Я стоял под порывами холодного ветра на обрыве восточного чинка Устюрта в районе родника Ак-Булак, в 10 км к ВСВ от поселка Кубла-Устюрт, бывший Комсомольск-на-Устюрте. Этот поселок следовало бы посетить, он по своему интересен, но я двигался другим маршрутом описав гигантский зигзаг, почти в 500 км, к северу от него и экскурсия туда в мои планы не входила. За мной расстилалась безжизненная пустыня плато Устюрт, а внизу под скалами за горизонт уходило дно высохшего Аральского моря - пустыня Арал-Кум, с извивающейся лентой грунтовки на Муйнак.
Урочище Ак-Булак - одно из немногих мест, где есть пригодный для машины спуск вниз. Такая опция здесь встречается крайне редко. О схеме спусков с плато Устюрт я расскажу ближе к концу повествования.
Перекинувшись парой слов с японцами и их гидом, я вновь почесал затылок в раздумье. Мне очень хотелось прокатиться под обрывами скал восточного чинка Устюрта к урочищу Улькентумсык, по той дороге, которую я заприметил сверху (смотрите ссылки в конце репортажа на предыдущие материалы).
Мой путь лежал у озеру Судочьему в Ургу и крюк в обратном направлении в 15 км был не сильно рациональным решением. Прикинув остаток времени и бензина, я решил, что мне, а в особенности Белке, отступление от графика не повредит и прыгнул за руль на встречу приключениям....
Фотографий спуска по этому импровизированному серпантину у меня нет, т.к. я по дороге вниз на ходу снимал видео, рук у меня тогда было только две и надо было еще чем-то рулить. В результате получилось фиаско и видео этой небольшой экскурсии вышло некачественным. Тем не менее, я его залью в конце репортажа и, может быть, когда-нибудь переделаю.
Спустившись примерно на половину, на промежуточную ступень чинка Устюрта, сворачиваю налево по плохо наезженной грунтовке и начинаю двигаться в обратном направлении на север. Сколько я не старался рассмотреть из "окна вагона" какую-нибудь "мокреть" в первых пересекаемых мной балках и ложбинах, мне ничего не удалось увидеть. Таким образом родник Ак-булак остался не познанным. Далее дорога улучшилась и дело пошло веселей. Первая остановка через километр-полтора.
Дорогу преграждает глубокая и узкая балка с почти отвесными бортами, но выположенный участок все-таки есть и именно в него ныряет моя дорога.
Я решаю все-таки подумать прежде чем соваться очертя голову вниз. Ведь моих свесов на самом дне может и не хватить, тем более, что кто-то здесь уже подремонтировал дорогу, стараясь сделать русло высохшего ручья менее похожим на противотанковый ров. Следы разворота машин говорят, что многие так и не отважились пересечь это препятствие. Выхожу с камерой из машины и делаю несколько кадров.
Во время своего следования по кромке обрыва, я в этом месте ускорился и ушел вглубь плато, поэтому фото сверху нет.
Помните я говорил, что доверчивым туристам показывают мифический якобы каньон на мысе Улькентумсык? Вот что им надо показывать, - настоящий каньон находится здесь. Посмотрите какая красота! Потоки воды прорезали не только чинк Устюрта, но и блок отседания на промежуточной ступени образовав это миниатюрное ущелье.
Фото из-за отсутствия глубины изображения в 2D не передает ощущений и на первый взгляд здесь нет ничего особенного, тем не менее мне было боязно, ведь я ехал на шоссейной резине и боялся оторвать себе задний брызговик или помять окорок. Фото проезда я сделал на обратном пути. специально остановившись в нижней точке.
Видео покатушек от спуска Ак-Булак до урочища Улькентумсык:
Но мне не суждено было это сделать. Скоро дорога совсем закончилась и лишь угадывалась среди гребней, камней и промоин.
Пробежав пару сотен метров вперед и так и не достигнув каменных столбов я вновь нашел более менее сносную колею. Можно было конечно заморочиться и преодолеть этот участок, занявшись саперными работами, или поискать объезд, но у меня были другие планы на сегодня.
Репортаж с прогулки смотрите ниже по ссылке, а пока надо перекусить и двигаться в обратном направлении.
Обратная дорога пошла веселей. И только я разогнался? как прямо посередине дороги встретил свою первую в этой поездке черепаху. Черепаха была старая, не выспавшаяся и злая. Про нее у меня уже был отдельный репортаж на старом канале ко Дню черепахи. Там есть прикольное видео как она меня покусала. Смотрите его здесь:
Урочище Улькентумсык по своему уникально. Из-за скал и расположения под обрывом чинка здесь создается особый микроклимат. Холодный ветер не задувает как на плато, а солнце прогревает землю. И если в течении четырех дней я не встретил на плато ни одного живого существа, даже сайгаки забились по норам, то здесь природа начала просыпаться. распрощавшись с черепахой, еду дальше и ставлю Белку в интересную позу в балке которую пришлось преодолевать во второй раз. Делаю несколько кадров.
