Представьте: хрупкая женщина в пачке, чьё имя стало синонимом русского балета, в детстве копала червей для рыбалки и лазила по деревьям вместо игр в куклы.
Да-да, Галина Уланова - та самая «небесная Джульетта» - начинала как настоящий сорванец. И если бы не родители-балеруны, возможно, мы бы знали её как капитана дальнего плавания. Но судьба, как злой хореограф, закрутила её в пируэте истории - и мир получил гения, которому аплодировали даже королевские особы.
Детство: Балетный станок вместо лука и стрел
Галина появилась на свет 8 января 1910 года в Санкт-Петербурге в семье артистов Мариинки. Её отец, Сергей Уланов, мечтал о сыне, поэтому воспитывал дочь как мальчишку: рыбалка, стрельба из лука, лазанье по деревьям. «Я предпочитаю сети куклам!» - заявляла она соседским девочкам. Но в 9 лет детство закончилось: Галю отдали в Петроградское хореографическое училище.
Мать, Мария Романова, стала её первым педагогом. Жёсткая дисциплина, холодные залы и обмороки одноклассниц - так начинался путь будущей легенды. «Жизнь балерины - это „должна“ и „нельзя“», - позже скажет Уланова. Но именно мать заложила в неё ту самую «стальную грацию», которая позже покорит мир.
Карьера: От Флорины до Джульетты, или Как Ленинград потерял свою звезду
1928–1944: Взлёт в Мариинке
В 18 лет Уланова дебютировала в «Спящей красавице» как принцесса Флорина. Уже через год она танцевала Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», а к 30-м годам стала лицом ленинградского балета. Её Жизель в одноимённом спектакле называли «вершиной трагедийного танца» - сцена сумасшествия героини доводила зрителей до слёз.
Но настоящим триумфом стала Джульетта в «Ромео и Джульетте» Прокофьева (1940). Критики писали: «Она не танцует - она проживает каждое движение». Партнёр Константин Сергеев вспоминал: «Галина превращала технику в дыхание».
Война и эвакуация: Балет вместо пуль
Во время блокады Ленинграда Уланова выступала в госпиталях Перми, Свердловска, Алма-Аты. В Казахстане её даже удостоили звания народной артистки Казахской ССР (1943). Но в 1944-м случилось неожиданное: балерину «по решению сверху» перевели в Большой театр. «Я бы не ушла из Ленинграда добровольно», - признавалась она позже.
Москва и мировая слава: 46 лет - не предел
В Большом театре Уланова засияла ещё ярче. Её Жизель, Золушка и Мария в «Бахчисарайском фонтане» стали эталонами. В 46 лет она покорила Лондон: после её выступления в «Жизели» зал аплодировал стоя, а принц Филипп лично выразил восхищение. Британцы писали: «Такого не было со времён Павловой!».
Личная жизнь: Любовь под звуки фуэте
Увы, за кулисами её ждали не овации, а одиночество. Первый муж, режиссёр Юрий Завадский, стал скорее другом, чем спутником. Роман с Константином Сергеевым, её Ромео, рассыпался после переезда в Москву. Иван Берсенев, ради которого она стала «второй женой», умер через два года. Последний муж, художник Вадим Рындин, спился - Уланова выгнала его, захлопнув дверь.
Детей у неё не было. «Материнство и балет несовместимы», - внушили ей родители. Под старость она нашла утешение в дружбе с журналисткой Татьяной Агафоновой, ставшей ей «приёмной дочерью». Но и Татьяна умерла раньше - последние годы Галина Сергеевна провела одна.
Образ жизни: Пуанты вместо дивана
Даже в 80 лет Уланова сохраняла вес 49 кг и делала утреннюю гимнастику. Её ученики поражались: «Она двигалась, как 20-летняя!». Она носила кружевные перчатки (привычка с царских времён) и жила в квартире на Котельнической набережной среди мебели родителей - без машин, дач, роскоши. «Главное богатство - мои ученики», - говорила она.
Смерть: Последний па
21 марта 1998 года Уланова умерла после двух инсультов. Говорят, перед смертью она сожгла свои записки - мир так и не узнал её откровений. Похоронили её на Новодевичьем кладбище, а в квартире открыли музей.
Память: Она всё ещё в танце
Её имя носят улицы, астероид, тюльпаны и сирень. Памятники в Петербурге и Стокгольме, зал в Большом театре - но главное, её дух жив в учениках: Максимовой, Васильеве, Цискаридзе. Как сказал Рихтер: «Она создала мир человеческой духовности».
__________________________
Интересные факты: Не только балет
- Сталин и перчатки: Вождь приглашал её в кремлёвский кинотеатр, а она... стеснялась сидеть рядом с ним.
- Костюм из кимоно: Для «Красного мака» ей сшили платье из подарка китайского актёра Мэй Ланьфана.
- Тайна записок: Уничтожила ли она мемуары? Мы никогда не узнаем.
Галина Уланова - женщина, превратившая балет в поэзию движения. Она жертвовала любовью, семьёй, но подарила миру искусство, которое трогает даже тех, кто далёк от театра.
Если статья задела струны души - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Если есть желание можно поддержать канал монетой - 50 рублей на развитие.