Найти в Дзене
Максим Полянских

Игорь Фёдорович Стравинский: Великое восстание в мире музыки.

Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке XX века. За свою долгую карьеру композитор сумел использовать все достижения современной авангардной музыки. Русские народные песни, богатство их ритмической и мелодической структуры послужили для Стравинского источником народных мелодий. Это был источник для создания Стравинским своих собственных народных мелодий. Стравинский никогда не был просто эпигоном какого-либо стиля. Напротив, он трансформировал каждую стилистическую модель в сугубо индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка развивается как бы сама по себе, но при этом она содержит идеи, доступные для всеобщего восприятия. Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом. С ранних лет он был знаком с артистической средой: его отец был известным певцом Мариинского театра, где наряду с его коллегами бывали Стасов, Мусоргский и Достоевский. Стравинский с ранних лет впитал в себя фантасмагорию театра, свободу и произвол жизни за кул

Игорь Стравинский - легендарная фигура в музыке XX века. За свою долгую карьеру композитор сумел использовать все достижения современной авангардной музыки. Русские народные песни, богатство их ритмической и мелодической структуры послужили для Стравинского источником народных мелодий. Это был источник для создания Стравинским своих собственных народных мелодий. Стравинский никогда не был просто эпигоном какого-либо стиля. Напротив, он трансформировал каждую стилистическую модель в сугубо индивидуальное творение. Стравинский утверждал, что его музыка развивается как бы сама по себе, но при этом она содержит идеи, доступные для всеобщего восприятия.

Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом. С ранних лет он был знаком с артистической средой: его отец был известным певцом Мариинского театра, где наряду с его коллегами бывали Стасов, Мусоргский и Достоевский. Стравинский с ранних лет впитал в себя фантасмагорию театра, свободу и произвол жизни за кулисами.

Уже в молодости он принадлежал к высшим кругам петербургской художественной интеллигенции. Вечера современной музыки» организовывали А. П. Нуроки и В. Ф. Нувель. Именно через них он познакомился с деятелями «мира искусства» и человеком, задававшим там тон, - Сергеем Павловичем Дягилевым, под решающим влиянием и покровительством которого зародилась блестящая композиторская карьера молодого Стравинского. Позже, благодаря Дягилеву, но, возможно, не без участия другого ревнивого покровителя - Дебюсси, он быстро вошел в аристократическую элиту Парижа.

Где и как Стравинский научился народной песне? В детстве под Петербурга? В Устилуге, в бывшей Волынской губернии, в имении своей жены, где он жил после женитьбы с 1906 года? На ярмарках в Ярмолинцах? Под Устилугом? Мы не знаем, но именно русская народная песня - главный источник его новаторства, его откровения.

Стравинский стал профессиональным композитором сравнительно поздно - только после окончания университета весной 1905 года в возрасте 23 лет. До этого он обращался за советами только к Римскому-Корсакову. Но с осени 1905 года занятия стали регулярными - два раза в неделю. За пять лет тесного общения с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым Стравинский смог многому научиться. Приемы композиторской работы он постигал из первых рук - на примере своего учителя.

«Юношеское» взросление было очень кратковременным, а восхождение настолько стремительным, что, в отличие от биографий многих других композиторов Самый первый творческий период Стравинского, который начинается с «Жар-птица», был периодом зрелости. Таким образом, «русская» сцена предстает во всем блеске своих достижений как период зрелого мастерства.

Первое крупное произведение Стравинского, фортепианная соната, датируется 1904 годом, а премьера состоялась 27 декабря 1907 года на одном из концертов «Вечера современной музыки» в скромном зале Петербургского музыкального училища. Певец Е. Ф. Петренко исполнил «Пастораль» и «Весну священную». Эти песни он написал сам незадолго до этого. Вскоре последовали новые премьеры. Слава пришла к нему неожиданно в возрасте 28 лет после исполнения «Жар-птицы» в Париже в 1910 году, а еще через три года он был удостоен там же беспрецедентно скандальной премьерой «Хилого Фрюлинга». Слава привязалась к его имени и больше никогда его не покидала.

Русская сказка об Иване-царевиче, который освобождает прекрасную царевну из лап Кащея, воплощена в музыке «Жар-птицы». Мир русской ярмарки с ее озорными плясками, балаганами, уличными мелодиями шарманки и гармошки ярко отражен в «Петрушке»; на фоне Трагическое смятение кукольного героя Петрушки изображено на фоне праздничной толпы Петрушка, обманутый ветреной балериной. Впечатление оглушительного взрыва создавала музыка «Весны священной» - балета, рисующего картину языческой Руси. Весна священная» ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Композитор хотел передать «варварский» дух далекой Руси. Композитор использовал неслыханно смелые созвучия, спонтанные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений используются необычные ритмы и ритмы и оригинальные инструментальные эффекты.

После парижской премьеры «Жар-птицы» в 1910 году Стравинский познакомился с Дебюсси. Они дружили девять лет, до самой смерти француза. Поначалу Дебюсси воспринимал Стравинского как композитора, близкого к своему стилю. Однако внезапное развитие Стравинского привело Дебюсси в замешательство: он смотрел на «Весну священную» со смешанным чувством одобрения и растерянности - его молодой друг порвал с импрессионизмом и преодолел его в этом эпохальном произведении.

Стравинский стал утонченным, посещая парижские салоны высшего общества, которые в свое время были связаны с известными именами. Одной из них была графиня Эдмуа де Полиньяк, дочь богатого производителя швейных машинок Зингера, в салоне которой состоялись премьеры заказных произведений не только Стравинского, но и Форе, Равеля, Сати, де Фальи и Пуленка. Это и Габриэль Шанель, владелица аристократического ателье мод и одна из самых щедрых покровительниц Дягилева; Стравинский также получает заказы от актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, от мецената из США Элизабет Спрэг Кулидж и т. д.

