795 год, Россия. Хазарский каганат подчиняет славян по Днепру и основывает Киев. Северные славяне - вятичи, живущие в лесах бассейна реки Оки, отказываются признать власть хазар. Вместо пушнины вятичи отдают послам деревянные топоры как объявление войны. И каган отправляет 2 000 конницы во главе с генералом Алп Тарханом, чтобы наказать непокорное лесное племя.
Хазарская армия покинула Семендер и двинулась на север. На границе Степи и Леса в районе нынешнего Ельца, к армии тархана присоединилось киевское войско тубуна Ибузяра из предыдущей главы (оглавление в конце) и проводники. Хазары вошли в тайгу, чтобы найти и спалить вятские поселения. И эту тайгу Алп Тархан возненавидел с первого дня.
Тархан - прославленный полководец и отважный воин, победивший многих врагов Хазарского каганата за 27 великих лет. Он штурмовал Дербент, бил арабов в Персии, бил мадьяр в верховьях Итиля, бил сельджуков там, где белеет соль. Тархан видел блеск арабских доспехов, слышал рев мутафиров, выводящих на поле битвы десятки тысяч. Гордые эмиры стояли на коленях перед ним, читая суру в последний раз.
А сейчас каган заставляет его гоняться за немытыми варварами и копаться в грязи. В Степи всадник знает приметы. Видит нужные тени там, где опускается небо, замечает, куда смотрит солнце и откуда дует ветер. Он видит врага лицом к лицу и встречает смерть открытыми глазами. В лесу ничего не понятно и все бессмысленно. Тархан говорил, что воевать в лесу нельзя. Но кагана разъярили эти вятичи, и он не послушал его.
Чем дальше на север, тем гуще становился лес. Хазары шли медленно, оставляя знаки и запоминая повороты, чтобы вернуться. Тропа привела их к первой засеке, исчезая далее в щели наваленных горой деревьев. - Над засекой хотя бы видно небо - подумал тархан. - В лесу листья гасят солнце, превращая власть света в мерцание лучей и теней. Сжечь бы чертов лес вместе со всеми вятичами. Его создал демон Гилан, чтобы вредить людям!
Проход в славянской засеке был в ширину коня, а по краям болото. Поэтому на разбор засеки для конницы и обоза ушло 2 часа, а через 10 минут дальнейшего движения дозор вскинул вверх знамя, тропа оборвалась. - Не повернуть ли нам обратно? - спросил тархан Ибузяра. - Нет повелитель, это варварская уловка. Славяне как лесные зайцы, что перед лежкой делают длинный прыжок. Мы близко, я поведу.
Ибузяр поскакал в голову колонны и махнул рукой, войско двинулось дальше, ломая молодую чащу из калины, кленов и лип. Вдруг раздались звонкие щелчки, и мимо наместника пронеслось что-то, послышались крики и несколько воинов рухнули вниз, толстые стрелы с деревянными крылышками торчали из них. Хазары отпрянули, доставая мечи.
Но проводники знаками показали на землю - там торчали вбитые колышки, через кольца проходили волосяные веревки, спрятанные в траве и уходили в листву. Там нашли десяток закрепленных луков, и когда веревки обрывались, они спускали тетивы и пускали стрелы в просветы меж деревьев.
Хазары злобно изрубили славянскую выдумку, но дозорам пришлось спешиться и вести в поводья коней, изучая землю под ногами. Но один плохо смотрел, раздался громкий треск, и большое бревно с вбитыми кольями упало сверху, разнося голову. Тархан приказал срубить длинные шесты и прощупывать землю впереди себя.
После молодой чащи открылась поляна и секрет пропавшей тропы. Это не вятское городище, но на поляне стояли славянские боги, окруженные оградой из жердей, рунами на камнях и кострищем в центре.
Ибузяр подскакал к тархану: - Их лучше обойти, боги варваров сильны, повелитель! Я слышал их Бога, он сжег целую деревню. Раз есть святилище, значит поселение близко! Пойдем к нему!
Но Алп Тархан так не считал, Ибузяр слишком много лун провел среди славян, вот и стали мерещиться всякие чудеса. Презренные языческие боги! Боги, которых можно увидеть глазами, ощупать руками - это мерзкая скверна! Хазары знали истинного бога, единого, что сотворил землю и небо, отделил от тьмы свет, камень от воды, что управлял вселенной.
Истинный бог не имеет лика, - смертным грехом, оскорблением бога считается идол, и любая попытка нарисовать его. В своем величии единый бог запрещает людям искать его в видимых глазом предметах. Имя Бога - Яхве, и он наделил хазар правом править и отнимать, дал право другим народам служить хазарам, как служит скот на ферме!
С насмешкой хазары смотрели на глупых богов бессильных славян, которые живут в лесу, как грязные свиньи. Тархан подъехал и хлестнул плетью одноглазого истукана, что называли Стрибогом. На остальных навалились воины и скоро славянские боги были разрублены в куски. Проводники испуганно молились и поднимали руки к небу, но небо молчало и хазары весело смеясь, поехали дальше.
Тубун оказался прав, пропавшая тропа после капища вернулась, а затем деревья расступились, открылось огромное поле, отвоеванное у тайги. Посереди зеленого ковра растущей пшеницы стоял вятский город Спашь, окруженный высоким частоколом и рвом.
Со всех ног к его мосткам и воротам неслись женщины, дети и старики. Заметив чужаков выходящих из леса, раздался протяжный рев рога гигантского тура закрепленного на башне, вспыхнул сигнальный огонь и столб черного дыма поднялся в небо.
ДАЛЬШЕ: глава 4 (скоро) I Оглавление ниже:
Подписывайтесь на Телеграмм Лукинского - анонсы всех статей и другое