Впервые я узнала об этом народе из книги В. А. Обручева «Земля Санникова». Эта книга настолько меня впечатлила, что я перечитывала её множество раз.
Тогда я думала, что это всего лишь фантастический роман, и такие истории не могут происходить в реальности. Мне казалось, что никто не может жить в холодной Арктике, на далёких островах. К тому же, остров, который в книге назван «Землёй Санникова», так и не был обнаружен.
Но я ошибалась. Онкилоны действительно существовали, и, вероятно, Земля Санникова тоже была когда-то реальностью. Ведь если учесть, что за последние 100 лет уровень Мирового океана поднялся на 17 сантиметров, а за последние три века этот результат, скорее всего, нужно умножить как минимум на три, то можно предположить, что раньше уровень воды в океане был гораздо ниже.
Учитывая сейсмоактивность в районе Новосибирских островов и тектонические процессы внутри земной коры, из-за которых поверхность земли постоянно поднимается и опускается, можно предположить, что место, где сейчас находится Банка Санникова, могло быть островом всего двести-триста лет назад. Именно этот остров и увидел русский купец Санников. Об этом я уже писала в одной из моих статей (ссылки под этой статьёй).
Если онкилоны — это реальный народ, проживавший на Севере, то куда он делся?
Кто такие онкилоны?
Благодаря книге и фильму под названием «Земля Санникова» онкилоны стали очень известными. Они превратились в легендарный и в то же время загадочный народ, который жил на побережье Северного Ледовитого океана, а затем бесследно исчез. Как такое могло произойти?
Интересно, что береговые чукчи называют себя «анк’алъыт», и это слово очень похоже на название «онкилон». В переводе с чукотского это означает "морской народ" или "береговые люди". Они ушли с насиженных мест в начале XVII века. У чукотских народов существует легенда, в которой поясняются причины исчезновения онкилонов.
Легенда об онкилонах
В 1824 году эта легенда была записана мореплавателем и полярным исследователем Ф. П. Врангелем, и в ней говорится, что некогда онкилоны занимали обширные береговые территории от Шелагского мыса до Берингова пролива.
В результате конфликта с чукчами, онкилоны были вынуждены покинуть свои родные земли и искать убежище на островах Северного Ледовитого океана.
Согласно народному преданию, вождь онкилонов Крехай убил предводителя оленных чукчей Еримма, что вызвало гнев его сына. Крехай был вынужден долго скитаться, пока не нашёл убежище на острове Ир-Кайпи (сейчас мыс Кожевникова), где он обосновался. Однако молодой чукча Еррим, стремясь отомстить за смерть отца, разработал план проникновения на остров. Но мститель убил не самого Крехая, а его сына. Крехай ночью покинул остров на лодке, отправившись в открытое море.
Первоначально он обосновался на острове Шалаурова, и там смог собрать всех представителей онкилонов, рассеянных чукчами. Вместе со своим народом он направился к неизвестному острову, который был виден с мыса Якан. Позднее на этот остров самостоятельно переселились дополнительные группы онкилонов с территории Чукотки. (Думаю, этот сюжет и послужил основой для написания книги В. А. Обручевым).
Что ещё известно об онкилонах?
Адмирал и полярный исследователь Ф. П. Врангель считал, что онкилоны отличались от чукчей. Отличие было не только внешним, например, в одежде, но и в языке. Язык онкилонов довольно сильно отличался от языка оленных чукчей-кочевников. Однако он не сильно отличался от языка оседлых береговых чукчей. Отличие прослеживалось и в жилищах. Онкилоны строили покрытые землёй полуземлянки на каркасе из китовых рёбер. У береговых чукчей каркас тоже строился из рёбер или челюстей кита, но покрывают они его моржовыми шкурами (яранги).
Российский мореплаватель и исследователь И. И. Биллингс считал, что язык онкилонов имеет сходство с языком кадьякских аллеутов - родственного народа с народом Гренландии.
