Книга Иисуса Навина
Глава 16
1 Надел Иосифа начинался у Иордана иерихонского[45], к востоку от иерихонских вод, и тянулся оттуда через пустыню до нагорий Вефиля.
2 Он продолжался от Вефиля к Лузу, переходил к землям аркитян в Атароте,
3 спускался на запад к землям иафлетян до области Нижнего Бет-Хорона и к Гезеру, заканчиваясь у моря.
4 Манассия и Ефрем, потомки Иосифа, получили свой удел.
5 Вот земли Ефрема по их кланам: граница их удела проходила от Атарот-Аддара на востоке до Верхнего Бет-Хорона
6 и тянулась к морю. От Микмефафа на севере она сворачивала на восток к Таанат-Шило, проходя за него к Ианоху на востоке.
7 Затем она спускалась от Ианоха к Атароту и Нааре, примыкала к Иерихону и выходила к Иордану.
8 От Таппуаха граница шла на запад к реке Кане и доходила до самого моря. Таков был удел рода ефремитов по их кланам.
9 Ещё он включал все города с окрестными поселениями, которые были отделены ефремитам в уделе манасситов.
10 Они не выселили хананеев, живущих в Гезере; до сегодняшнего дня хананеи живут среди ефремитов, но как подневольные.
Иисус Навин 16 глава — Библия — Новый русский перевод: https://bible.by/nrt/6/16/
КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА
1−4. Южная граница Ефремова и Манасиина колен. 5−9. Граница удела Ефремова колена. 10. Хананеи в Газере.
Нав 16:1. Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской;
Граница удела, доставшегося по жребию сынам Иосифа, т. е. Ефремову и половине Манассиина колена, начиналась от того места Иордана на, которое находится против Иерихона, шла затем к «водам Иерихонским», под которыми разумеется, вероятно, находившийся у древнего Иерихона богатый водой источник, называвшийся впоследствии источником Елисея, а в настоящее время Аин-ес-Султан или Ель Кельт. Дальнейшим пограничным пунктом служила «пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской», под ней разумеется пустынная местость, идущая на запад от Иерихона с крутыми подъемами на горную возвышенность; в Нав 18:12 она названа пустыней «Бефавен».
Нав 16:2. от Вефиля идет предел к Лузу и переходит к пределу Архи до Атарофа,
От горы Вефильской, названной по имени находившегося на ней Вефиля, граница шла к Лузу, который находился, нужно думать, в некотором расстоянии от Вефиля, что видно отчасти из Быт 28:19, где Иаков дает имя «Вефиль» месту, на котором он спал и которое находилось не в самом Лузе (Нав 16:11). Местоположение следующего затем города или вообще местности с именем «Архи» с положительностью неизвестно; одни место Архи указывают в сохранившей это название деревне на запад от Рамаллы, другие — в деревне Арик, между Вефмлем и Вефороном. Место «Атарофа», названного далее в Нав 16 и Нав 18:13, «Атароф-Адаром», указывается в Хирбет-ель-Атира, как называется деревня с развалинами на юге от Беерофа.
Нав 16:3. и спускается к морю, к пределу Иафлета, до предела нижнего Беф-Орона и до Газера, и оканчивается у моря.
Предел «Иафлета» неизвестен по своему положению.
О нижнем Беф-Ороне см. Нав 10:10.
Нав 16:3 «Газер», бывший сильной крепостью, расположен был на высоком холме Телль Джецар, покрытом обширными развалинами, который находится между Екроном (Нав 13:3) и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас. Место Газера, остававшегося до недавнего времени неизвестным с достоверностью, найдено в 1873 г. известным французским археологом Клермоном Ганно, и это открытие нашло признание со стороны других исследователей.
Нав 16:5. Предел сынов Ефремовых по племенам их был сей: от востока пределом удела их был Атароф-Адар до Беф-Орона верхнего [и Газары];
Южная граница удела Ефремова колена, одинаковая с описанной в Нав 16:1−3, обозначена также, начиная с востока; на ней указаны по еврейскому тексту только два пункта: Атароф-Адар, под которым разумеется Атароф, названный во Нав 16:2, и «Вефорон верхний» (см. Нав 10:11). В списках перевода LXX-ти, а согласно с ними в славяно-русском переводе, читается затем название города Газера («и Газары»), перенесенное, вероятно, сюда из Нав 16:3, где по греческому переводу оно не читается. Конечными словами описания южной границы служат, как можно думать, начальные слова Нав 16:6: «потом идет предел к морю», причём описание границы оканчивалось бы также, как и в Нав 16:3.
