Найти в Дзене
JLR Select

ТОП 10 китайских автобрендов, которым не выжить в России в 2025 году [лонгрид]

После массового ухода западных автопроизводителей в 2022 году рынок наводнили новые китайские марки. За последние два года много новичков пришли, но не все прижились. По регистрациям видно, что интерес к ряду брендов резко упал к концу 2024-го. Поговорим о десяти таких марках из Поднебесной – почему спрос на них рухнул и почему, скорее всего, к концу 2025 года они исчезнут с горизонта. Бренд VGV ворвался к нам лишь во второй половине 2024 года с планами завезти пару тысяч кроссоверов. Локальное производство в Республике Белорусь, специальная адаптация продукции для Росси и бывшая команда из дистрибьютера Хонда - звучит, как заявка на серьезные объемы продаж. Но по факту вышел пшик: в октябре оформили 60 машин, в ноябре уже только 17, в декабре – 32. То есть после первой партии интерес быстро сошёл на нет. В итоге имеем на бумаге 164 проданных авто за 2024 год и прогноз меньше 2000 штук на 2025-й – смешные цифры для рынка. Попросту нет критической массы доверия. Внутренних инвестиций 
Оглавление

После массового ухода западных автопроизводителей в 2022 году рынок наводнили новые китайские марки. За последние два года много новичков пришли, но не все прижились. По регистрациям видно, что интерес к ряду брендов резко упал к концу 2024-го. Поговорим о десяти таких марках из Поднебесной – почему спрос на них рухнул и почему, скорее всего, к концу 2025 года они исчезнут с горизонта.

VGV – громкий старт и тихий финиш

VGV - логотип
VGV - логотип

Бренд VGV ворвался к нам лишь во второй половине 2024 года с планами завезти пару тысяч кроссоверов. Локальное производство в Республике Белорусь, специальная адаптация продукции для Росси и бывшая команда из дистрибьютера Хонда - звучит, как заявка на серьезные объемы продаж.

Но по факту вышел пшик: в октябре оформили 60 машин, в ноябре уже только 17, в декабре – 32. То есть после первой партии интерес быстро сошёл на нет. В итоге имеем на бумаге 164 проданных авто за 2024 год и прогноз меньше 2000 штук на 2025-й – смешные цифры для рынка. Попросту нет критической массы доверия.

Внутренних инвестиций тоже не видно: дилеры не тратятся на рекламу, не расширяют сеть. Скорее всего, распродадут остатки и свернутся тихонько, пока совсем не увязли в убытках.

Skywell – электрический пузырь лопнул

Skywell лого
Skywell лого

Электрический бренд Skywell подавал большие надежды в начале. Ещё в 2023 году продали около 300 машин, но за 2024-й еле дотянули до 210, да и те в основном в начале года. В конце года продажи фактически остановились – в ноябре и декабре по 8 машин на всю страну. Это уже не бизнес.

Мы видим, как закрываются их шоу-румы: в Питере, Москве дилерские центры Skywell уже опустели. Оставшиеся дилеры дорабатывают последние месяцы по контракту – и всё, бренд сворачивает деятельность. Представители Skywell прямым текстом признали, что планов развивать продажи в России больше нет. Почему так вышло? Клиенты жалуются, что электрокроссовер Skywell ET5 получился дорогим и сырым: батарея быстро теряет заряд на морозе, прошивки глючат, а чинить некому. Запасных частей нет в наличии – банально, даже разбитое стекло приходится ждать из Китая.

-6

Слабая дилерская сеть и низкое доверие к новой марке добили интерес покупателей. В итоге спрос упал до нуля, и Skywell фактически уже ушёл с рынка, не выдержав конкуренции и реалий нашего климата.

Forthing – нет своих фишек и поддержки

Forthing лого
Forthing лого

Марка Forthing – это пятое по счету присутствие продукции Dongfeng в России, которое попыталось зайти как отдельный бренд с кроссовером T5 EVO и парой моделей. Начали бодро: в первой половине 2024 года продажи росли, в июле собрали даже 285 машин. Более того, наладили крупноузловую сборку на заводе в Калининграде и немного снизили цену. Казалось бы, вот он успех.

