Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

«Меня может перепить только Черномырдин»: Василий Шандыбин – пролетарий-правдоруб из Государственной Думы РФ

Он постоянно попадал в политические и не только скандалы. Впечатляющая внешность и принцип «говорю все, что думаю», сделали его самым громогласным и самым колоритным депутатом российского парламента. Хотя в Государственной Думе он проработал всего 2 созыва или 8 лет, с 1995 по 2003 гг., Василий Иванович Шандыбин (1941-2009) стал знаменит на всю страну. Одни считали его чудаком, если не помешанным, другие обвиняли в конъектуре и дешевой славе, а третьи верили, что этот человек действительно хочет сделать лучше жизнь простых людей. Так кем же он был на самом деле? Городок наш, Брянск, помимо всего прочего, известен тем, что в нем в разные годы жили Федор Тютчев и Алексей Константинович Толстой, Константин Паустовский и Леонид Добычин. В местной комсомольской газете работал Фазиль Искандер, о чем он впоследствии написал в своей повести «Созвездие Козлотура». А в нашей заводской библиотеке коротал свои дни будущий автор знаменитой повести «Москва-Петушки» Веничка Ерофеев. Автор статьи – бр
Оглавление

Он постоянно попадал в политические и не только скандалы. Впечатляющая внешность и принцип «говорю все, что думаю», сделали его самым громогласным и самым колоритным депутатом российского парламента.

Хотя в Государственной Думе он проработал всего 2 созыва или 8 лет, с 1995 по 2003 гг., Василий Иванович Шандыбин (1941-2009) стал знаменит на всю страну. Одни считали его чудаком, если не помешанным, другие обвиняли в конъектуре и дешевой славе, а третьи верили, что этот человек действительно хочет сделать лучше жизнь простых людей.

Так кем же он был на самом деле?

Фото Wikimedia.org
Фото Wikimedia.org

НАЧАЛО ПУТИ

Городок наш, Брянск, помимо всего прочего, известен тем, что в нем в разные годы жили Федор Тютчев и Алексей Константинович Толстой, Константин Паустовский и Леонид Добычин. В местной комсомольской газете работал Фазиль Искандер, о чем он впоследствии написал в своей повести «Созвездие Козлотура». А в нашей заводской библиотеке коротал свои дни будущий автор знаменитой повести «Москва-Петушки» Веничка Ерофеев.

Автор статьи – брянский журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».

Ну, а в начале века наш город какой-то острослов прозвал Шандыбинск, потому что именно здесь родился, рос и стал одной из самых ярких фигур на политической сцене того времени, «доктор рабочих наук» (так он себя сам называл) Василий Иванович Шандыбин.

Наш Вася!

Биография у него – самая, что ни на есть, рабоче-крестьянская. Родился в июле 41-го, в Брянской области, в селении Тёмное, позже переименованном, по установившейся традиции, в Красное. Отец погиб на фронте, мать в одиночку поднимала четверых детей.

После школы Василий получил техническое образование и пошел работать на Брянский завод дорожных машин слесарем. Там он трудился аж 34 года. Силы был недюжинной. Говорят, трос мог руками разогнуть. Вступил в партию. Потом перестройка. Горбачева не принял категорически, даже сорвал со стены его портрет, за что чуть было не лишился партбилета.

Ну, а потом началась его политическая карьера. Василию Ивановичу перевалило уже за 50, когда он попал сначала в областную, а потом и в Государственную Думу. В таком возрасте некоторые уже задумываются о тихом месте и грядущей пенсии, но для нашего героя все только начиналось.

Фото из архива автора статьи
Фото из архива автора статьи

Как ему удалось пробиться в Думу? Как удалось обойти в этой гонке олигархов, которые рвались наверх, не жалея денег? Как удалось склонить на свою сторону электорат?

Думаю, объяснить это не сложно. Многие голосовали за Шандыбина, видя в нем своего, что называется, рабочую косточку. «Вот уж он точно знает, что нам, работягам, надо!». Ну, а другие – просто из духа противоречий. «Получай зажравшаяся Москва из пролетарского Брянска подарочек! Каков, гегемон! Ведь он же клоун, а сидит тут вместе с вами, ряжеными во французские костюмчики».

НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

И стал наш Василий Иванович в итоге одним из самых популярных думских политиков. О его скандальных выступлениях на заседаниях парламента слагали легенды. Однажды он заявил, что отправится добровольцем в армию Ирака, если США начнут там военные действия.

- Иракский народ был всегда близок к советскому, поэтому их надо защитить от американских варваров.

Владимира Вольфовича Жириновского справедливо считал конкурентом, ведь тот по способности эпатировать народ не уступал Шандыбину. Однажды сказал:

- Если бы Жирик на меня полез, я б ему дал между рог!

В интервью как-то заявил, что во сне ему часто является Сталин. Якобы, вождь всех народов потрепал Василия Ивановича по мощному загривку и молвил:

- Мы с тобой, Вася, последние коммунисты. Все меня предали, один ты остался. Так что держись!

А чего стоит его высказывание на одном из заседаний, посвященном проблемам антисемитизма:

- Евреи — это такие же люди, как и все обычные люди. Только немного совсем другие!

