Найти в Дзене

Почему даже единая религия не спасла Пакистан от раскола?

Бангладеш сегодня — это одна из самых неожиданных историй успеха в Азии. Страна, которая после обретения независимости в 1971 году долгое время ассоциировалась с нищетой и голодом, сумела преодолеть наследие колониального и постколониального угнетения. Но путь к суверенитету был кровавым и сложным. В этой статье не буду говорить об экономических достижениях современного Бангладеш. Вместо этого разберёмся, почему Восточный Пакистан, несмотря на общую религию и историю, так и не смог ужиться с Западным Пакистаном. Что привело к одному из самых кровавых расколов в истории Южной Азии? На бумаге Пакистан после раздела Британской Индии в 1947 году был единым государством. Но на практике Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) быстро превратился в экономическую колонию Западного Пакистана. Несмотря на то, что Восточный Пакистан генерировал 62% экспортных доходов страны (в основном за счёт джута и чая), 75% бюджета тратилось на развитие западной части. Результат? В то время как в Карачи и Лахоне с
Оглавление

Бангладеш сегодня — это одна из самых неожиданных историй успеха в Азии. Страна, которая после обретения независимости в 1971 году долгое время ассоциировалась с нищетой и голодом, сумела преодолеть наследие колониального и постколониального угнетения. Но путь к суверенитету был кровавым и сложным.

В этой статье не буду говорить об экономических достижениях современного Бангладеш. Вместо этого разберёмся, почему Восточный Пакистан, несмотря на общую религию и историю, так и не смог ужиться с Западным Пакистаном. Что привело к одному из самых кровавых расколов в истории Южной Азии?

Экономическая эксплуатация: когда Восток кормил Запад

На бумаге Пакистан после раздела Британской Индии в 1947 году был единым государством. Но на практике Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) быстро превратился в экономическую колонию Западного Пакистана.

Несмотря на то, что Восточный Пакистан генерировал 62% экспортных доходов страны (в основном за счёт джута и чая), 75% бюджета тратилось на развитие западной части. Результат? В то время как в Карачи и Лахоне строились дороги и фабрики, Дакка и Читтагонг оставались заброшенными.

-2

Но экономическое неравенство — это ещё не всё. Зарплаты на Западе были на 32% выше в конце 1950-х и на 61% выше к концу 1960-х. Восточные пакистанцы практически не допускались на высокие должности в госаппарате и армии. Даже при том, что население Востока было больше, власть оставалась в руках западной элиты.

Социальное и культурное подавление

Западные пакистанцы смотрели на восточных свысока. Бенгальцы веками жили в гармонии с индуистами, перенимая элементы их культуры. Мусульмане Восточного Пакистана праздновали Дурга-пуджу, пели бангла-гиты на праздниках и говорили на языке, который был ближе к санскриту, чем к урду.

Для западной элиты это было предательством истинного пакистанского духа. Они считали бенгальцев ненастоящими мусульманами — слишком мягкими, слишком терпимыми, слишком «индуизированными».

Но настоящий взрыв произошёл из-за языкового вопроса.

Языковой вопрос: урду против бенгали

В 1948 году правительство Пакистана объявило урду единственным государственным языком. Но проблема в том, что на нём говорили только 7% населения, в основном — западная элита. В то время как 56% пакистанцев использовали бенгали.

Это решение вызвало Бенгальское языковое движение. В 1952 году в Дакке прошли массовые протесты. Полиция открыла огонь, погибли люди. Но бенгальцы не сдались — и в итоге язык получил официальный статус. Но обида осталась.

Политическая изоляция: почему бенгальцев не пускали во власть

Политическая система Пакистана была устроена так, чтобы бенгальцы никогда не получили реальной власти.

  • Столица находилась в Западном Пакистане (сначала в Карачи, потом в Исламабаде).
  • Армия и чиновничий аппарат контролировались западными пакистанцами, в основном пуштунами и пенджабцами.
  • В 1962 году военный диктатор Айюб Хан отменил выборы, чтобы не допустить усиления бенгальских партий.

Но последней каплей стали выборы 1970 года.

Выборы-1970

На первых свободных выборах в истории Пакистана Авами Лига (партия бенгальского лидера Шейха Муджибура Рахмана) получила абсолютное большинство. По логике, он должен был стать премьер-министром всей страны.

Но западные элиты во главе с Зульфикаром Али Бхутто убедили генерала Яхья Хана аннулировать результаты. Когда в марте 1971 года отменили заседание Национальной ассамблеи в Дакке, улицы Восточного Пакистана взорвались протестами.

Операция «Прожектор»

25 марта 1971 года пакистанская армия начала операцию «Прожектор» — плановое уничтожение бенгальской интеллигенции, студентов и активистов.

  • За неделю убили более 30 тысяч человек.
  • Половина Дакки бежала в деревни.
  • Начались массовые изнасилования (по разным оценкам, от 200 000 до 400 000 жертв).

Этот геноцид стал точкой невозврата. Бенгальцы взялись за оружие. Началась Война за независимость Бангладеш, которая завершилась 16 декабря 1971 года победой при поддержке Индии.

Что в итоге?

Независимость Бангладеш не была подарком истории — она была завоёвана ценой крови. И главный урок этой истории в том, что никакая общая религия или идеология не могут склеить страну, если одна её часть систематически угнетает другую.

Если бы Западный Пакистан не относился к Восточному как к колонии, возможно, сегодня на карте мира всё ещё была бы единая страна. Но история не знает сослагательного наклонения.

Если статья была полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на мой телеграм-канал — там больше остросоциальных тем, обсуждений и контента, который не всегда попадает в блог.