Найти в Дзене
Неизвестный Туран

Восточный Устюрт. Живописная дорога в черепаховый оазис урочища Улькентумсык и обратно

Я стоял под порывами холодного ветра на обрыве восточного чинка Устюрта в районе родника Ак-Булак, в 10 км к ВСВ от поселка Кубла-Устюрт, бывший Комсомольск-на-Устюрте. Этот поселок следовало бы посетить, он по своему интересен, но я двигался другим маршрутом описав гигантский зигзаг, почти в 500 км, к северу от него и экскурсия туда в мои планы не входила. За мной расстилалась безжизненная пустыня плато Устюрт, а внизу под скалами за горизонт уходило дно высохшего Аральского моря - пустыня Арал-Кум, с извивающейся лентой грунтовки на Муйнак. Урочище Ак-Булак - одно из немногих мест, где есть пригодный для машины спуск вниз. Такая опция здесь встречается крайне редко. О схеме спусков с плато Устюрт я расскажу ближе к концу повествования.
Перекинувшись парой слов с японцами и их гидом, я вновь почесал затылок в раздумье. Мне очень хотелось прокатиться под обрывами скал восточного чинка Устюрта к урочищу Улькентумсык, по той дороге, которую я заприметил сверху (смотрите ссылки в конце ре

Я стоял под порывами холодного ветра на обрыве восточного чинка Устюрта в районе родника Ак-Булак, в 10 км к ВСВ от поселка Кубла-Устюрт, бывший Комсомольск-на-Устюрте. Этот поселок следовало бы посетить, он по своему интересен, но я двигался другим маршрутом описав гигантский зигзаг, почти в 500 км, к северу от него и экскурсия туда в мои планы не входила. За мной расстилалась безжизненная пустыня плато Устюрт, а внизу под скалами за горизонт уходило дно высохшего Аральского моря - пустыня Арал-Кум, с извивающейся лентой грунтовки на Муйнак.

На подъезде к черепаховому оазису в урочище Улькентумсык
На подъезде к черепаховому оазису в урочище Улькентумсык

Урочище Ак-Булак - одно из немногих мест, где есть пригодный для машины спуск вниз. Такая опция здесь встречается крайне редко. О схеме спусков с плато Устюрт я расскажу ближе к концу повествования.
Перекинувшись парой слов с японцами и их гидом, я вновь почесал затылок в раздумье. Мне очень хотелось прокатиться под обрывами скал восточного чинка Устюрта к урочищу Улькентумсык, по той дороге, которую я заприметил сверху (смотрите ссылки в конце репортажа на предыдущие материалы).
Мой путь лежал у озеру Судочьему в Ургу и крюк в обратном направлении в 15 км был не сильно рациональным решением. Прикинув остаток времени и бензина, я решил, что мне, а в особенности Белке, отступление от графика не повредит и прыгнул за руль на встречу приключениям....

Спуск с чинка Устюрта у родника Ак-Булак и дорога на Муйнак. Водитель Нивы с японцами дожидает второй джип. Слева видна грунтовка на которую мне надо попасть. На часах 09.40 по пермскому времени
Спуск с чинка Устюрта у родника Ак-Булак и дорога на Муйнак. Водитель Нивы с японцами дожидает второй джип. Слева видна грунтовка на которую мне надо попасть. На часах 09.40 по пермскому времени

Фотографий спуска по этому импровизированному серпантину у меня нет, т.к. я по дороге вниз на ходу снимал видео, рук у меня тогда было только две и надо было еще чем-то рулить. В результате получилось фиаско и видео этой небольшой экскурсии вышло некачественным. Тем не менее, я его залью в конце репортажа и, может быть, когда-нибудь переделаю.
Спустившись примерно на половину, на промежуточную ступень чинка Устюрта, сворачиваю налево по плохо наезженной грунтовке и начинаю двигаться в обратном направлении на север. Сколько я не старался рассмотреть из "окна вагона" какую-нибудь "мокреть" в первых пересекаемых мной балках и ложбинах, мне ничего не удалось увидеть. Таким образом родник Ак-булак остался не познанным. Далее дорога улучшилась и дело пошло веселей. Первая остановка через километр-полтора.

