на самом деле девушки, когда пытается рассказать о своей боли.

И его просто разрывает от смеха, когда он узнаёт, по какой причине его вообще смешит боль. Он наконец узнаёт, что его мать приемная и что его избивали в детстве. В особенный для Артура момент, на его первом стендап-выступлении, он с особой болью, то есть с особо сильным приступом смеха, пытается рассказать о своих школьных годах. Он говорит, что ненавидел ходить в школу. Очевидно, что в школе над ним тоже жестоко издевались. Именно тогда он решил в ответ нести жестокость в мир. Потому что насилие его смешит.

Именно об этом он говорит весь фильм, что с детства мечтал стать комиком, шутником, Джокером. Это значит, что он с детства мечтал проявлять жестокость, нести хаос и даже убивать. Об этом он пишет в своём дневнике. Психиатр попросил его ввести дневник, рассказывать о своей боли и своих негативных мыслях. Но, как сказал Артур, всё, что у него есть, это негативные мысли. Так оно и есть. На страницах его дневника поистине пугающие вещи. Практически на каждой странице говорится о смерти, нарисованы части тела, в которые вонзаются ножи и стрелы. И сюрприз, этот дневник по совместительству является его блокнотом с шутками.

-4

Сначала Артур пишет о своей боли, но со временем начинает себя принимать. Он начинает наслаждаться мыслями о насилии и убийстве. По этой причине он вложил фотографию Томаса Уэйна в свою тетрадь боли. Он собирался убить его. Для него это превращается в шутку. В дневнике мы можем увидеть целый монолог, посвящённый мёртвому человеку, валяющемуся на тротуаре, которого все переступают. И, конечно же, легендарную шутку:

-5

«Тук-тук. Кто там? Это полиция, мэм. Вашего сына сбил пьяный водитель. Он умер».

Артур думал, что его таблетки не работают, поэтому просил выписать больше. Но Артур ошибался. Таблетки работали, его тяга к насилию утихла. Из-за лекарства он не мог насладиться болью. Его приступы смеха стали пустыми. Никакого удовлетворения.

Как только сократили его психиатра, вместе с которым пропал доступ к таблеткам, у Артура всё снова встало на свои места. Он перестал принимать лекарства. Теперь ему намного лучше.

Артур мечтал быть похожим на Мюррея Франклина, от которого фанател с детства. Он наблюдал, как тот под музыку, танцуя, входит в студию, шутит, а затем, танцуя, уходит. Поэтому, совершив свои первоубийства, Джокер танцует, словно завершая свой номер, перформанс, так же, как и его кумир. Он танцует перед убийством, выходя на импровизационную сцену, и он танцует после убийства, делая своеобразную отбивочку. И со временем танец становится всё более выразительным, Артур становится всё более опытным шоуменом.

-6

Через все эти убийства по ходу фильма Артур воплощает свою мечту – стать комиком, Джокером. Не случайно стендап-клуб, в котором он выступает, называется «Погас» или «У Пога». Пога – это реально существовавший серийный убийца, который подрабатывал клоуном на детских утренниках. Это намекает нам на то, что Джокер – такого рода клоун. Вспомним, как он притащил пистолет на своё выступление перед детьми в больнице. Артур не случайно выронил пистолет; он думал, что аудитория оценит его шутку с орудием убийства.

-7
-8

Пенни с детства говорила ему, что он рождён, чтобы нести смех и радость людям. И эта тема, параллели комедии и трагедии, играет на протяжении всего фильма разными красками, начиная с самого первого, открывающего кадра. Артур натягивает на себя две классические античные театральные маски – комедии и трагедии. Для него трагедия – это комедия. И наоборот. Именно с этими словами он убивает свою мать, которая послужила первопричиной его расстройства.

«Я думал, что моя жизнь – это трагедия. Теперь я понимаю, что это грёбанная комедия».

-9

На этом кадре, кажется, впервые появляется солнце. Комната просто залита светом. В этой сцене Артур наконец принимает себя. Для него мир зеркален. Даже когда его жестоко избивают в переулке, он тянется рукой к своей табличке с мыслями, что, быть может, ему удастся её починить. Но затем происходит удивительное. Он кладёт руку на кнопку, и из цветка на его кармашке вырывается небольшая струйка воды. Даже в этом жестоком и печальном моменте он смог родить небольшой кусочек комедии.

-10

В конце фильма, представ перед толпой, своей аудиторией, он танцует, а затем натягивает на себя кровавую маску комедии. В античные времена актёры театра надевали на себя маски комедии и трагедии, чтобы зрителю было проще понять, какую роль отыгрывает артист, и полагается сейчас плакать или смеяться. И макияж Джокера тоже на это намекает. Среди всего этого хаоса и насилия, воплощаемого Джокером, полагается смеяться.

-11

Эта зеркальность напрямую отражается на Артуре, ведь по мере продвижения истории и по мере принятия Артуром себя, он тоже отзеркаливается, превращается из правши в левшу. В определённый момент можно увидеть этот переход. Артур во время написания шуток буквально перекладывает ручку из правой руки в левую и дописывает свои тревожные мысли. Сперва он берёт пистолет правой рукой, с некой опаской и неуверенностью, а затем перекладывает в левую и с полной решимостью направляет пистолет на воображаемого собеседника, потому что уже в этот момент он принимает решение убить Мюррея Франклина и символически занять его место шоумена. Расположение мебели в его комнате очень похоже на расстановку в студии шоу. Артур делает воображаемый выстрел в ту сторону, где позже будет сидеть Мюррей. И во время настоящего убийства пистолет, опять же, в левой руке.

-12

Мотивы убийства Мюррея для Джокера совершенно просты. Артур говорит, что Мюррей ужасный человек, но ужасный не из-за своего морального уродства. Артур убивает его, потому что тот плохо танцевал. Об этом он говорит у себя дома, когда впервые запланировал убийство:

Это же он подтверждает в студии. Он убил трёх белых воротничков не из-за того, что они издевались над девушкой, и даже не из-за того, что они его избили. Как раз это он считает уморительным. Он убивает их из-за того, что они фальшиво пели.

А ещё он говорит, что их смерть смешна, и он устал делать вид, что это не так. И финальные слова Джокера Мюррею – это ещё одна шутка. Что ты получишь, если будешь игнорировать психически больного человека и обращаться с ним как с мусором? То, что заслуживаешь. Артур убивает его и смеётся. Вот его финальная шутка, да более простая.

-13

Джокер – комик-шоумен, который творит, убивая. Он жаждал внимания, но его все игнорировали. И вот его комедию услышали миллионы. Конечно, можно поспорить, убил он Мюрея и трёх Яппи из-за обострённого чувства несправедливости или из-за того, что те действительно плохо танцевали и пели. Ведь Артур считает, что он танцор куда лучше, а перформанс остальных слишком неубедителен. Вот он, Артур, весь из себя гениальный комик, а его игнорируют.

И мы подходим к финальной точке. В чём состоит шутка, которую не поймёт психиатр? Ответ может быть только один — её смерть. Простая и уморительная для Джокера шутка. Он напевает мелодию из шоу Мюррея Франклина, либо вспоминая о последнем убийстве, либо просто создавая для себя некое подобие сцены и студии, находясь в своём воображаемом комедийном шоу. И, повторяя слова Джокера в студии Мюррея, вот он, психически больной, и вот она, женщина, которой нет до него дела, для которой он — мусор. Убил ли он её за это? Или, быть может, ему не понравился её наряд? Суть шутки не меняется. Нам её не понять.

-14

В одном с Джокером трудно не согласиться. Юмор субъективен. История проста, и в этом её прелесть. Главный герой — псих, которого просто смешит насилие. Ни больше, ни меньше. Фильм «Джокер» размывает грань между трагедией и комедией. Мир до смешного уродлив, люди слепы к проблемам друг друга, никто не готов поставить себя на место другого человека. Тут сам порой не знаешь, плакать или смеяться.

Автор: ЧБУ