Найти в Дзене
Кругозор журналиста

"Умру – вы вспомните газеты шорох..."

Это - последняя статья из цикла о жизни Ильи Эренбурга. Смотрите больше в подборке. Илья Эренбург исключителен и как писатель, и как корреспондент, но более всего – как человек. Виктор Шкловский писал о нем: “Природа щедро одарила Эренбурга — у него есть советский паспорт. Живет он с этим паспортом за границей. И тысячи виз”. Он – человек, который есть везде, у которого есть уши, ноги, глаза, потенциальный приют по всей Европе и иногда за ее пределами. Илья Эренбург остается вне времени, и в тексте воспоминаний “Люди. Годы. Жизнь” это видно особенно хорошо. Как человек он скончался 31 августа 1967 года, но как личность – продолжил жить в воспоминаниях современников. “Почему в “Люди. Годы. Жизнь” так много текста, о чем можно рассказывать на протяжении 7 книг?” – наверняка поинтересуется читатель. Ответ до смешного прост: о жизни. О той жизни, которой жил Эренбург, о том времени, на которое выпала его нелегкая доля. Особенно примечательно в его тексте то, насколько глубоко автор связыва

Это - последняя статья из цикла о жизни Ильи Эренбурга. Смотрите больше в подборке.

Илья Эренбург исключителен и как писатель, и как корреспондент, но более всего – как человек. Виктор Шкловский писал о нем: “Природа щедро одарила Эренбурга — у него есть советский паспорт. Живет он с этим паспортом за границей. И тысячи виз”. Он – человек, который есть везде, у которого есть уши, ноги, глаза, потенциальный приют по всей Европе и иногда за ее пределами. Илья Эренбург остается вне времени, и в тексте воспоминаний “Люди. Годы. Жизнь” это видно особенно хорошо. Как человек он скончался 31 августа 1967 года, но как личность – продолжил жить в воспоминаниях современников.

“Почему в “Люди. Годы. Жизнь” так много текста, о чем можно рассказывать на протяжении 7 книг?” – наверняка поинтересуется читатель. Ответ до смешного прост: о жизни. О той жизни, которой жил Эренбург, о том времени, на которое выпала его нелегкая доля. Особенно примечательно в его тексте то, насколько глубоко автор связывает себя и значимые для себя события с историческими. Это отнюдь не от того, что он увиливает от темы и не от того, что ему более не о чем писать. Илья Эренбург пишет исключительно о себе и своем опыте, а толщина и содержание его книг показывают широту его кругозора, открытость души, миллион жизненных выборов и ровно одну историю – как в узком, так и в широком смысле этого слова.

В одной из глав первой книги Эренбург благодарит людей, записывающих свои воспоминания: “...история изобилует ущельями, пропастями, а людям нужны хотя бы хрупкие мостики, связывающие одну эпоху с другой”. В стихотворении, датированном последним годом войны, он писал:

Умру – вы вспомните газеты шорох,
Ужасный год, который всем нам дорог.
А я хочу, чтоб голос мой замолкший
Напомнил вам не только гром у Волги…

Тогда, в 1945 году, Эренбургу казалось, что его военные труды затмят все остальные – прежние и будущие литературные работы. Ему этого очень не хотелось. Его ожидания, пусть и были обоснованы, но не оправдались – читатель наверняка согласится со мной, что Эренбургу эти “хрупкие мостики, связывающие одну эпоху с другой” дались чрезвычайно хорошо. Так же покорились ему и миллионы читателей по всему миру. Охотно покоримся и мы.

***

Спасибо, что прочитали этот материал! В процессе его написания использовались следующие источники:

  1. Писатель, пропагандист и отец оттепели // Дилетант
  2. Эренбург, Илья Григорьевич // Википедия – свободная энциклопедия
  3. Илья Эренбург // Литрес
  4. Быть Ильей Эренбургом: секреты успеха // Культура.рф
  5. Эренбург И.И., Фрезинский Б.Я. Люди. Годы. Жизнь - Воспоминания в трех томах. Том 1-3. М., 1990. EBook 2016

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте реакции и комментарии, для нас это очень ценно!