Найти в Дзене
IVF LIVE

Новый анализ крови дает надежду на более быструю диагностику эндометриоза

Две независимые группы пациентов были использованы для создания диагностических моделей, а также для разработки и валидации панели из десяти биомаркеров белков плазмы крови для выявления эндометриоза - и результаты оказались многообещающими. Диагностика эндометриоза длительна и далеко не однозначна. Этим хроническим заболеванием страдает примерно каждая десятая женщина и девочка во всем мире и до половины бесплодных женщин. Диагностика занимает в среднем 7 лет, в течение которых психическое и физическое здоровье женщины и качество ее жизни могут ухудшиться. Лапароскопия является инвазивной и дорогостоящей процедурой, сопряжена с такими рисками, как повреждение нервов, и доступна не всем пациенткам. В то же время методы визуализации не могут выявить все виды эндометриоза. Поэтому существует огромная потребность в простом, точном и неинвазивном тесте для ускорения диагностики этого заболевания, утверждают авторы новой работы. Многие потенциальные биомаркеры уже были идентифицированы в кр
 Фото: https: focusonreproduction.eu
Фото: https: focusonreproduction.eu

Две независимые группы пациентов были использованы для создания диагностических моделей, а также для разработки и валидации панели из десяти биомаркеров белков плазмы крови для выявления эндометриоза - и результаты оказались многообещающими.

Диагностика эндометриоза длительна и далеко не однозначна.

Этим хроническим заболеванием страдает примерно каждая десятая женщина и девочка во всем мире и до половины бесплодных женщин.

Диагностика занимает в среднем 7 лет, в течение которых психическое и физическое здоровье женщины и качество ее жизни могут ухудшиться. Лапароскопия является инвазивной и дорогостоящей процедурой, сопряжена с такими рисками, как повреждение нервов, и доступна не всем пациенткам. В то же время методы визуализации не могут выявить все виды эндометриоза.

Поэтому существует огромная потребность в простом, точном и неинвазивном тесте для ускорения диагностики этого заболевания, утверждают авторы новой работы.

Многие потенциальные биомаркеры уже были идентифицированы в крови, отмечают авторы. Однако эти исследования проводились на небольших когортах или не имели валидационных исследований.

Чтобы решить эту проблему, авторы определили панель белковых биомаркеров в плазме крови, а затем проверили ее на отдельной когорте из почти 750 женщин.

Их гипотеза заключалась в том, что у женщин с эндометриозом концентрация некоторых белков в крови будет отличаться от таковой у женщин из общей популяции и женщин с симптомами, похожими на эндометриоз, но не страдающих этим заболеванием (симптоматический контроль).

Вначале они использовали протеомический процесс для сравнения уровней белков в плазме крови больных эндометриозом (n=22), симптоматических контрольных групп (n=15) и контрольных групп из общей популяции (n=19). Для подтверждения статуса больных эндометриозом и симптоматического контроля использовалась лапароскопия. Это позволило выявить 48 потенциальных биомаркеров.

Затем они разработали целевые масс-спектрометрические анализы для 39 из этих белков, а также для еще 12 белков, о которых ранее сообщалось в литературе как об ассоциированных с эндометриозом.

Затем был проведен этап клинической валидации, в ходе которого 51 белок был измерен в образцах плазмы большой независимой когорты, состоящей из больных эндометриозом (n=464), симптоматических контролей (n=132) и контрольных образцов общей популяции (n=153). Случаи эндометриоза были подтверждены с помощью лапароскопии и гистопатологического исследования. Лапароскопия использовалась для подтверждения отсутствия эндометриоза в симптоматических контрольных группах.

Из 51 биомаркера-кандидата десять оказались независимо связаны с эндометриозом после поправки на возраст и индекс массы тела.

К этим десяти биомаркерам относятся: Витамин К-зависимый протеин S, гемоглобин субъединица бета, сывороточная параоксоназа/арилэстераза 1, афамин, фактор свертывания крови XII, компонент комплемента С9, нейропилин-1, легкая цепь ингибитора интер-альфа-трипсина, селенопротеин Р и протеогликан 4. Только три из них ранее были напрямую связаны с эндометриозом (сывороточная параоксоназа/арилэстераза 1, нейрофилин-1 и селенопротеин P).

Каждый биомаркер выполняет функцию, имеющую отношение к патофизиологии эндометриоза. Это может быть участие в каскаде коагуляции, системе комплемента, липидном обмене, окислительной защите, иммунной регуляции или гомеостазе и морфогенезе тканей.

Наконец, авторы разработали несколько многомерных моделей логистической регрессии, включающих концентрацию биомаркеров и два клинических фактора (возраст и ИМТ).

Модель 1 (логистическая регрессия) была разработана для проведения различий между больными эндометриозом и контрольной группой населения.

Модель 2 (логистическая регрессия) была направлена на разграничение случаев эндометриоза легкой и тяжелой степени (rASRM II-IV стадии) и симптоматического контроля.

Модель 3 ( метод случайного леса) была разработана для различения тяжелых случаев эндометриоза (rASRM IV стадии) и симптоматического контроля.

По словам авторов, статистические модели показали результаты от «хороших до отличных» при отличии случаев эндометриоза от здоровых и симптоматических контролей.

Модель 3 показала наилучшие результаты, площадь под кривой работы приемника (AUC) составила 0,997 (95% ДИ 0,994-1,000).

Модель 3 продемонстрировала высокую диагностическую эффективность для всех стадий эндометриоза с показателями AUC

≥ 0,85 для эндометриоза I-III стадий.

Модель 1 также обладала высокой прогностической эффективностью, ее AUC составила 0,993 (95% CI 0,988-0,998). Модель 2 оказалась менее точной, ее AUC составила 0,729 (95% CI 0,676-0,783). Необходима дальнейшая работа, чтобы определить, почему эта модель показала более низкие результаты, чем другие.

По словам авторов, биомаркеры и полученные диагностические модели добавляют «значительную ценность к клиническим факторам» и представляют собой потенциальный новый инструмент для неинвазивной диагностики эндометриоза.

Плюсы и минусы внедрения таких тестов в клинику были озвучены на недавней встрече ESHRE. Подробнее вы можете прочитать здесь.

Авторы заключают: «Дальнейшая валидация этих биомаркеров укрепит прочность и надежность этого диагностического инструмента и позволит внедрить его в клиническую практику, принося пользу людям, страдающим эндометриозом, и прокладывая путь к улучшению ухода за пациентами».

Ранняя диагностика и лечение также могут улучшить качество жизни. В руководстве ESHRE по эндометриозу отмечается, что качественные исследования показывают, что постановка диагноза может позволить женщинам и их партнерам лучше понять симптомы и принять ситуацию, что приводит к чувству облегчения, освобождения и расширения возможностей.

К достоинствам исследования относятся большой объем выборки, использование двух независимых когорт, выбор клинических переменных (возраст и ИМТ), которые точно и легко определить, а также использование лапароскопии и гистопатологического исследования для подтверждения наличия эндометриоза.

Однако включение в исследование участниц преимущественно европейской национальности может ограничить обобщенность полученных результатов. Кроме того, некоторые из контрольных групп населения могли иметь эндометриоз, что могло исказить результаты.

Оригинальная статья