Прошлый раз мы закончили осмотр 1 этажа Нового Эрмитажа (вместе с Большим Эрмитажем) на Советской лестнице, по которой можно подняться на второй этаж и пройти либо в анфиладу Большого Эрмитажа, либо свернуть в Малый Эрмитаж, в который мы конечно тоже заглянем!
Внимание! Все графические материалы использованные в моих публикациях, прошли многоуровневую обработку нейросетями и в таком качестве этих акварелей и фотографий больше нет ни у кого, так как я публикую их тут впервые!
Парадная лестница с ужасным освещением, которое видно на фото ниже, где по потолку с одной стороны всё синим холодным светом залито, с другой зелёным и жёлтым...поэтому, чтоб зафиксировать внимание на графике, я намеренно тут и вообще в своих публикациях делаю ЧБ фото!
Итак, мы поднялись по Парадной (Николаевской) лестнице на второй этаж!
Сразу за дверным порталом, мы попадаем в галерею историю древней живописи, которую я тоже очень много снимал. На акварели Эдуарда Гау, раньше она выглядела так:
Оформление, которое Лео фон Кленце создал как пролог к коллекции живописи в Императорском музее, призвано пробудить воспоминания об античном искусстве. На стенах размещены 80 полотен, изображающих сюжеты из древнегреческих мифов и литературных произведений. Художник Г. Хильтеншпергер создал их с помощью восковых красок на латунных досках, имитируя технику энкаустики, характерную для античности.
На сводах можно увидеть рельефные изображения знаменитых художников европейского искусства, включая автора проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее представлены работы выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757–1822) и его последователей.
Далее, если каких-то залов нет в моих публикациях - это значит, что я не нашёл акварелей, либо не снимал эти залы по разным причинам (было много посетителей и т.п.)!
Пройдём в Шатровый зал, в котором представлена голландская живопись 17 века.
Помещение получило своё наименование благодаря двускатной крыше, которая напоминает шатёр. Стропила крыши открыты, а их поверхность украшена кессонами в форме четырёхугольников. Кессоны также расписаны.
В этом зале представлены произведения голландской живописи XVII века. В основном это работы «малых голландцев» — художников, которые создавали небольшие картины для украшения камерных интерьеров.
Далее проходим в зал фламандской и голландской живописи.
Изначально это помещение в здании Нового Эрмитажа было отведено для занятий художников-копировальщиков. Его стены, не украшенные полотнами, были покрыты орнаментом, следы которого удалось обнаружить в ходе недавней реставрации. Во второй половине XIX столетия в этом зале были размещены произведения голландских и фламандских мастеров.
Далее проходим в следующее помещение - зал Рубенса.
В соответствии с замыслом Лео фон Кленце, в этом зале Нового Эрмитажа была организована выставка голландской и фламандской живописи. В настоящее время здесь можно увидеть произведения великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577–1640). Его коллекция включает 22 живописных полотна и 19 эскизов, которые охватывают все этапы творчества мастера. Рубенс — выдающийся портретист, виртуоз многофигурных композиций, мастер анималистических произведений, гений пейзажной и натюрмортной живописи.
Следующий зал посвящён художнику Ван Дейку. К моменту открытия Нового Эрмитажа в аванзале были размещены полотна русских живописцев XIX века. В оформлении интерьера использованы барельефные изображения русских художников, скульпторов и архитекторов.
В настоящее время в экспозиции можно увидеть работы Антониса Ван Дейка (1599–1641), знаменитого фламандского мастера. Коллекция его картин в Государственном Эрмитаже насчитывает 24 произведения.
Из этого зала тоже есть только панорама кессонированного потолка.
Далее следует зал Снейдерса или искусства Фландрии 17 века. В этом зале Императорского Нового Эрмитажа можно увидеть картины, написанные русскими художниками. Теперь здесь можно познакомиться с творчеством фламандских мастеров XVII века.
Среди десяти работ Якоба Йорданса, хранящихся в Государственном Эрмитаже, стоит выделить один из лучших вариантов картины «Праздник бобового короля», а также «Аллегорический семейный портрет» и «Портрет старика».
В этом же зале представлены произведения мастеров анималистического жанра и натюрморта: «лавки» Франса Снейдерса, «охоты» Пауля де Воса и натюрморты Яна Фейта.
Далее идёт Двенадцатиколонный зал, который часто используется для временных экспозиций и мне долго не удавалось его снять без людей или из центра зала сделать кадр потолка.
В этом зале Нового Эрмитажа была собрана обширная нумизматическая коллекция, что нашло отражение в его оформлении. Стены зала украшают рельефы с изображениями известных медальеров и сценами из античных сюжетов. Авторами рельефов являются Иосиф Герман, создавший их по моделям Д. И. Иенсена, К. А. Клейна и И. И. Реймерса.
Интерьер зала отличается изысканной цветовой гаммой, которая создаётся сочетанием серого цвета гранита и золотистого оттенка искусственного мрамора, а также белизны гипсовой скульптуры и множества золочёных деталей. Зал украшен вазами и торшерами, выполненными из цветного камня на Екатеринбургской гранильной фабрике в первой половине XIX века.
Следующий идёт Рыцарский зал.
Это один из самых больших залов императорского музея Новый Эрмитаж. Изначально он был задуман как выставочное пространство для монет.
