Найти в Дзене
Литературный попкорн

Холодящие кровь «Степфордские жёны» (1975) — социальная сатира, перерастающая в ужас

Фантастический триллер «Степфордские жёны» снят в 1975 году режиссёром Брайаном Форбсом по одноимённому роману Айры Левина, автора романа «Ребёнок Розмари». По сюжету Джоанна Эберхард с мужем и детьми переезжают из шумного Манхэттена в маленький городок Степфорд. Уже на первых минутах фильма посторонний шум города подчёркивает напряжённость, сокрытую внутри автомобиля с членами семьи. Джоанна не выглядит счастливой, покидая Манхэттен. Приближаясь к новому месту жительства, Эберхардов окутывает гостеприимная атмосфера участливости соседей, спешащих выразить радость прибытию новых жителей, и глаза Уолтера без стеснения прилипают к ухоженной «степфордской жене» с огромной миской съестного в руках. Распорядок в Степфорде строго регламентирован: мужья заняты заработком денег, а в свободное время посещают собрания «Общества мужчин»; жёны тем временем закупают продукты, занимаются уборкой, ухаживают за детьми и садом, а в оставшееся время готовят, готовят, все мысли и диалоги посвящая работе

Фантастический триллер «Степфордские жёны» снят в 1975 году режиссёром Брайаном Форбсом по одноимённому роману Айры Левина, автора романа «Ребёнок Розмари».

По сюжету Джоанна Эберхард с мужем и детьми переезжают из шумного Манхэттена в маленький городок Степфорд. Уже на первых минутах фильма посторонний шум города подчёркивает напряжённость, сокрытую внутри автомобиля с членами семьи. Джоанна не выглядит счастливой, покидая Манхэттен.

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

Приближаясь к новому месту жительства, Эберхардов окутывает гостеприимная атмосфера участливости соседей, спешащих выразить радость прибытию новых жителей, и глаза Уолтера без стеснения прилипают к ухоженной «степфордской жене» с огромной миской съестного в руках.

Распорядок в Степфорде строго регламентирован: мужья заняты заработком денег, а в свободное время посещают собрания «Общества мужчин»; жёны тем временем закупают продукты, занимаются уборкой, ухаживают за детьми и садом, а в оставшееся время готовят, готовят, все мысли и диалоги посвящая работе по дому. И ни слова о личных интересах, о собственных переживаниях.

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

Джоанна знакомится с одной из новоприбывших, бойкой Бобби Марков, такой же нон-конформисткой с интересами, выходящими за пределы кухни. Вместе они сближаются с Шармейн Уимперис, такой же новоприбывшей женщиной, отчаянно влюблённой в теннис и сомневающейся, что собственный муж когда-то её любил.

Женщины решают организовать женское общество, пригласив некоторых степфордских обитательниц, но вместо конструктивной беседы они получают комичные ответы хозяюшек (сцена покажется зрителю жутковатой).

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

Джоанна понимает, что с городом не всё в порядке, и надо убедить мужа уехать отсюда. Но Уолтер проникся очарованием здешней жизни, подружился с мужчинами из «Общества» и даже предложил Джоанне провести одно такое заседание в их доме.

В тот вечер один из гостей, оказавшийся известным художником, рисовал портрет Джоанны, изрядно её смутив. Она замечала недобрые взгляды и улавливала насмешки, некоторые мужчины недвусмысленно переглядывались. Но, что самое интересное, участники собрания несли околесицу и не обсудили ни одной стоящей идеи.

Если вы смотрели «Ребёнка Розмари», то сразу узнаете эту постепенно надвигающуюся атмосферу беды.

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

Стивен Кинг в книге «Пляска смерти» разбирает данную экранизацию, с восхищением подмечая, что данный фильм наиболее успешно попытался пройти по грани между ужасом и социальной сатирой. Действительно, в фильме есть сцены, вызывающие улыбку, а также заставляющие волосы на голове зашевелиться.

Джоанна — феминистка, жутко раздражающая местных мужчин: у неё отличная фигура, роскошные волосы, даже хобби имеется — она занимается фотографией. И бесконечное стояние у плиты не составляет предел мечтаний для молодой женщины.

Её удивляет: как женщины всё успевают? Почему не хотят обратить внимание на более интересные вещи? Почему всё так безупречно?

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

Кольцо ужаса вокруг Джоанны начинает сжиматься, когда они с Бобби замечают перемены в поведении Шармейн. Та с улыбкой наблюдает за тем, как бульдозер уничтожает её теннисный корт под пристальным контролем мужа. Шармейн мечтательно признаётся, что муж давно мечтал это сделать, а она только рада доставить ему удовольствие.

Джоанна совместно с Бобби решает разгадать загадку уютного городка с идеальными газонами: что не так с местными женщинами, откуда столько энтузиазма при выборе отбеливателя, а также почему Джоанне нельзя приближаться к дому основателя «Общества мужчин»?

кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс
кадр из фильма «Степфордские жёны» (1975), режиссёр Брайан Форбс

В 2004 году вышел ремейк с Николь Кидман в главной роли, где социальная сатира превращается в чёрную комедию, и на многие остросоциальные вопросы даются трагикомедийные ответы:

Читать далее: