Найти в Дзене
Максим Полянских

Альбан Берг: Виртуоз музыкального авангарда и новатор XX века.

Будучи одним из самых значительных представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве мысли, чувства и образы, характерные для художников-экспрессионистов: неудовлетворенность социальной жизнью, чувство бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебной средой буржуазного общества. Сама жизнь щедро давала композитору почву для такого художественного восприятия мира. Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военного. Первые столкновения с жизнью Берг пережил в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи и обострение болезни (он страдал от астмы с пятнадцати лет) привели восемнадцатилетнего к мысли о самоубийстве. К счастью, тяжелый психологический кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шенбергом. Берг был на 13 лет моложе, но двух композиторов связывала глубокая дружба на протяжении всей их жизни. Кстати, ни один из них, не имел систематиче

Будучи одним из самых значительных представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве мысли, чувства и образы, характерные для художников-экспрессионистов: неудовлетворенность социальной жизнью, чувство бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебной средой буржуазного общества. Сама жизнь щедро давала композитору почву для такого художественного восприятия мира.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военного. Первые столкновения с жизнью Берг пережил в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи и обострение болезни (он страдал от астмы с пятнадцати лет) привели восемнадцатилетнего к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый психологический кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шенбергом. Берг был на 13 лет моложе, но двух композиторов связывала глубокая дружба на протяжении всей их жизни. Кстати, ни один из них, не имел систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шенберг, чьи вечерние уроки посещал молодой композитор.

Вот как он вспоминал о Берге: "Даже в ранних сочинениях Берга, какими бы неуклюжими они ни были, можно распознать следующее. Во-первых, музыка для него была языком, на котором он говорил; во-вторых, она содержала в себе волнующую силу теплого чувства. В то время ему едва восемнадцать лет; это было очень давно, и я не могу сказать, распознал ли я его оригинальность уже тогда. Заниматься с ним было одно удовольствие. Он проявлял усердие, прилежание и делал все наилучшим образом. И, как все одаренные молодые люди того времени, он был пропитан музыкой и жил в музыке. Он посещал и знал все оперы и концерты, играл дома на фортепиано в четыре руки, скоро научился читать партитуру, был легко вдохновляем, некритичен, но восприимчив к старой и новой красоте, будь то в музыке, литературе, живописи, изобразительном искусстве, театре или опере.

Добросовестность и всепрощение были характерны для характера Берга. Все, за что он брался, он выполнял с поразительной точностью, тщательно изучая и проверяя. Легко представить себе значение его деятельности в "Обществе музыкальных частников"".

Первые произведения Берга были написаны в додекафонической технике. К ним относятся «Соната для фортепиано» (1908), «Первый струнный квартет» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых также используется так называемая альтернирующая серия. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) композитор уже освоил все характерные черты оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из самых просвещенных пропагандистов идей Шенберга. Он анализировал его произведения в серии статей, в том числе клавираусцуг (цитаты из музыки для фортепиано). Если Шенберг был рациональным музыкантом, то Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному восприятию мира, что нашло отражение его произведениях. Будучи сторонником додекафонии и тональной музыки, он не всегда был последователен, когда чувствовал, что определенная музыкальная экспрессия требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Присоединившись к теоретическому основателю додекафонии - Альбан Берг не стал его абсолютным преемником, но сумел сохранить свой индивидуальный талант в сочетании с редкой эмоциональностью музыкального высказывания, не порывая с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. По этой причине Берга иногда называют «романтиком додекафонии».

Берг находился на военной службе с 1915 по 1918 год - он работал клерком в Вене, поскольку страдал астмой и не мог быть отправлен на фронт. Но он узнал о войне достаточно, чтобы почувствовать трагедию жизни медика в драме Бюхнера «Воццек». Этот прозаический текст он превратил в оперу «Воццек», которую написал в 1917-1921 годах и которая известна во всем мире.

Обращение композитора к шедевру Георга Бюхнера было смелым поступком: впервые в мировой оперной литературе маленький, обиженный человек стал героем! Даже русские композиторы, представители оперного реализма, игнорировали эту острую проблему.

Известно, что Бюхнер написал свою драму на основе личных впечатлений из материалов уголовного дела об убийстве парикмахером Войцеком своей возлюбленной в приступе ревности. Слухи об этом нашумевшем деле ходили уже более лет. Драматург опирался на реальные события, придавая им высокую художественного обобщения. Композитор впервые увидел пьесу Бюхнера весной 1914 года на сцене театра и был в восторге от нее. В своей опере Берг изменил имя бюхнеровского героя Войцека на Воццек

«Я никогда не ставил перед собой задачу реформировать структуру оперы через медиума Воццека», - писал композитор. "Ни когда я начинал эту работу, ни когда я ее завершил, я не рассматривал ее как модель для будущих композиторских произведений. Я никогда не думал, что «Воццек» должен послужить основой для школы.

