Найти в Дзене
Проект SFERA Live

"Ядерная" космическая программа, Дмитрий Баканов и куда он приведёт русский космос?

Оглавление

Подписывайтесь на наш премиум, именно благодаря ему выходят эти статьи.

Про Баканова за последнее время написано достаточно, но мы автобиографию обойдём стороной и сосредоточимся на других, куда более интересных моментах, как ни странно, проблемах, старых и системных, упомянутых несколько часов назад Путиным на встрече с молодым гендиректором «Роскосмоса». И двух индикаторах работы последнего, которые всегда будут у нас с вами на виду.

Пан или пропал

О том, что российская космическая отрасль оказалась на перепутье, я писал в прошлой статье. С одной стороны, есть свежие и перспективные разработки, с другой стороны, как воздух требуются прорывные продукты, которые обеспечат конкурентное преимущество на долгие годы. А между делом надо не растерять имеющийся темп работы. И кто бы что ни говорил, но в плане качества и компетентности персонала у «Роскосмоса» полный порядок.

Ведь важнейшим индикатором состояния компании является безаварийность пусков, а ещё их количество. Почему так происходит?

Ракета-носитель — это машина, которая имеет минимальный запас по прочности. Она практически всегда работает на пределе. Если не на 100, то на 98% своих возможностей. И это не злой умысел, просто так надо, каждый процент к запасу прочности приходится отнимать от массы полезной нагрузки, выводимой на околоземную орбиту. И, как вы понимаете, в такой машине все должно быть идеально. Любой огрех в микроэлектронных компонентах, программном обеспечении, топливопроводах, качестве топлива, двигателях и другой периферии мгновенно и молниеносно отразится на способности штатного старта. 

Динамические нагрузки, испытываемые всеми упомянутыми системами в момент старта, — это сущий кошмар для каждого инженера. Именно эти динамические нагрузки разрушают раз за разом Starship Илона Маска. Любая, даже малейшая неточность при сборке, и трубопроводы, находящиеся под давлением в сотни атмосфер, мгновенно стираются до дыр и разрушаются, приводя к непредсказуемым последствиям. 

Потому отрадно видеть, что заданные ещё Рогозиным стандарты входного контроля не растерялись. Так что «Роскосмос» очень сильно отличается от любой другой российской компании тем, что его результат работы всегда на виду. И поддержание набранного темпа — это одна из самых базовых задач 39-летнего Баканова на новом посту.

Для сравнения, даже в авиации всё проще, там нагрузки в стандартном случае составляют около 70-75% от расчётных. Кстати, именно по этой причине нельзя взять автомобильный поршневой двигатель и запихнуть его в самолёт. В автомобиле двигатель спроектирован так, чтобы работать под длительной нагрузкой процентов в 40% от номинала, а в самолётах — озвученные 70-75%. И перегрев — самое безобидное, что может стать с таким двигателем, подвергающимся нерасчётным нагрузкам. 

Если ситуация с качеством вполне понятна, то в плане количества виден явный застой. Количество ежегодных пусков уже долгое время сохраняется примерно на одном уровне. И «коммерциализация», очевидно, призвана выправить ситуацию. 

На встрече с главой «Роскосмоса» Путин упомянул крайне важный момент относительно задач, поставленных перед Бакановым.

Как тебе такое, Илон Маск?

Во время встречи с президентом в голосе молодого гендиректора читалось волнение, что объяснимо. В таком формате с президентом он ещё не встречался. Но в то же время было заметно ещё кое-что. 

Следует понимать, что Баканов — это человек, который начинал свою карьеру с частного банковского сектора. Можно сказать, в самой гуще капиталистических преобразований страны. То есть, будучи вполне успешным экономистом-аналитиком, сводить дебит с кредитом он умеет очень хорошо. На это намекнул Владимир Путин, на что получил ответ от собеседника:

«Компания [«Гонец»] занимается спутниковой группировкой и для передачи пакетных данных входит в контур госкорпорации «Роскосмос», и мы смотрим, какие моменты можно было бы улучшить в деятельности. После этого я работал в Министерстве транспорта, где активно занимался внедрением навигационных технологий на базе спутниковой группировки ГЛОНАСС. И за последние 2 года нам удалось увеличить рост выручки компании ГЛОНАСС в 3 раза».

То есть результаты весьма недурные. Коллеги же отзываются о нем как о фанате своего дела. Так, Олег Химочко, бывший коллега и первый замглавы компании «Спутниковая система «Гонец», высказался следующим образом: 

«Грамотный, вдумчивый, порядочный, трудоголик до мозга костей и энергичный. Думаю, что такие люди нужны стране и «Роскосмосу». <…> Государственник, порядочный человек, нацелен на результат, а не на процесс».

«Знаю его как очень толкового специалиста и порядочного человека», — сказал Дмитрий Рогозин и поздравил нового главу госкорпорации.

Также поясняется, что с космосом связана ещё детская мечта Дмитрия Баканова. Говоря о его личностных и профессиональных качествах, можно провести некоторые параллели.

-2

Космический генерал

По своему образу и компетенциям Баканов больше похож на мятежного Андрея Белоусова, который как-то навёл знатного шороху в экономическом блоке страны в 2018 году. 

Но если судить по тем позициям, что Баканов занимал в предыдущие годы, то вспоминается только чёрный кардинал российской атомной отрасли Сергей Кириенко, под руководством которого «Росатом» подминал под себя мировой рынок атомной энергетики.

В числе главных задач на встрече с президентом были упомянуты спутниковые группировки, коммерциализация космоса, развитие всего семейства носителей и космодромов, а также «ядерная космическая программа». Да, та самая, которую некоторые персонажи в России и за рубежом успели закопать и заявить, что «не шмогли в «Роскосмосе». А тут оно вон как оказывается, не только буксир, но ещё и целая «программа».

Ну и конечно же, стоит понимать, что молодой и харизматичный лидер на такой позиции оказался не случайно. На вид очень хорошо просматривается заданная с самого верха тенденция на омоложение кадров. Баканов — это своего рода российский ответ на авантюрного и в определённой мере неконтролируемого Илона Маска. Такая своего рода заявочка с претензией. 

Налаживать связи с частным бизнесом в космосе поставили убеждённого государственника, который весьма хорошо ориентируется в экономике благодаря тому, что начинал он аналитиком/стратегом в банковской сфере. 

По результатам его работы будет видно справился или нет. О двух основных индикаторах уже было сказано. А если немного пофантазировать, и в обозримой перспективе «Роскосмос» перестанет быть дотационной компанией, то это будет неоспоримым успехом. На сегодняшний день в мировой космической отрасли таких компаний нет.

Инвестируйте в российские Дирижабли нового поколения:

https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG

Автор:

kogman