Найти в Дзене
ЯМЗ

История ЯМЗ: от мастерских к крупнейшему авторемонтному заводу

1918 год. Шла гражданская война. Стране нужны были автомашины. Из Гомеля, Смоленска и Петрограда в Ярославль были эвакуированы военные авторемонтные мастерские. Мастерские приезжали вместе со станками, оборудованием и рабочими. Управляющие мастерских выбрали завод Лебедева как новое место для размещения. Они знакомились с предприятием, осматривали корпуса, оборудование, отмечали удовлетворительное состояние производственных мощностей: вагранки в литейной, металлорежущие станки в механической мастерской и станки в мастерских деревообработки. Несмотря на сложности в стране и в управляющем составе на предприятии (оно было под контролем нескольких ведомств), завод рос, строились корпуса, увеличивалось количество станков, росли производственные возможности. В июне 1918 вышел приказ о национализации крупных предприятий, в т.ч. общества Лебедева. Завод получил название «Ярославский государственный авторемонтный завод» (ЯГАРЗ). Завершилось слияние завода с автомастерскими, полным завод готовил

1918 год. Шла гражданская война. Стране нужны были автомашины.

Из Гомеля, Смоленска и Петрограда в Ярославль были эвакуированы военные авторемонтные мастерские. Мастерские приезжали вместе со станками, оборудованием и рабочими.

Управляющие мастерских выбрали завод Лебедева как новое место для размещения. Они знакомились с предприятием, осматривали корпуса, оборудование, отмечали удовлетворительное состояние производственных мощностей: вагранки в литейной, металлорежущие станки в механической мастерской и станки в мастерских деревообработки.

Несмотря на сложности в стране и в управляющем составе на предприятии (оно было под контролем нескольких ведомств), завод рос, строились корпуса, увеличивалось количество станков, росли производственные возможности.

Силовая станция завода
Силовая станция завода

В июне 1918 вышел приказ о национализации крупных предприятий, в т.ч. общества Лебедева. Завод получил название «Ярославский государственный авторемонтный завод» (ЯГАРЗ). Завершилось слияние завода с автомастерскими, полным завод готовился к пуску как крупное авторемонтное предприятие.

За время эвакуации автомастерских на завод прибыло около 1000 машин для ремонта, закалочная печь, 53 металлорежущих станка, 1000 пудов стали. В механической мастерской стало более 100 станков, в деревообделочной – 20, в литейной – вагранка и коксовый тигельный горн, в кузнечной – 2 молота свободной ковки, 3 пресса, 9 кузнечных и паяльных горнов, 2 калильных печи. Число станков по сравнению с оборудованием лебедевского завода удвоилось.

Одна за другой вступали в строй мастерские – механическая, литейная, рессорная, моторная, жестяницкая, слесарная, кузнечная. Настоящим праздником стал пуск вагранки – на заводе выплавили первый металл.

Механический цех
Механический цех

Многим запомнился день, когда вкатили в цех первую машину. Слесари снимали и разбирали узел за узлом. Мастер осматривал каждую деталь, прикидывал: ремонтировать придется или делать новую.

В механической мастерской обработка каждой детали превращалась в проблему. Контрольного инструмента не было, работали больше «на глаз». Однако опытные мастера решали одну задачей за другой и вот уже в августе 1918 из ремонта вышли 62 автомашины. Укреплялся рабочий коллектив. Росло и усложнялось производство.

Видя успехи предприятия, правительство направило на завод высококлассных инженеров, которые составили костяк заводоуправления, 200 квалифицированных рабочих и оборудование для достройки цехов.

Месяц за месяцем завод набирал темпы и в 1919 году стал крупнейшим авторемонтным предприятием. Завод получил название «Первый Государственный авторемонтный завод (1-й ГАРЗ).