Дорогу преграждает глубокая и узкая балка с почти отвесными бортами, но выположенный участок все-таки есть и именно в него ныряет моя дорога.

Я решаю все-таки подумать прежде чем соваться очертя голову вниз. Ведь моих свесов на самом дне может и не хватить, тем более, что кто-то здесь уже подремонтировал дорогу, стараясь сделать русло высохшего ручья менее похожим на противотанковый ров. Следы разворота машин говорят, что многие так и не отважились пересечь это препятствие. Выхожу с камерой из машины и делаю несколько кадров.

Когда-то весенние потоки воды прорезали этот каньон в чинке Устюрта
Когда-то весенние потоки воды прорезали этот каньон в чинке Устюрта

Во время своего следования по кромке обрыва, я в этом месте ускорился и ушел вглубь плато, поэтому фото сверху нет.
Помните я говорил, что доверчивым туристам показывают мифический якобы каньон на мысе Улькентумсык? Вот что им надо показывать, - настоящий каньон находится здесь. Посмотрите какая красота! Потоки воды прорезали не только чинк Устюрта, но и блок отседания на промежуточной ступени образовав это миниатюрное ущелье.

Мне же надо как-то исхитриться и преодолеть его
Мне же надо как-то исхитриться и преодолеть его

Фото из-за отсутствия глубины изображения в 2D не передает ощущений и на первый взгляд здесь нет ничего особенного, тем не менее мне было боязно, ведь я ехал на шоссейной резине и боялся оторвать себе задний брызговик или помять окорок. Фото проезда я сделал на обратном пути. специально остановившись в нижней точке.

Выскочив из балки я сделал еще несколько кадров
Выскочив из балки я сделал еще несколько кадров
Дорога здесь стала менее наезженной
Дорога здесь стала менее наезженной
После того как я спустился вниз ветер стих и резко потеплело, а ведь еще совсем недавно, четыре дня тому назад, шел снег
После того как я спустился вниз ветер стих и резко потеплело, а ведь еще совсем недавно, четыре дня тому назад, шел снег
Интересно, как называются эти цветы?
Интересно, как называются эти цветы?
Я почти доехал
Я почти доехал
Белка любуется природой
Белка любуется природой
Надо как-то попытаться еще пробиться вперед, вдруг удастся обогнуть мыс Улькентумсык понизу?
Надо как-то попытаться еще пробиться вперед, вдруг удастся обогнуть мыс Улькентумсык понизу?

Видео покатушек от спуска Ак-Булак до урочища Улькентумсык:

Но мне не суждено было это сделать. Скоро дорога совсем закончилась и лишь угадывалась среди гребней, камней и промоин.

На фото то, во что превратилась моя дорога. Ехать по гребню, так себе удовольствие
На фото то, во что превратилась моя дорога. Ехать по гребню, так себе удовольствие

Пробежав пару сотен метров вперед и так и не достигнув каменных столбов я вновь нашел более менее сносную колею. Можно было конечно заморочиться и преодолеть этот участок, занявшись саперными работами, или поискать объезд, но у меня были другие планы на сегодня.

Это та самая более-менее сносная колея которую я нашел за поворотом
Это та самая более-менее сносная колея которую я нашел за поворотом
Сюда я еще как-то забрался, а вот дальше никак. Дальше за моей спиной, если что
Сюда я еще как-то забрался, а вот дальше никак. Дальше за моей спиной, если что

Репортаж с прогулки смотрите ниже по ссылке, а пока надо перекусить и двигаться в обратном направлении.

