Найти в Дзене
ArtSreda

Искусство как Судьба - наследие Игоря Грабаря

Дорогие друзья! Сегодня поговорим о многогранной личности, известном русском и советском живописце, архитекторе, искусствоведе, академике – Игоре Эммануиловиче Грабаре.

Игорь Эииануилович Грабарь. Источник: фото из Интернета
Игорь Эииануилович Грабарь. Источник: фото из Интернета

Родом Игорь Грабарь из Будапешта, а в 1876 году семья Грабарей эмигрировала в Россию, и проживала какое-то время в Егорьевске Рязанской губернии. Игорь рос очень разносторонним юношей, но сколько себя помнил всегда рисовал по воображению и копировал портреты военных из журналов. В гимназии Егорьевска, где он учился, рисование преподавал местный художник, он и заинтересовал Игоря живописью. К слову сказать, до 23 лет Игорь Эммануилович жил под псевдонимом Храбров. Эту фамилию его отец взял при эмиграции в Россию, чтобы скрыться от преследования.

Начальное образование будущий художник получил в Московском Императорском лицее в память цесаревича Николая. После получил образование в Петербургском университете, учился сразу на двух факультетах - юридическом и историко-филологическом. Художественное же мастерство постигал в мастерской профессора П. П. Чистякова, классе И. Е. Репина в Академии художеств, а позже и вовсе перебрался в Мюнхен, где обучался в частной школе-студии Антона Ажбе. Вскоре он уже и сам там преподавал, возглавив одно из отделений школы, и продолжал изучать живопись, скульптуру и архитектуру.

Зима. 1908 г., материалы: картон, масло, размеры: 45,5 х 43,8 см. Источник: фото из Интернета.
Зима. 1908 г., материалы: картон, масло, размеры: 45,5 х 43,8 см. Источник: фото из Интернета.

Вернулся на Родину Игорь Грабарь в 1901 году. Познакомившись на одной из московских выставок с художником Николаем Мещериным, очень сдружились и Игорь Грабарь был приглашён в его гостеприимную усадьбу Дугино. Грабарь подолгу проживал в усадьбе друга и здесь написал свои лучшие работы. Среди них самая известная «Февральская лазурь», которую он написал за две с половиной недели на натуре и для её написания сделал в глубоком снегу траншею, где и разместился с мольбертом и красками.

Февральская лазурь. 1904 год, материалы: холст, масло, размеры полотна: 141 х 83 см. Источник: Государственная Третьяковская галерея.
Февральская лазурь. 1904 год, материалы: холст, масло, размеры полотна: 141 х 83 см. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

Пребывая в гостях у своего друга Н. Мещерина, Игорь Эммануилович познакомился с будущей женой Валентиной, племянницей художника. В семье появилось двое детей: Ольга и Мстислав. Казалось ни что не могло омрачить семейное счастье, но внезапно Валентина психически заболела и начала терять рассудок. Лечение в клинике не помогло, самочувствие не улучшилось. В итоге Валентина ушла из дома и исчезла, найти её так и не смогли. В этот не простой период жизни художника, на помощь пришла родная сестра Валентины Мария, которая помогала вести хозяйство, ухаживать за детьми, а впоследствии стала женой Игоря Грабаря.

Автопортрет с женой, 1923 г., материалы: холст, масло, размеры: 96,5 x 118,5 см. Источник: https://artkuznetsk.ru/collection
Автопортрет с женой, 1923 г., материалы: холст, масло, размеры: 96,5 x 118,5 см. Источник: https://artkuznetsk.ru/collection

Как известно талантливый человек, талантлив во всём. Талант Игоря Грабаря проявился и в архитектуре, и в науке, и в реставрационных работах. Он возвёл больницу-мемориал в память об умершем сыне Екатерины Захарьиной, вдовы знаменитого врача Григория Захарьина. По его проекту построили большую современную больницу с несколькими корпусами, домами для врачей и операционной. Потом переключился на науку, стал работать над созданием многотомной «Историей русского искусства». Было выпущено восемь томов, книги успешно публиковались, но работа над многотомником прервалась из-за Первой мировой войны.

Ночная сирень, материалы: картон, масло, размеры: 17,7 х 20,5 см. Источник: фото из Интернета
Ночная сирень, материалы: картон, масло, размеры: 17,7 х 20,5 см. Источник: фото из Интернета

Нельзя не упомянуть и об организаторских способностях художника. В 1913 году Грабарь возглавил Третьяковскую галерею. Под его руководством была устроена перевеска картин, расположили их в хронологической последовательности, в каждом зале были собраны работы одного художника. А для лучшего обзора картины В. Сурикова «Боярыня Морозова» даже был расширен дверной проем. Он составил и первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более четырех тысяч экспонатов.

Хризантемы. 1905 г., материалы: холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.
Хризантемы. 1905 г., материалы: холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

По инициативе Игоря Эммануиловича в Москве были открыты Центральные реставрационные мастерские, что позволило сохранить и отреставрировать многие произведения русской иконописи. Прежде всего он подходил к реставрационным работам с научной точки зрения, привлекал учёных — химиков, физиков и микробиологов. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

Бурная общественная жизнь художника не мешала ему развиваться в живописи. Писал прекрасные натюрморты, называя их «натюрмортной зарядкой», занимался и портретной живописью. Исполнил портреты известных людей: Сергея Прокофьева , Корнея Чуковского , Абрама Эфроса. Не оставил Грабарь и преподавательскую деятельность читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств в Московском государственном университете, позже руководил Институтом им. В.И. Сурикова.

Берёзовая аллея. 1940 г., материалы: холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.
Берёзовая аллея. 1940 г., материалы: холст, масло. Источник: Государственная Третьяковская галерея.

До конца своих дней художник продолжал творить, большую часть времени проводил на своей даче в Абрамцево, создавал яркие жизнерадостные пейзажи, продолжая с восхищением воспевать красоту родной природы. Ушёл из жизни Игорь Грабарь на 89 году, не дожив до своего девяностолетия, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Крупнейший русский импрессионист, автор множества классических произведений, истинный служитель искусству, Игорь Грабарь навсегда останется одной из ключевых фигур ХХ века в русском искусстве. Согласно сведениям, HammerPrice российскими аукционными домами было продано 7 произведений художника. Самая высокая цена в размере 9 млн рублей была предложена за работу "Снег на дороге" (на фото) на зимнем московском аукционе.

Снег на дороге, 1944 г., материалы: холст, масло, размеры: 40,6 х 61,7 см. Источник: https://moscow-auction.ru
Снег на дороге, 1944 г., материалы: холст, масло, размеры: 40,6 х 61,7 см. Источник: https://moscow-auction.ru

Посетите наш сайт, чтобы узнать больше об аукционных продажах работ Грабаря Игоря Эммануиловича.