Найти в Дзене

ФотоПутешествие по Сущёвской слободе | От Божедомки до Воротников

Своё фотопутешествие по Сущёвской слободе я начну от станции Достоевской. Сущевская слобода находилась между Дмитровской и Троицкой дорогами на правом берегу реки Неглинной. Ранее здесь располагалось село Сущево, которое впервые упоминается в 1433 году в духовной грамоте князя Юрия Галицкого. Есть мнение, что летом маловодные речки нередко пересыхали, что и дало название местности «Сущ» или «Сущево», «Сущово», «Сухощаво» или «Сущёвское», обозначающее сухую или засушливую местность с иссохшими растениями. Первая точка маршрута - Суворовская площадь с величественным зданием Театра Красной Армии (1940, арх. Алабян, Симбирцев, Бархин). Напротив памятник Александру Суворову работы Олега Комова. Рядом расположена историческая усадьба вице-губернатору Москвы графа Владимира Салтыкова, построенная в XVIII-XIX вв. В 1802 году усадьба была выкуплена государством. Сначала здесь разместили Инвалидный дом для служащих Русской армии, а потом один из первых институтов благородных девиц. В 1928 году
Оглавление

Своё фотопутешествие по Сущёвской слободе я начну от станции Достоевской.

Сущевская слобода находилась между Дмитровской и Троицкой дорогами на правом берегу реки Неглинной. Ранее здесь располагалось село Сущево, которое впервые упоминается в 1433 году в духовной грамоте князя Юрия Галицкого. Есть мнение, что летом маловодные речки нередко пересыхали, что и дало название местности «Сущ» или «Сущево», «Сущово», «Сухощаво» или «Сущёвское», обозначающее сухую или засушливую местность с иссохшими растениями.

Суворовская площадь

Первая точка маршрута - Суворовская площадь с величественным зданием Театра Красной Армии (1940, арх. Алабян, Симбирцев, Бархин).

Суворовская площадь, 2  - Театр Красной Армии (1940 – Каро Алабян, Василий Симбирцев, Борис Бархин)
Суворовская площадь, 2 - Театр Красной Армии (1940 – Каро Алабян, Василий Симбирцев, Борис Бархин)

Напротив памятник Александру Суворову работы Олега Комова.

Памятник Александру Суворову (1982- Олег Комов)
Памятник Александру Суворову (1982- Олег Комов)

Рядом расположена историческая усадьба вице-губернатору Москвы графа Владимира Салтыкова, построенная в XVIII-XIX вв. В 1802 году усадьба была выкуплена государством. Сначала здесь разместили Инвалидный дом для служащих Русской армии, а потом один из первых институтов благородных девиц. В 1928 году здание превратилось в Центральный дом Красной армии, а перед ним установили бюст М.В. Фрунзе.

Суворовская площадь, 2с1 - Загородная усадьба московского вице-губернатора графа В. С. Салтыкова (1779 – Дмитрий Ухтомский; Джованни Жилярди; 1827 - Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев; 1928 - Сергей Торопов)
Суворовская площадь, 2с1 - Загородная усадьба московского вице-губернатора графа В. С. Салтыкова (1779 – Дмитрий Ухтомский; Джованни Жилярди; 1827 - Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев; 1928 - Сергей Торопов)

Божедомка

Далее путь лежит по улице Дурова, где находятся уникальные здания театра и музея дедушки Дурова, которые сохранили свой исторический облик и продолжают радовать посетителей.

Интересный факт. Владимир Дуров создал уникальный метод дрессировки, основанный на научных открытиях Сеченова и Павлова. В основе его подхода лежала система поощрений: животные получали еду за правильно выполненные трюки, что позволяло вырабатывать у них условные рефлексы. Дуров не только практиковал свой метод, но и активно делился знаниями, издавая научный журнал с описанием своих экспериментов.

По адресу Дурова, 2с3 расположено довольно хмурое здание гостиницы «Славянка». Это здание было построено в 1937-41 гг. как гостиница рядом расположенного Центрального Дома Красной Армии. У входа установлены скульптуры танкиста (слева) и летчика (справа).

Суворовская площадь, 2с3 — Здание гостиницы «Славянка» 1947 года, архитектор Г.Г. Козлов
Суворовская площадь, 2с3 — Здание гостиницы «Славянка» 1947 года, архитектор Г.Г. Козлов

Так вот как раз с этим местом связано прежнее название улицы Дурова - Старая Божедомка. Дело в том, что в XVI веке на этом месте был основан Крестовоздвиженский Божедомский монастырь с церковью Воздвижения Креста Господня. При монастыре находился Убогий дом - древнее подобие морга, где хранили неопознанные тела. Служители выставляли трупы в часовнях для опознания. Если родные не находились, покойных хоронили там же. В 1732 году Убогий дом переехал в Марьину рощу, монастырь упразднили, осталась только Воздвиженская церковь c приделом Иоанна Воина. В 1936 году этот храм снесли при строительстве гостиницы.