Обратная дорога пошла веселей. И только я разогнался? как прямо посередине дороги встретил свою первую в этой поездке черепаху. Черепаха была старая, не выспавшаяся и злая. Про нее у меня уже был отдельный репортаж на старом канале ко Дню черепахи. Там есть прикольное видео как она меня покусала. Смотрите его здесь:

Хозяйка здешних мест
Хозяйка здешних мест

Урочище Улькентумсык по своему уникально. Из-за скал и расположения под обрывом чинка здесь создается особый микроклимат. Холодный ветер не задувает как на плато, а солнце прогревает землю. И если в течении четырех дней я не встретил на плато ни одного живого существа, даже сайгаки забились по норам, то здесь природа начала просыпаться. распрощавшись с черепахой, еду дальше и ставлю Белку в интересную позу в балке которую пришлось преодолевать во второй раз. Делаю несколько кадров.

Второй раз промоина не показалась такой страшной
Второй раз промоина не показалась такой страшной
В этой поездке я использовал бескамерные шины К-156-1 185/75 R16. Это лучшие крейсерские шины для Нивы, но к сожалению их сейчас не производят, а то бы я докупил 3 покрышки б/у
В этой поездке я использовал бескамерные шины К-156-1 185/75 R16. Это лучшие крейсерские шины для Нивы, но к сожалению их сейчас не производят, а то бы я докупил 3 покрышки б/у
Выбравшись из балки я возвращаюсь к спуску с чинка Устюрта и останавливаюсь на половине подъема. Вон туда я только что сгонял, потеряв на все про все 2 часа 50 минут
Выбравшись из балки я возвращаюсь к спуску с чинка Устюрта и останавливаюсь на половине подъема. Вон туда я только что сгонял, потеряв на все про все 2 часа 50 минут

К сожалению, как я ни старался, никаких признаков родника Ак-Булак мне разглядеть не удалось. Скорее всего он бьет где-то под промежуточной ступенью в том месте где на космосъемке видна растительность.

Подъем на чинк Устюрта. На часах 12.31 по пермскому времени
Подъем на чинк Устюрта. На часах 12.31 по пермскому времени

В этом месте сделаю справочное отступление от основной канвы повествования для тех кто пойдет моим путем.
Когда я отправлялся в путешествие, я себе слабо представлял ситуацию со спусками с чинка Устюрта. А между тем, это было немаловажно, т.к. я планировал с Устюрта уйти на Муйнак к кладбищу погибших кораблей, а не как все нормальные люди через Кунград выйти на Нукус. Как это правильно сделать я тогда плохо представлял и разбирался по ходу дела, зная по наслышке только об одном спуске в районе урочища Ак-Булак.
Все дело в том, что спуститься вниз с Устюрта не так то просто не только на машине, но и пешком. Уже в процессе я узнал о пяти имеющихся спусках на расстоянии примерно в 150 километрах узбекского взморья Арала (не считая разрушенных). Самый северный (1) ведет на базу снабжения полигона на острове Возрождения, но он тупиковый.
В 80 км южнее спуск (2) в районе не так давно появившегося юртового лагеря для туристов на берегу Аральского моря. Оттуда можно вдоль берега Арала выйти на Муйнак, но есть риск увязнуть навсегда в прибрежном иле в месте выхода грунтовых вод. Мне в одиночку очень не советовали ехать этим маршрутом.

Схема спусков с восточного чинка Устюрта
Схема спусков с восточного чинка Устюрта

