Найти в Дзене

Пранки, загоняющие в бункер. Телеведущий Александр Пушной — о том, как шутки СМИ становятся фейкньюс

Оглавление

День смеха — самое время поговорить о шутках, которые порой заходят слишком далеко. В истории уже не раз бывало, когда розыгрыш от СМИ превращался в фейк и оборачивался настоящей паникой среди населения. В фейках, в отличие от шуток, вообще нет ничего хорошего, и с ними нужно бороться. Для этой цели АНО «Диалог регионы» и «Лапша Медиа» создали познавательный проект при поддержке Минцифры. В его рамках телеведущий Александр Пушной расскажет о самых ярких пранках в медиа, которые навели шороху в мире, и том, как они превращаются в псевдоновости. Подробнее — читайте в статье.

Как шутки СМИ становятся фейкньюс и почему так происходит

Далее по тексту прямая речь телеведущего Александра Пушного.

В апреле 2002 года жители американского Канзас-Сити включили радио и услышали: «Местная вода содержит большое количество монооксида дигидрогена. Его побочными эффектами могут быть потливость, мочеиспускание и раздражение кожи». Жители обрушили управление водоснабжением и полицию телефонными звонками. Кошмар! Что делать?!

А если бы они дослушали программу до конца, то узнали бы, что монооксид дигидрогена на самом деле — это H2O, химическое название воды. Так диджеи местной радиостанции решили пошутить 1 апреля. Но шутку не оценили. Их подвергли жесткой критике, а кто-то из чиновников даже и вовсе обвинил их в терроризме.

В 2020 году, когда мир столкнулся с коронавирусной инфекцией, с призывом воздержаться от розыгрышей в День дурака выступили члены российского правительства и даже целый министр здравоохранения Германии. В Таиланде, например, власти и вовсе объявили за дезинформацию даже в шутливой форме тюремный срок до пяти лет. В Таиланде — штраф до 99 тысяч долларов. Объясняли в каждой стране это тем, что шутка, пранк или розыгрыш могут повлечь за собой непредсказуемые последствия. От желания не подчиняться объявленным запретам и предупреждениям до, собственно, паники и массового психоза.

То, что предполагалось как повод посмеяться, сегодня действительно все чаще становится фейками, которые при передаче из рук в руки многие начинают воспринимать не как шутку, а как правду.

Одним из самых ярких примеров в истории розыгрыша в медиа стала радиопостановка Орсона Уэллса «Борьба миров» по книге фантаста Герберта Уэллса. Собственно, суть: там инопланетяне пришли на Землю, чтобы всех поработить. Но это же что? Это радиоспектакль. И он вышел 30 октября 1938 года и подавался в виде репортажа с места событий в прямом эфире. Реалистично, не правда ли? Конечно! Но из шести миллионов слушателей примерно миллион поверили в эту реальность происходящего.

Возникла массовая паника, кто-то забаррикадировался с оружием в своих подвалах и ждал инопланетян, кто-то бросил свои дома и решил убраться из города. Пробки из Нью-Йорка и Филадельфии растянулись почти на 100 километров. Телефонные линии были перегружены в пять раз. Тысячи людей звонили и говорили, что они реально видели корабли с марсианами и чувствовали запах отравляющих газов. Больше того, некоторые слушатели были настолько невнимательны, что с перепугу решили, что Германия напала на США. Вот это уж называется, действительно, шалость удалась. Сейчас бы это назвали пранком — с английского practical joke. Это переводится как «розыгрыш» или «выходка».

Чаще всего эти выходки совершаются как раз в видео- или аудио-формате. Кто-то делает такие шутки в качестве разовой акции, а кто-то на этом специализируется. Жанр сатирическая журналистика тоже существует не одно столетие. Такие издания публикуют вымышленные новости под видом настоящих.

Зачем сатирические СМИ пишут неправду

Одно из самых известных зарубежных изданий «Онион» не раз наводило смуту и даже имело проблемы с законом. В 2000 году они опубликовали статью о том, что книги о Гарри Поттере вызывают рост сатанизма среди детей. Статья максимально безумная. Не могу не процитировать кусочек. Смотрите: «Но, как бы дети ни были без ума от Гарри, никто не рад этому феномену больше, чем сатанисты старой школы, — Еще у них, видимо, есть и новая школа, — которые долгие годы изо всех сил пытались привлечь новых членов». «Гарри — настоящая находка для нашего дела», — сказал не кто-нибудь, а верховный жрец Иган из первой церкви сатаны в Салеме. Из Массачусетса, естественно. Отсюда еще: «Организация, подобная нашей, процветает за счет новой крови, простите за каламбур».

Бред? Ну, абсолютный бред. Мы с вами посмеялись? Посмеялись. Но! Особо сердобольные религиозные организации стали использовать эту статью как доказательство опасности, которую они предвидели. И, соответственно, что? Нельзя читать Гарри Поттера. Ну, бред.

В России такие истории тоже случались не раз. Сразу несколько довольно уважаемых изданий поделились со своими читателями новостью из сатирического издания «Панорама». Речь шла о том, что в супермаркетах Сургута стали продавать водку крепостью 39 градусов. Предполагалось, что это такая реакция на новости о том, что, мол, яйца стали продавать в упаковке по девять штук.

Помните, был такой шум? Журналисты даже взяли комментарии у ученых из лаборатории, чтобы понять, ощутима ли разница в один градус на вкус. В редакциях не сразу поняли, что дали маху, им потом пришлось извиняться. Ну хорошо, «Панораму» все уже знают и реже поддаются на их уловки. Но сатирических изданий много, и важно внимательно анализировать источник: может быть, это очередной прикол? Ну, ребята хотели пошутить, а вы в это поверили.

Вот вы спросите: зачем вообще они намеренно дурачат людей? В мире так много хаоса, а они тут со своими шуточками. Но цель сатирических изданий, по крайней мере они так сами об этом говорят, — это как раз не обвести вокруг пальцев кого-то, а научить вас, читателей, что многие СМИ, бывает, пишут неправду. То есть научить быть внимательнее и проверять информацию.

Ведь интернет-пользователи такие доверчивые люди, они даже не дочитывают материал, просто ограничиваются заголовками, и тут же передают другому человеку эту информацию. Таким образом эта дезинформация быстрее распространяется. Но после нашего курса лекций, я уверен, вы совершенно точно знаете, как не оказаться обманутыми и как разоблачить любой, даже самый натуралистичный фейк. Как показывает практика, это не так уж и сложно.