Бренды Dongfeng в России:

  1. Evolute
  2. Oting
  3. Voyah
  4. DFSK
  5. Forthing

Но к осени интерес пошёл на спад: 82 машины в октябре51 в ноябре35 в декабреПочему падение? Конкуренты – те же Chery или Haval – предлагают за те же деньги более узнаваемый бренд и проверенную репутацию. Forthing же для большинства неизвестный бренд без медийной поддержки — дилеров мало и в основном в регионах, в крупных городах бренд слабо представлен, реклама почти не заметна. Запчасти опять беда: хоть сборка локальная, но складов деталей не налажено – жди, пока пришлют, например, бампер или фару. В итоге даже низкая цена не спасает: народ боится, что завтра этот Forthing исчезнет, и останешься с «однодневкой». Без денег на продвижение и развития сервиса Forthing не выйдет из тени – видимо, марка тихо сойдёт на нет в 2025 году, уступив место более сильным игрокам.

MG – второе пришествие не задалось

MG Logo
MG Logo

Знаменитый британский бренд MG, ныне китайский, уже пытался покорить Россию во второй раз. В 2024 году дистрибьютор строил наполеоновские планы: мечтал занять 1,5% рынка и продать около 10 тысяч авто. А по факту – около 600 машин за год.

-10

Что пошло не так? Во-первых, отсутствие доверия: у многих в памяти MG уже был и пропал, зачем снова ввязываться? Во-вторых, MG позиционирует себя как «не самый дешёвый, но качественный». Цена на седан MG5 или кроссовер MG ZS вышла ближе к раскрученным конкурентам, а почему я должен брать именно MG – непонятно. Узкая дилерская сеть тоже сыграла роль: в регионах MG почти не найти, а в крупных городах все лавры забрали другие марки. В нашем сервисе машин MG практически не видим – их настолько мало, что владельцы рассредоточены. Те немногочисленные клиенты, кто пришёл, жалуются на трудности с обслуживанием: запчасти нужно заказывать заранее, ждать недели. Представьте, человеку крыло помяли, а официалам ждать поставки – проще на разборках искать или колхозить. Неудивительно, что к октябрю-ноябрю продажи шли слабо (37 шт. в ноябре). Лишь в декабре дистрибьютор резко выгрузил почти 200 машин – видимо, распродали склад с большими скидками, чтобы цифры подтянуть.

Но это разовая акция, а не признак успеха. Без системной работы MG не удержится: низкий спрос и неудовлетворенность сервисом не дадут им перспектив. Если чудом в 2025 году MG не вложится серьёзно в сеть и доверие клиентов, то к концу года снова свернёт удочки в России.

Evolute – не взлетело, хотя крылья делали здесь

Evolute Logo
Evolute Logo

Evolute – единственная из списка вроде как российская марка, но по сути тоже «китаец», только локальной сборки. Проект запускали с помпой: первые отечественные электромобили, сборка в Липецкой области, господдержка, субсидии.

Модельный ряд Evolute
Модельный ряд Evolute

В 2023-м продали чуть более 2000 штук – терпимо для старта. Но в 2024-м вместо роста падение до 1575 машин. Причины мы видим собственными глазами: покупателя на дорогой электромобиль днем с огнем не найдешь. Без субсидии ценник Evolute не конкурентоспособен – 3–4 млн руб за компактный EV мало кто отдаст, когда за эти деньги полно бензиновых кроссоверов.

Те, кто взяли по госпрограмме со скидкой, заезжают к нам иногда на ТО и делятся: зарядок не хватает, зимой запас хода сильно проседает, а по мелким поломкам у дилера запчастей нет в наличии. Сервис Evolute есть только в крупных городах, да и там специалисты еще учатся на ходу. В итоге народ смотрит косо: пока эти машины – экзотика на наших дорогах, уступающая даже подержанным «Теслам». Инвесторы тоже не резиновые: проект убыточный, склады забиты непроданными авто. Если государство перестанет доплачивать покупателям и потребует локализовать производство по полной, заводу вообще туши свет – не вытянут по деньгам. Эксперты прямо говорят: если продажи не вырастут, проект проще закрыть, чем дальше сжигать деньги. Скорее всего, так и случится – новые модели обещают, но верится с трудом. К концу 2025-го Evolute, вероятно, останется только в истории как неудачная попытка сделать «русский электромобиль».

Кто останется, а кто исчезнет к концу 2025 года?

-15

Реалии таковы, что российский авторынок 2025 уже не резиновый: китайских машин полно, и конкуренция между ними жестче, чем когда-либо. Выживут только те бренды, которые сумели завоевать репутацию, наладить сервис и привлечь достаточное число клиентов. А перечисленные пять – увы, явные аутсайдеры. Можно прогнозировать, что к концу 2025 года их либо совсем не останется в продаже, либо они превратятся в редких экзотов на вторичном рынке.