Нав 16:6. потом идет предел к морю северною стороною Михмефафа и поворачивает к восточной стороне Фаанаф-Силома и проходит его с восточной стороны Ианоха;
Нав 16:7. от Ианоха, нисходя к Атарофу и Наарафу, примыкает к Иерихону и доходит до Иордана;
Нав 16:6−7 содержат описание северной границы Ефремова колена, которое по еврейскому тексту начинается словами «Михмефаф на севере», причем этот город назван подобно Сариду, при описании границы Завулонова колена (Нав 19:10−12), как серединный город на этой границе, от которого идет дальнейшее описание ее. Место Михмефафа, однако, не определено. Из Нав 17:7 видно только, что этот город находился «пред лицем Сихема» (по буквальному переводу с еврейского), т. е. недалеко от Сихема, к северу от которого он и указывается на некоторых картах Палестины. От Михмефафа граница шла на восток к «Фаанаф-Силому», который у Евсевия (под именем Θηναθ) указан в 10 римских милях от Неаполиса (т. е. Сихема) к востоку, на пути к Иордану; согласно с чем местом его признается «Тана» как называются в настоящее время развалины на юго-восток от Наблуса. От Фаанаф-Силома граница шла к «Ианоху», находившемуся на месте развалин, носящих название Ианун, в 2 12 часах пути на юго-восток от Наблуса. После Ианоха граница спускалась «к Атарофу и Наарафу». Первый из них, отличный от Атарофа, указанного во 2 и 5 стихах, находился, вероятно, на склоне гор Ефремовых в направлении к Иорданской долине; но самое место его остается неизвестным. «Наараф» у Евсевия указан в 5-ти римских милях от Иерихона; место его в настоящее время с точностью также не установлено.
Нав 16:8. от Таппуаха идет предел к морю, к потоку Кане, и оканчивается морем. Вот удел колена сынов Ефремовых, по племенам их.
Здесь указывается западная сторона северной границы Ефремова колена. В качестве начального ее обозначения назван «Таппуах», к которому она направлялась из Михмефафа, как видно из Нав 17:7, где сказано относительно границы Манассиина полуколена, соседнего с Ефремовым, что граница шла от Михмефафа «к жителям Ен-Таппуаха». Местоположение этого города не определено. От Таппуаха граница шла на запад («к морю», см. Нав 15:10), «к потоку Кане», под которым с вероятностью разумеется поток, впадавший в Средиземное море между Кесарией и Яффой, в настоящее время носящий название Нар-ель-Кассаб или Фалаик.
Нав 16:9. И города отделены сынам Ефремовым в уделе сынов Манассииных, все города с селами их.
Сверх городов, указанных на границах, Ефремову колену принадлежали еще другие — с их селами в уделе Манассиина колена. Причина этого заключалась, конечно, в том, что доставшийся этому многолюдному колену удел оказался действительно недостаточным. Хотя заявление его в этом отношении было отклонено Иисусом Навином (Нав 17:14−18), но впоследствии оно было, как нужно думать, удовлетворено. Манассиину колену взамен даны были города в уделах Иссахарова и Асирова колена (Нав 17:11).
Нав 16:10. Но [Ефремляне] не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань. [Наконец пришел фараон, царь Египетский, и взял город, и сжег его огнем, и Хананеев и Ферезеев и жителей Газера перебили, и отдал его фараон в приданое дочери своей.]
О Газере см. Нав 16:3. Слова, огражденные скобками «[Наконец пришел Фараон... в приданое дочери своей]» читаются в древнейших и позднейших списках перевода LXX-ти, но отсутствуют в еврейском тексте и перевода блаженного Иеронима. В некоторых греческих списках они отмечены овелом, что показывает, что в еврейском тексте они не читаются. По последнему, как и переводу LXX-ти, эти слова находятся в 3Цар 9:16, откуда, нужно думать, и перенесены в кн. Иисуса Навина для более точного обозначения времени, до которого хананеи продолжали жить в Газере.
Иисус Навин 16 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/6/16/
ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)
Автор: Книга Иисуса Навина непосредственно не называет своего автора. Более чем вероятно, что Иисус, сын Навина, преемник Моисея на посту предводителя Израиля, написал значительную часть этой книги. Последняя часть книги, вероятно, была написана, по крайней мере, одним человеком после смерти Иисуса Навина. Возможно также, что некоторые разделы были отредактированы / скомпилированы после его смерти.
Дата написания: Книга Иисуса Навина, скорее всего, была написана между 1400 и 1370 гг. до н.э.