В этом зале можно увидеть часть обширной коллекции оружия Эрмитажа, которая насчитывает около 15 тысяч экспонатов. Экспозиция западноевропейского оружия XV–XVII веков представляет широкий спектр предметов, связанных с рыцарством, охотой и турнирами. Здесь можно увидеть как холодное, так и огнестрельное оружие, а также доспехи и снаряжение. Среди экспонатов есть работы знаменитых мастеров, которые создавали оружие в лучших оружейных мастерских Европы.
Из Рыцарского зала мы попадаем в Малый Итальянский просвет.
В здании Нового Эрмитажа есть три больших помещения с верхним освещением, и одно из них — Малый Итальянский просвет.
Своды зала украшены роскошным лепным орнаментом с позолотой. В этом зале представлены картины XVI–XVII веков, которые являются частью коллекции итальянского искусства, одной из самых обширных в Эрмитаже.
Это я просто для себя делал панорамы ))
Из этого зала мы попадаем в Большой Итальянский просвет.
Это один из трёх больших парадных залов в Новом Эрмитаже, которые освещаются сверху. Именно благодаря этому они получили своё название — залы для крупных картин.
В этом зале представлена экспозиция итальянской живописи XVII–XVIII веков. Здесь можно увидеть работы таких известных художников, как Л. Джордано, Дж. Креспи, А. Канале, Ф. Гварди и Дж. Б. Тьеполо.
И дверной портал вам в ленту ))
Потолок зала украшен лепным орнаментом, в котором преобладают мотивы эпохи Возрождения. Как и в других залах Нового Эрмитажа, здесь можно увидеть мебель, созданную в XIX веке по рисункам Кленце и Монферрана. Зал также украшают изделия русских мастеров-камнерезов XIX века.
Следующий зал - Испанский просвет.
Это один из трёх просторных помещений Нового Эрмитажа, где представлены крупные полотна. Потолок и фриз украшены позолоченной лепниной, а ваза и торшеры, выполненные из коргонского порфира, декорированы позолоченной бронзой.
В этом зале можно увидеть произведения живописи Испании XVII–XVIII веков. Здесь представлены две картины великого испанского художника Диего Веласкеса — «Завтрак» и «Портрет Оливареса» (1638), а также работы таких известных мастеров XVII века, как Хосе Рибера, Франсиско де Сурбаран и Алонсо Кано. Также в экспозиции представлена обширная коллекция работ Бартоломе Эстебана Мурильо.
Из большого Итальянского просвета мы попадаем в несколько маленьких Итальянских кабинетов.
У всех этих кабинетов примерно одинаковые плафоны, как на примерах выше.
Или например кабинет Фламандской школы с акварели Гау, по планировке и оформлению потолка очень похожи с Испанским кабинетом.
А на месте, где был кабинет Фламандской школы с акварели выше, сделали кабинет Императрицы. Помещение, которое изначально использовалось как «Комната отдыха» императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, открывает череду небольших залов Нового Эрмитажа, предназначенных для демонстрации произведений живописи. Эти залы получили название «Кабинеты».
Позднее в стенах помещения были размещены фрески, созданные учениками Рафаэля. Они воспроизвели в увеличенном масштабе композиции, которые можно увидеть в ванной комнате кардинала Биббиены в Ватикане. Эти фрески были созданы Рафаэлем и его учениками в 1516 году.
В зале можно увидеть единственное произведение Микеланджело, находящееся в России. Это статуя «Скорчившийся мальчик», созданная в период с 1475 по 1564 год.
Из Малого Итальянского просвета так же есть выход на лоджии Рафаэля, которые я уже показывал в прошлых публикациях, когда речь шла о них.
В 1792 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги было построено специальное здание, которое стало частью комплекса Лоджий Рафаэля. Оно располагалось вдоль Зимнего канала.
В процессе строительства Нового Эрмитажа архитектор Лео фон Кленце сохранил Лоджии. Восточный фасад здания был включён в структуру нового здания.
Лоджии Рафаэля были восстановлены в прежних размерах, но при установке холстов с росписями их сдвинули на 10,5 метров к югу. Это было сделано, потому что Кленце спроектировал по обоим концам здания два небольших кабинета — Северный и Южный.
Северный кабинет занял часть бывших Лоджий. Отделка обоих кабинетов была выполнена по эскизам Лео фон Кленце. Орнаментальные росписи, выполненные темперой по штукатурке, перекликаются с гротескной живописью Лоджий Рафаэля, создавая гармоничное декоративное убранство залов.
В следующей части мы продолжим экскурс в прошлое и настоящее музее. Благодарю Вас за внимание к моему проекту и до скорых встреч!
Для желающих поддержать мой проект, в Дзен теперь появилась возможность делать донаты!
Попробую тестировать этот способ и буду указывать всех спонсоров в конце статей!
Как отправить донат?
1. Авторизуйтесь в Дзене с помощью VK ID или Яндекс ID.
2. Откройте понравившуюся публикацию или канал автора.
3. Найдите иконку Поддержать .
4. В открывшемся окне Выберите сумму пожертвования или введите Свою сумму и нажмите на кнопку Перевести.
5. Выберите способ оплаты:
6. Картой: введите данные карты
7. СБП
8. Подтвердите оплату.
Есть ли комиссия за донаты?
Дополнительных комиссий, помимо суммы пожертвования, с пользователя не взимается.