Бывало Василий Иванович прямо в Думе ходил в рукопашную:

Кадр из телепередачи
Кадр из телепередачи

На одном заседании, где обсуждались налоги на богатство, наш правдоруб заявил, что презирает всех богатеев и назвал их «кровососами на теле общества». А потом добавил:

- А Березовского с Чубайсом надо судить на Красной площади народным судом…

После этого он сделал эффектную паузу и закончил:

- …и лишить их головы!

Как-то раз на предвыборных дебатах Шандыбин сошелся со своей соперницей, уроженкой Брянска, Людмилой Нарусовой, матерью одиозной Ксении Собчак. Особо не заморачиваясь правилами дипломатической пикировки, Вася пустил в ход кувалду:

- Я бы вас отправил чистить Беломоро-Балтийского канал!

А пока Людмила Борисовна приходила в себя после такого выпада, добил ее:

- А потом бы в туалете Госдумы замочил вместе в Березовским!

Возмущенная Нарусова обозвала его динозавром. Тем не менее «динозавр» прошел в Думу в очередной раз.

Было дело: Шандыбина подвергли дисциплинарному взысканию. Он весьма нелицеприятно высказался в адрес вице-спикера Любови Слиски, обозвав ее «нолем без палочки». За это его лишили права голоса на месяц. Представляю, каково было нашему оратору хранить это вынужденное молчание…

НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

Пришел однажды Василий Иванович в Лужники на международный матч. Встречались Россия и Исландия. Как только он появился на трибунах, зрители устроили ему овацию и стали скандировать: «Шан-ды-бин! Шан-ды-бин!»

Но особенно его любили, конечно же, в родном Брянске. Здесь по сей день существует футбольная фанатская группировка, которая носит название «Шандыбинз Хулиганз».

Фото Wikimedia.org
Фото Wikimedia.org

Я его хорошо знал, не раз бывал у него дома, и провел с ним немало эфиров на радио и телевидении.

Громоподобная была личность. Как настоящий русский мужик любил махнуть стакан-другой, причем зачастую прямо перед эфиром. Внешне на нем это никак не отражалось. Сказал мне как-то:

- В Думе меня перепить может только Виктор Степанович Черномырдин. Вот человек! Я ему как-то свойского самогона привез, так он литр выпил – и хоть бы тебе чего, ни в одном глазу!

Шандыбина многие ругали на чем свет стоит. Дескать,город наш он позорит своей несусветной дурью. Говорили,что богатства у него несметные,но, приезжая на родину,одевает поношенную кроличью шапчонку. И со Шреком его сравнивали. И даже целая книга анекдотов про него была издана. А один поэт даже написал про него стихотворение, в котором были такие строчки:

В борьбе за рабочее дело
С него облетела листва,
Культура его не задела,
Ну, разве, коснулась едва.

Ну, что тут сказать. Вася был, конечно, как говорят в народе, "с дуриной", но при этом он оставался человеком добрым и совершенно немеркантильным. Многим помогал, зачастую без разбора.

Открывал в Кремле любые двери, выбивал для нашего города помощь: учебники для школ, аппаратуру медицинскую самую современную, дефицитные приборы. Многие наши были недовольны:

- Да разве это помощь? Вот если бы какие-то глобальные инвестиции, субсидии..."

А ведь другие и того не делали - так, штаны в Думе просиживали…

Фото из архива автора статьи
Фото из архива автора статьи

Шандыбин был частым гостем на телевидении, его приглашали в самые разные программы. Там он становился отличной мишенью для псевдо-журналистов, которые упражнялись на нем в острословии. Благо их собственная недалекость на фоне Василия Ивановича была не так заметна. Я никогда над ним не подтрунивал, поэтому, наверное, он часто и с удовольствием приходил ко мне на эфиры. Говорил с хитрой усмешкой:

- А давай-ка сегодня я вашу журналистскую братию обругаю. Мы с тобой поспорим, интересно будет, народ такое любит.

Как-то раз я уговорил его сняться в рекламе местного мясокомбината, даже двустишие для него написал. Василий Иванович стоял на пригорке, в руке – кусок колбасы на вилке и зычным голосом изрекал:

- Если где кого колбасит, знают люди: здесь был Вася!

Ролик стал таким популярным, что спрос на колбасу этого самого мясокомбината вырос в несколько раз.

Как-то раз после очередного эфира на телевидениис последующими традиционными посиделками забрели мы с ним ко мне домой. Пребывая в расслабленном состоянии, Вася съел прямо со стола искусственную икебану. Жена пришла в ужас, а Вася похвалил: "А чего, вкусно!". После чего, в порядке извинения подарил ей билеты на ... концерт Петросяна в Кремле. И разве можно было после этого на него сердиться?

Стихи читал вслух, много и охотно, во весь свой мощный трубный голос, даже если не просили. Коронный номер – поэма Дмитрия Кедрина «Зодчие» о том, как царь Иван Грозный, по легенде, приказал ослепить строителей Храма Василия Блаженого, чтобы они не смогли построить ничего краше.

Был хлебосолен, абсолютно не жаден.

Ушел наш Вася под Новый год. Ему было всего 68 лет. Во время несложной операции оторвался тромб…

Фото Wikimedia.org
Фото Wikimedia.org

Жалко мне Василия Ивановича. Дума без него осиротела. Нет таких ярких личностей. Разве поставишь кого-нибудь из нынешних рядом с ним? Голоса его иерихонского не хватает, его способности рассмешить в любой ситуации и какой-то потрясающей детской наивности.

Был он большим ребенком. Таким и запомнился.