Цель написания: Книга Иисуса Навина содержит обзор военных кампаний при завоевании обещанной Богом земли. После исхода из Египта и сорокалетнего скитания в пустыне вновь образованная нация была готова войти в Обетованную землю и победить народы, которые занимали эту территорию. Обзор событий, который мы встречаем здесь, дает сокращенную и избирательную подборку многих сражений и то, как земля была не только завоевана, но и как она была разделена на районы обитания колен.
Ключевые стихи: Иисуса Навина 1:6–9: «Будь твердым и стойким! Ты сделаешь эту страну владением сынов Израилевых – Я отдаю им эту страну, как поклялся их отцам! Будь же твердым и стойким! Строго соблюдай и исполняй Закон, который тебе велел соблюдать Мой раб Моисей. Ни на шаг не отступай от этого Закона – и тебе повсюду будет сопутствовать успех. Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех. Я повелеваю тебе: будь твердым и стойким! Не робей и не бойся: с тобою везде будет Господь, твой Бог».
Иисуса Навина 24:14–15: «Бойтесь и чтите Господа, служите Ему верой и правдой. Отвергните всех богов, которым служили ваши предки за Рекою и в Египте, и служите только Господу. Если же вы не хотите служить Господу, то выбирайте прямо сейчас, кому вы будете служить. Богам, которым служили ваши предки за Рекою? Или богам амореев, на чьей земле вы живете сейчас? Но я и весь мой род – мы будем служить Господу».
Краткое резюме: Книга Иисуса Навина продолжает рассказ об израильтянах после исхода из Египта. Книга описывает примерно 20-летний период времени под предводительством Иисуса Навина после помазания его Моисеем. Двадцать четыре главы книги Иисуса Навина можно поделить на следующие группы:
Главы 1–12: вход и завоевание Земли обетованной.
Главы 13–22: указания по распределению Земли обетованной.
Главы 23–24: прощальная речь Иисуса Навина.
Предзнаменования: История блудницы Раав и ее великой веры в Бога израильтян ставит ее в один ряд с другими героями веры из Послания к Евреям 11:31. Это история Божьей благодати для грешников и спасения лишь верой. Самое главное – по благодати Божьей она попала в мессианскую линию родства (Матфея 1:15).
Один из церемониальных ритуалов в Иисуса Навина 5 находит свое идеальное исполнение в Новом Завете. Стихи 1–9 описывают Божье указание о том, что рожденные в пустыне должны быть обрезаны после входа в Землю обетованную. Поступая так, Бог «снял с них египетский позор», что означает, что он очистил их от грехов их прежней жизни. Колоссянам 2:10–12 описывает верующих как обрезанных в своих сердцах Самим Христом, через Которого мы оставили греховную природу нашей прежней жизни без Него.
Бог учредил города убежища, чтобы те, кто случайно убил кого-то, могли там жить, не опасаясь возмездия. Христос является нашим убежищем (Евреям 6:18).
Книга Иисуса Навина содержит важную богословскую тему покоя. Израильтяне, после 40 лет скитаний по пустыне, наконец, обрели покой, который Бог приготовил для них в земле Ханаан. Автор послания к Евреям использует этот пример как предупреждение, чтоб мы не позволили неверию удержать нас от вступления в Божественный покой во Христе (Евреям 3:7–12).
Практическое применение: Одним из ключевых стихов Книги Иисуса Навина является текст в 1:8: «Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех». Ветхий Завет полон историй о том, как люди «забыли» Бога и Его Слово и понесли ужасные последствия. Для христианина Слово Божье является источником жизненной силы. Если пренебречь ним, наша жизнь пострадает. Но если мы будем принимать близко к сердцу принцип из вышеупомянутого стиха, то будем совершенны и достойны находиться в Царстве Божьем (2 Тимофею 3:16–17), и увидим, что Божьи обетования в книге Иисуса Навина 1:8–9 станут также и нашими.
Иисус Навин является примером преимуществ достойного наставника. В течение многих лет он оставался рядом с Моисеем. Он наблюдал за тем, как тот почти безупречно следовал за Богом. Он научился молиться от Моисея. Он научился послушанию от Моисея. Очевидно, что Иисус Навин также получил негативный пример, который стоил Моисею входа в Землю обетованную. Пока ты жив – ты наставник. Кто-то наблюдает за тобой. Какая-то молодая особа или кто-то, на кого вы имеете влияние, видит, как вы живете и как поступаете. Кто-то учится от вас. Кто-то будет следовать вашему примеру. Наставничество – это гораздо больше, чем слова, произносимые наставником. Его жизнь говорит значительно больше.