К сожалению, как я ни старался, никаких признаков родника Ак-Булак мне разглядеть не удалось. Скорее всего он бьет где-то под промежуточной ступенью в том месте где на космосъемке видна растительность.
В этом месте сделаю справочное отступление от основной канвы повествования для тех кто пойдет моим путем.
Когда я отправлялся в путешествие, я себе слабо представлял ситуацию со спусками с чинка Устюрта. А между тем, это было немаловажно, т.к. я планировал с Устюрта уйти на Муйнак к кладбищу погибших кораблей, а не как все нормальные люди через Кунград выйти на Нукус. Как это правильно сделать я тогда плохо представлял и разбирался по ходу дела, зная по наслышке только об одном спуске в районе урочища Ак-Булак.
Все дело в том, что спуститься вниз с Устюрта не так то просто не только на машине, но и пешком. Уже в процессе я узнал о пяти имеющихся спусках на расстоянии примерно в 150 километрах узбекского взморья Арала (не считая разрушенных). Самый северный (1) ведет на базу снабжения полигона на острове Возрождения, но он тупиковый.
В 80 км южнее спуск (2) в районе не так давно появившегося юртового лагеря для туристов на берегу Аральского моря. Оттуда можно вдоль берега Арала выйти на Муйнак, но есть риск увязнуть навсегда в прибрежном иле в месте выхода грунтовых вод. Мне в одиночку очень не советовали ехать этим маршрутом.
Далее, с дискретностью примерно в 30 км идет два съезда с дорогами в сторону Муйнака. Причем туристы обычно пользуются спуском (3) у соленого родника Акбулак в 10 км от поселка Кубла-Устюрт, но это не совсем верно, т.к. оттуда по унылой дороге до Муйнака не менее 80 км через месторождение газа, а примерно в 38 км южнее со спуска (4) в урочище Аджи-Бай всего 60 км. Однако, там можно проскочить нужный свороток и уйти примерно на 100-120-километровый крюк или встрять в грязи в период распутицы (я прошел нормально дважды, хотя глубина колеи в апреле местами пугала, а в июле дорогу выровняли). Самый южный съезд (5) собственно в Судочьем, живописной дорогой понизу чинка соединяется с четвертым съездом. Там тоже, если не повезет можно встрять в месте выхода грунтовых вод под чинком, но я проехал на удивление легко.
Еще раз, - правильный съезд на Муйнак - номер 4, но это не означает, что нельзя пользоваться другими и зависит от того, какие задачи вы себе ставите. Что же касается моего маршрута на этом полигоне, то по факту мой путь пролегал от Жаслыка через точку 2 к точке 1, а потом на юг к точке 5, затем обратно к точке 4 и на Муйнак. Сейчас мы находимся в точке 3.
Практически сразу после подъема натыкаюсь на стадо коров из Кублы-Устюрта (бывший Комсомольск-на-Устюрте)
Едем дальше.
Сбросив газ подкрадываюсь поближе.
Действительно, вся фигура верблюда выражает крайнюю степень уныния среди среди и так безрадостных ландшафтов Устюрта. И это несмотря на праздник появления первой зелени.
Небольшое видео с верблюдами:
Еду как могу быстро, стараясь нагнать упущенное время и останавливаюсь лишь через 38 км от Ак-Булака у какой-то базы газовиков в урочище Аджи-бай, где останавливался на ночлег отряд русской армии во время Хивинского похода 1873 года. На часах 14:12 по пермскому времени. Беспардонно залетаю на их территорию и пытаюсь взять языка. Это мне удалось, мне нашли доброго русскоговорящего человека и я получил исчерпывающую информацию о том как проехать на Ургу понизу и как выскочить отсюда на Муйнак по короткой дороге через камыши. Больше мне ничего не рассказали интересного.
На этом пока все.
Предыдущий репортаж "Между урочищами Улькентумсык и Ак-Булак" был здесь:
Продолжение:
Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь:
Подписывайтесь на мой канал "Неизвестный Туран", ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Спасибо!
И да, Дзен и Ютуб перестали платить за работу, поэтому, если вам понравился репортаж и вы с нетерпением ждете продолжения - смело вставайте на их место, жертвуйте на вкусный бензин Белке на поездки этим летом по Уралу. Жмите на донатную кнопку здесь, в конце поста или вверху главной страницы канала. Если не хотите платить 10% Дзену, то перечисляйте прямо на карту Сбера: 2202 2053 7263 9515. Спасибо за поддержку!
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...