Городовой у церкви Иоанна Воина на Старой Божедомке 1900–1907
Городовой у церкви Иоанна Воина на Старой Божедомке 1900–1907

Делегатская и 1-ый Самотёчный

Уходим на Делегатскую улицу, а потом в 1-ый Самотёчный переулок. Перед нами Государственный музей истории ГУЛАГа, расположенный в здании 1906 года постройки (арх. Жерихов).

1-й Самотёчный переулок, 9с1 - Государственный музей истории ГУЛАГа (1906 – Николай Жерихов; 2014 - реконструкция)
1-й Самотёчный переулок, 9с1 - Государственный музей истории ГУЛАГа (1906 – Николай Жерихов; 2014 - реконструкция)

Через территорию музея можно выйти в Делегатский парк. Проходим парк по насквозь, минуя здание Дома культуры «Красный пролетарий» 1957 года.

Делегатская улица, 7с1 – Дом культуры «Красный пролетарий» 1957 года
Делегатская улица, 7с1 – Дом культуры «Красный пролетарий» 1957 года

И вот мы снова на Делегатской. Заходим на территорию гигантской исторической усадьба графов Остерман-Толстых, построенной в 1787 году. В 1834-1918 годах в здании располагалась Московская духовная семинария. С 1981 по настоящее время в историческом здании располагается Музей декоративного-прикладного и народного искусства.

Делегатская улица, 3с1 - Городская усадьба гра́фа Остерма́на (1787)
Делегатская улица, 3с1 - Городская усадьба гра́фа Остерма́на (1787)

Садовая-Каретная

В Садовой-Каретной улице можно увидеть Доходный дом А.П. Лебедева (1905, арх. Гончаров). Здание отличает асимметричная композиция фасада и с готическими элементами. Притягивает внимание уникальная входная группа с мозаикой в стиле Гауди. В настоящее время здание используется как жилое, квартиры в нем относятся к премиальному сегменту.

Садовая-Каретная улица, 22с1 - Доходный дом А.П. Лебедева (1905 - Сергей Гончаров)
Садовая-Каретная улица, 22с1 - Доходный дом А.П. Лебедева (1905 - Сергей Гончаров)

Антропова яма и Квартал поэтов

От Садового кольца сворачиваю на Краснопролетарскую улицу, а дальше, минуя здание Типографии Ивана Кушнарева (1911), ухожу во 2-ой Щемиловский переулок. Оглянемся назад (см.фото).

2-ой Щемиловский переулок. В центре здание Типографии Ивана Кушнарева (1911)
2-ой Щемиловский переулок. В центре здание Типографии Ивана Кушнарева (1911)

По 2-ому Щемиловскому иду до Сквера Антропова яма с прудом. Антроповы ямы - историческая местность, получившая название по фамилии первого арендатора территории. Изначально здесь располагались пустырь и пруды, которые использовались для разведения рыбы. Примечательно, что вода из этих прудов также шла на нужды бань, расположенных на Селезнёвской улице. Бани на Селезнёвке работают и по сей день...

Антроповский пруд
Антроповский пруд

Выхожу к скверу "Квартал поэтов" с памятником неизвестному поэту.

Памятник неизвестному поэту
Памятник неизвестному поэту

Улица Достоевского

По переулку Достоевского выхожу на улицу Достоевского (бывш. Новая Божедомка). Ключевым объектом Божедомки является комплекс Мариинской больницы для бедных (1811, арх. Михайлов, Жилярди, Кваренги). В Мариинской больнице для бедных работал лекарем Михаил Достоевский, отец будущего писателя Фёдора Достоевского. Напротив здания института расположен памятник Достоевскому работы Меркурова.

Улица Достоевского, 4к1 - Мариинская больница для бедных (1811 – Андрей Михайлов, Иван Жилярди, Джакомо Кваренги)
и памятник Достоевскому (1936 – Сергей Меркуров)
Улица Достоевского, 4к1 - Мариинская больница для бедных (1811 – Андрей Михайлов, Иван Жилярди, Джакомо Кваренги) и памятник Достоевскому (1936 – Сергей Меркуров)

Для создания этого памятника Достоевскому скульптору позировал известный артист и композитор Александр Вертинский.

Вертинский позирует скульптору Меркурову
Вертинский позирует скульптору Меркурову

На канале есть короткий ролик, посвященный интересным фактам биографии императрицы Марии Фёдоровны - основательницы этой больницы.

По соседству расположено здание бывшего Александровского женского института.

Улица Достоевского, 4к2 – Александровский женский институт (1811 – Андрей Михайлов, Иван Жилярди, Джакомо Кваренги)
Улица Достоевского, 4к2 – Александровский женский институт (1811 – Андрей Михайлов, Иван Жилярди, Джакомо Кваренги)

На противоположной стороне улице расположен дом адвоката Мануйлова в стиле модерн (1912 - арх. Николай Жерихов). Дом отличается богатым декоративным убранством и характерным для модерна асимметричными формами.