Неизвестная земля, куда отправились онкилоны
Существование онкилонов подтверждается многочисленными находками их заброшенных жилищ на побережье Северного Ледовитого океана. Согласно легенде, онкилоны отправились с мыса Якан в определённом направлении в начале XVII столетия. Врангель решил пойти по их следам в надежде найти их, но так и не достиг острова, который теперь носит его имя — остров Врангеля.
Исследователь А. Э. Норденшельд обнаружил в вечной мерзлоте близ посёлка Рыркайпий многочисленные находки: от скребков и ножей, сделанных из кости, до топоров, и наконечников стрел. Он считает, что эти изделия принадлежали некогда онкилонам, покинувшим эти земли. Учёный считал, что онкилоны, родственные эскимосам обитают за мысом Дежнёва. Эта мысль была поддержана ещё двумя исследователями: Г. Меновщиковым и Г. Хартвигом.
Но есть и другие исследователи, которые считают, что народ, который увёл Крехай - это не онкилоны, а всё те же береговые чукчи. И они просто переселились западнее от Чукотки.
Исследователь А. М. Кондратов считает, что онкилоны близко родственны эскимосам или юкагирам. Об этом он говорит в своей книге «Была земля Арктида». Однако, по легенде, Крехай занимался оленеводством, а это занятие не свойственно для эскимосов, и поэтому онкилоны по роду деятельности оказались более близкими к береговым чукчам.
Ф. Х. Плениснер, основываясь на информации, полученной от представителей чукотского народа, ещё до экспедиции Врангеля картографировал остров, который впоследствии был назван Землёй Тикеген. Он отметил, что на этом острове проживали «люди хрохай».
Некоторые учёные предполагают, что этноним «хрохай» может иметь этимологическую связь с именем «Крэхой». Также существует гипотеза о том, что хрохаи могли быть идентичны онкилонам.
Чукчи уверены в том, что некогда на их земле проживали онкилоны. Некоторые исследователи, например, В. В. Глушков, считают, что онкилоны переселились на Новосибирские острова, где было немного теплее из-за тектонических процессов в этой области. Западнее острова Котельный находилась огромная, незамерзающая полынья. Но затем климат изменился, стало холоднее, и онкилоны через циркумполярную зону могли добраться до Гренландии или до Аляски, и они и есть эскимосы. А также, по этой гипотезе, онкилоны могли действительно перебраться на Землю Санникова, которую многие наблюдали издали до первой половины XIX века.
И. С. Вдовин выдвигает гипотезу о том, что онкилоны отправились не к северным островам, а на запад. Сначала они обосновались на Медвежьих островах, расположенных напротив устья реки Большая Чукочья. Однако впоследствии они продолжили своё движение на запад.
Вдовин ссылается на показания сержанта Андреева, который в 1763 году отмечал наличие земляных построек на Медвежьих островах. Примечательно, что ни сам Андреев, ни его предшественники не нашли на этих островах ни человеческих останков, ни следов их гибели, ни материальных артефактов. Это позволяет предположить, что обитатели землянок покинули территорию и направились в неизвестном направлении.
В 1930-х годах на западном побережье острова Врангеля были обнаружены археологические следы нескольких жилищ. Это свидетельствует о том, что в какое-то время на острове жили оседлые этнические группы коренных народов Чукотки.
Согласно устным преданиям, Крехай, возможно, открыл этот остров и основал на нём поселение. В таком случае найденные артефакты и жилища можно отнести к культуре онкилонов. Однако на данный момент исследователи не акцентируют на этом внимание.
Когда жизненные условия на острове Врангеля стали хуже, онкилоны, вероятно, вернулись на материковую часть и интегрировались в местное береговое население. Прошло довольно много времени, прежде чем онкилоны вновь могли вернуться на материк, это уже было другое поколение, которое вернулось к своим истокам.
А остров Врангеля до начала XIX века выполнял функцию перевалочного пункта, соединяющего эскимосские поселения Аляски с арктическим побережьем Чукотки.
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!
Читайте на моём канале:
Всем Добра!