Он поддерживал тесные отношения с представителями других видов искусства, философами, физиками и теологами. С ним встречались и важные государственные деятели. А бесконечные интервью, в которых, как заметил Стравинский. Стравинского, «слова, мысли и даже факты искажались до неузнаваемости», которые он, тем не менее, давал охотно и поражал интервьюеров своей находчивостью, остроумием и парадоксальностью суждений - давал ли подобные интервью какой-либо другой композитор XX века.

Второй творческий период композитора пришелся на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году стал гражданином Франции. Он чувствовал себя связанным с новым окружением как интеллектуально, так и творчески. В результате он стал ярким представителем международного авангарда в музыке. Новый стилистический период его творчества, наиболее плодотворный по количеству произведений (около 45 работ), можно охарактеризовать как новый стилистический период его карьеры, можно охарактеризовать как возвращение к стилю прошлых времен (от античности до классицизма). Это так называемый «неоклассицизм».

Балет с пением «Пульчинелла» (1919-1920) стал новым поворотным пунктом в творчестве композитора. Это произошло не случайно и не по прихоти композитора: война закончилась, время убийств и бесчеловечных разрушений прошло, и Стравинский почувствовал необходимость освежить свой дух, Стравинский почувствовал необходимость обновить цветовую палитру. Музыка «Пульчинеллы» излучает веселый, солнечный свет; Октет (1922-1923) отличается жизнерадостным, жизнелюбивым характером; комическая опера «Мавра» (1921-1922) озарена улыбкой. А поздние произведения - «Аполлон» (1927-1928) и «Поцелуй феи» (1928) - будут освещать творчество Стравинского на протяжении следующего десятилетия; отголоски заложенных в них тенденций будут слышны и в 1940-е годы.

Всего композитор написал восемь оркестровых партитур для балетного театра. «Жар-птица», „Петрушка“, „Весна священная“, „Аполлон Мусагет“, Поцелуй феи», „Карточная игра“, „Орфей“ и „Агон“. Он также создал три балетных произведения с пением: «Байка», «Пульчинелла», «Свадебная девушка».

Трудно преуменьшить значение новаторской музыки Стравинского для развития хореографии XX века. Тем не менее, сценическая судьба его балетов - то ли из-за консервативных вкусов театральных зрителей, то ли из-за недостаточной изобретательности постановщиков - оказалась не столь счастливой, как можно было бы ожидать, и музыка Стравинского иногда получала большое признание не в театре, а на концертной сцене. Яркие примеры тому - «Весна священная» и «Свадебная девушка».

Затяжной кризис композитора начался в середине 1930-х годов. Жестокий ураган пронесся над человечеством и унес неисчислимые жертвы; он утих только в 1945 году. Этот смерч коснулся Стравинского своими безжалостными крыльями и вынудил его эмигрировать из Франции в США. До этого, в 1938-1939 годах, ему пришлось похоронить жену, мать и дочь и самому оказаться в смертельной опасности (острая вспышка туберкулеза, жена и дочь умерли от той же болезни). Потеряв родных, оторванный от привычного окружения, друзей и близких, он на пороге своего 60-летия (вместе с новой женой) будет заново строить свою жизнь в культурных и социальных условиях, которые останутся для него чуждыми до конца жизни. Его растерянность отражается в его поступках, в его бессознательных уступках «американскому вкусу».

В 1945 году, после войны, которую он провел на американском Стравинский стал гражданином США. После 30 лет работы в неоклассическом стиле композитор совершил очередной поворот, на этот раз он ориентировался на серийную технику, которую в Европе впервые применила новая Венская школа, особенно Антон Веберн.

Без преувеличения можно сказать, что ни один зарубежный композитор ХХ века не был так образован, как Стравинский. Философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства. Все было в поле его зрения; с редкой осознанностью он хотел понять все как специалист, со своим взглядом на вещи и своим отношением к соответствующему предмету. Стравинский, заядлый читатель, не расставался с книгами до глубокой старости. Его библиотека в Лос-Анджелесе насчитывала около 10 000 томов.

-2

Он был очень активен в беседах и переписке. Стравинский был нетерпелив и быстр, как при ходьбе - пока его левая нога не ослабла после инсульта в 1956 году - так и при реагировании на замечания партнеров по диалогу.

Но главное - работа - он был великим тружеником, не позволял себе перерывов и при необходимости мог заниматься по 18 часов без перерыва. Роберт Крафт свидетельствовал в 1957 году, что в то время - в возрасте 75 лет! - работал по 10 часов в день: 4-5 часов сочинял до обеда и 5-6 часов занимался оркестровкой или аранжировкой после обеда.

Три произведения занимают центральное место в творчестве Стравинского. Это «Священные гимны» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии» (1957-1958) и «Похоронные гимны» (1965-1966). Величайшее произведение Стравинского - Реквием.

В возрасте 84 лет Стравинский создал произведение, которое характеризуется истинного художественного прозрения. Музыкальный язык стал более ясным и в то же время более образным и эмоционально насыщенным. Реквием» - последнее произведение Стравинского, и не только потому, что это его последнее большое произведение, но и потому, что оно вобрало в себя, синтезировало и обобщило многое из предыдущего творческого опыта композитора.

В 1969 году его здоровье резко ухудшилось. Но его сердце продолжало биться Сердце продолжало биться и продлевало его угасающую жизнь. Он умер 6 апреля 1971 года - за два месяца до своего 89-летия.