Улица Достоевского, 19с1 - Дом Мануйлова (1912 – Николай Жерихов)
Улица Достоевского, 19с1 - Дом Мануйлова (1912 – Николай Жерихов)

Переулок Чернышевского

Далее выхожу в переулок Чернышевского, который представляет собой уникальный островок старой Москвы, где сохранилась аутентичная историческая застройка конца XIX - начала XX века. Здесь нет высотных зданий, которые могли бы нарушить историческую перспективу.

В первую очередь мой взгляд падает на ансамбль городской усадьбы известного архитектора Максима Геппенера 1890 года с классическими пропорциями, богатой лепниной.

Чернышевского пер., 8с2 - Городская усадьба М.К.Геппенера (1890)
Чернышевского пер., 8с2 - Городская усадьба М.К.Геппенера (1890)

Далее по переулку расположены деревянные уютные жилые дома Ю.Д. Москатиньева 1894 года.

Переулок Чернышевского, 6 - Жилые дома коллежского советника Ю.Д. Москатиньева (1894 – Николай Морозов)
Переулок Чернышевского, 6 - Жилые дома коллежского советника Ю.Д. Москатиньева (1894 – Николай Морозов)

И наконец, главное украшение переулка - ансамбль городской усадьбы купца Карла Мейера (1894), созданный архитектором Максимом Геппенером, состоящий из главного дома и флигеля.

Карл Мейер основал успешный торговый дом резиновых изделий «Мейер К.А. и Ко». Его главным достижением стало то, что он одним из первых в Москве начал продавать галоши.

Интересный факт: усадьба имела особое культурное значение. Супруга Карла Мейер, Адель, открыла во флигеле их усадьбы литературное кафе «У Адели», которое стало местом встреч членов Суриковского литературного кружка. В этом кафе собирались талантливые писатели и музыканты из народа, а в 1912 году там часто бывал молодой Сергей Есенин, где познакомился со своей будущей возлюбленной Анной Изрядновой. В 2008 году флигель усадьбы Мейера стал филиалом музея Есенина в Москве и был украшен барельефом с портретом поэта.

Переулок Чернышевского, 4с2 – Флигель дом Мейера 1894 года, архитектор Максим Геппенер
Переулок Чернышевского, 4с2 – Флигель дом Мейера 1894 года, архитектор Максим Геппенер

Селезнёвка

Выхожу на Селезнёвскую улицу. Селезнёвка славится историческими банями (1888, арх. Попов), которые работают по сей день.

Селезнёвская улица, 15с2 - Селезнёвские бани (1888 – Александр Попов)
Селезнёвская улица, 15с2 - Селезнёвские бани (1888 – Александр Попов)

Выхожу к Сущёвской полицейской части с каланчёй середины XIX века. Здание отличают строгая композиция, симметричность, классические элементы.

Сущёвская полицейская часть (середина XIX - Михаил Быковский)
Сущёвская полицейская часть (середина XIX - Михаил Быковский)

Перед зданием полицейской части в 2024 году был установлен памятник знаменитому сущику Аркадию Францевичу Кошко.

Кошко применял уникальные методы в сыскной работе: использовал грим для маскировки и внедрения в преступную среду, организовал первую в России широкую сеть агентов и внедрил современные способы идентификации преступников через дактилоскопию и антропометрию. Методы работы настолько впечатлили британскую полицию, что они были переняты Скотленд-Ярдом. Более того, ему поступило предложение работать в Лондоне, однако он отказался от него, предпочтя сохранить российское гражданство.
Памятник сыщику Аркадию Францевичу Кошко 2024 года в сквере у Центрального музея МВД России, скульптор Владимир Иванов
Памятник сыщику Аркадию Францевичу Кошко 2024 года в сквере у Центрального музея МВД России, скульптор Владимир Иванов

Новые Воротники

Завершаю мой маршрут в Нововоротниковском переулке у храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках недалеко от метро Новослободская.

Храм Пимена Великого в Новых Воротниках возник благодаря московским воротникам — стражникам городских ворот. Их первоначальная слобода располагалась у Тверской улицы, но в середине XVII века, из-за активной застройки центра Москвы, их переселили в село Сущёво, где образовалась новая Воротниковская слобода. Именно там, в Сущёво, воротники построили церковь, которая впоследствии стала известна как храм Пимена Великого в Новых Воротниках.

Особая ценность храма заключается в том, что он не прекращал свою работу даже в советский период.

Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (1672; 1870 – Константин Быковский; 1897 – Фёдор Шехтель интерьер)
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (1672; 1870 – Константин Быковский; 1897 – Фёдор Шехтель интерьер)

Важно то, что многие исторические здания продолжают функционировать по своему первоначальному назначению, сохраняя при этом свой исторический облик.

Смотрите мою прогулку в формате короткого ролика:

Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!

✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉
Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"