Далее, с дискретностью примерно в 30 км идет два съезда с дорогами в сторону Муйнака. Причем туристы обычно пользуются спуском (3) у соленого родника Акбулак в 10 км от поселка Кубла-Устюрт, но это не совсем верно, т.к. оттуда по унылой дороге до Муйнака не менее 80 км через месторождение газа, а примерно в 38 км южнее со спуска (4) в урочище Аджи-Бай всего 60 км. Однако, там можно проскочить нужный свороток и уйти примерно на 100-120-километровый крюк или встрять в грязи в период распутицы (я прошел нормально дважды, хотя глубина колеи в апреле местами пугала, а в июле дорогу выровняли). Самый южный съезд (5) собственно в Судочьем, живописной дорогой понизу чинка соединяется с четвертым съездом. Там тоже, если не повезет можно встрять в месте выхода грунтовых вод под чинком, но я проехал на удивление легко.
Еще раз, - правильный съезд на Муйнак - номер 4, но это не означает, что нельзя пользоваться другими и зависит от того, какие задачи вы себе ставите. Что же касается моего маршрута на этом полигоне, то по факту мой путь пролегал от Жаслыка через точку 2 к точке 1, а потом на юг к точке 5, затем обратно к точке 4 и на Муйнак. Сейчас мы находимся в точке 3.

Практически сразу после подъема натыкаюсь на стадо коров из Кублы-Устюрта (бывший Комсомольск-на-Устюрте)

Коровы здесь редкость
Коровы здесь редкость

Едем дальше.

Чуть отъезжаю от спуска и останавливаюсь на краю обрыва чинка. Виды здесь безрадостные. На часах 13.09 по пермскому времени
Чуть отъезжаю от спуска и останавливаюсь на краю обрыва чинка. Виды здесь безрадостные. На часах 13.09 по пермскому времени
Уходящая через газовое месторождение дорога на Муйнак. На горизонте виднеется буровая вышка и мыс Урга. Мне туда
Уходящая через газовое месторождение дорога на Муйнак. На горизонте виднеется буровая вышка и мыс Урга. Мне туда
Двигаюсь дальше на юг вдоль края чинка. Вскоре на горизонте показались верблюды
Двигаюсь дальше на юг вдоль края чинка. Вскоре на горизонте показались верблюды

Сбросив газ подкрадываюсь поближе.

Попытаюсь словить этих унылых животных
Попытаюсь словить этих унылых животных

Действительно, вся фигура верблюда выражает крайнюю степень уныния среди среди и так безрадостных ландшафтов Устюрта. И это несмотря на праздник появления первой зелени.

Небольшое видео с верблюдами:

Еду как могу быстро, стараясь нагнать упущенное время и останавливаюсь лишь через 38 км от Ак-Булака у какой-то базы газовиков в урочище Аджи-бай, где останавливался на ночлег отряд русской армии во время Хивинского похода 1873 года. На часах 14:12 по пермскому времени. Беспардонно залетаю на их территорию и пытаюсь взять языка. Это мне удалось, мне нашли доброго русскоговорящего человека и я получил исчерпывающую информацию о том как проехать на Ургу понизу и как выскочить отсюда на Муйнак по короткой дороге через камыши. Больше мне ничего не рассказали интересного.

Старая база газовиков, справа за обрезом кадра что-то типа КНС, но я не снимал, чтоб не прикопались
Старая база газовиков, справа за обрезом кадра что-то типа КНС, но я не снимал, чтоб не прикопались
Пройденный в этой главе маршрут: Ак-Булак - Улькентумсык - Ак-Булак - Аджи-Бай, всего около 54 км
Пройденный в этой главе маршрут: Ак-Булак - Улькентумсык - Ак-Булак - Аджи-Бай, всего около 54 км

На этом пока все.
Предыдущий репортаж "Между урочищами Улькентумсык и Ак-Булак" был здесь:

Продолжение:

Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь:

Центральная Азия и Азербайджан 2019. Навигация

Подписывайтесь на мой канал "Неизвестный Туран", ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Спасибо!

И да, Дзен и Ютуб перестали платить за работу, поэтому, если вам понравился репортаж и вы с нетерпением ждете продолжения - смело вставайте на их место, жертвуйте на вкусный бензин Белке на поездки этим летом по Уралу. Жмите на донатную кнопку
здесь, в конце поста или вверху главной страницы канала. Если не хотите платить 10% Дзену, то перечисляйте прямо на карту Сбера: 2202 2053 7263 9515. Спасибо за поддержку!

Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...