Я просто хотел написать хорошую музыку, пересказать содержание бессмертной драмы Георга Бюхнера на музыкальном языке, воплотить его поэтические идеи в музыке. Когда я решил написать оперу, у меня также было одно композиторское намерение: дать то, что принадлежит театру. Музыка должна быть такой, чтобы она выполняла свое предназначение все время, то есть служила сюжету. Более того, музыка должна быть готова выполнить все, что необходимо для реальности сценического действия. Задача композитора - реализовать цели идеального режиссера. С другой стороны, эта цель не должна мешать развитию музыки в целом, абсолютно, чисто музыкально. Ничто внешнее не должно мешать ее индивидуальному существованию.

-2

То, что я достиг этой цели, используя более или менее старые музыкальные формы (а критики считали это самой чистой реформой оперного творчества), было естественным следствием моего метода. Первой задачей было отобрать из двадцати пяти разрозненных сцен Бюхнера то, что было необходимо для либретто. Повторы, не требующие музыкального воплощения, были исключены. Наконец, сцены были собраны вместе и разделены на акты. Таким образом, задача стала скорее музыкальной, чем литературной, и решать ее пришлось по законам музыкальной композиции, а не по правилам драматургии.

На мой взгляд, особая удача заключается в следующем. Ни один слушатель, как бы хорошо он ни был информирован о музыкальной форме этой оперы, о точности и логике ее структуры, не обращает внимания на различные фуги, инвективы, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано, с момента поднятия занавеса и до финального завершения.
Никто не замечает ничего, кроме огромного социального значения оперы, которое выходит далеко за рамки личного счастья Воццека. В этом, я считаю, моя заслуга".

Берг создал живую социальную драму, которая контрастировала с позицией его учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. В опере «Воццек» сконцентрированы наиболее характерные черты стиля Берга.

Суть художественной концепции оперы «Воццек» в характерной для
экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей
и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек
бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка,
которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора
и Капитана.

Музыка — чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно
удались композитору главные характеры — Воццека и Марии. Все оттенки их
жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно
эмоционально, выразительно переданы в музыке.

Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и насыщена резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальный язык Берга не похож на песенную, ариозную или даже декламационную манеру. Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая мелодику речи от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительной силе вокальной интонации и подробно останавливается в нотах на типе вокального исполнения.

Выразительность музыкальных средств и повышенная эмоциональная взволнованность интонаций направлены на то, чтобы убедительно передать о бразы иповороты сюжета и вовлечь слушателя в сопереживание; он как бы сам чувствует и переживает все, что происходит на сцене.

Премьера «Воццека» Берга состоялась в Берлине в 1925 году; впоследствии опера стала центральным музыкально-драматическим произведением XX века. Опера шла во многих театрах Европы, а также в СССР (Ленинград) и в Америке.

Однако она также встретила неприятие со стороны различных консерваторов, которые не хотели принимать новый вид художественной правды, представленной в несколько шокирующем виде.

Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и укреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии художеств.

-3

Образцы зрелого творчества Берга - камерная музыка инструментальные произведения; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), Лирическая сюита для струнных, квартета (1926). В 1928 году композитор начал работу над оперой «Лулу» (по мотивам театральных пьес Ведекинда «Дух земли» и «Ящик пандоры»), которую, к сожалению, не успел завершить. Опера «Лулу», и Концерт для скрипки с оркестром (1935) были исполнены уже после его смерти.

В опере «Лулу» проявилась врожденная склонность Берга к лиризму; по сравнению с «Воццеком» смягчена острота драматических ситуаций и более развита мелодика вокальных партий. Но композитор не смог преодолеть декадентский характер сюжета и «поэтизацию порока».

Кульминация инструментального творчества Берга - Скрипичный концерт, произведение большого симфонического размаха. Сопоставление мелодии народного танца с темой похоронного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством выразительного и драматического воплощения идеи программы: траурного прощания с жизнью, прощания с миром, полным красоты и поэзии. Наряду с «Воццеком» этот концерт стал самым часто исполняемым и самым популярным у слушателей произведением.

В последний год своей жизни Берг в одной из бесед, осознав надвигающуюся опасность фашизма, с грустью сказал: "Хорошо, что Гендель и Бах родились... а не два века спустя! Потому что сейчас одного обвинили бы в малоподвижности, а на музыку другого навесили бы ярлык культурного большевизма".

Альбан Берг, певец человеческих страданий, ценен прежде всего как убежденный гуманист. Произведения Берга трогают сердце и пробуждают мысль о гуманном предназначении человека.

Берг умер незадолго до своего пятидесятилетия, 24 декабря 1935 года.