Найти в Дзене

Прекрасная опера "Лючия ди Ламмермур" и белая лошадь

Что может быть прекраснее живого оркестра и поющих голосов? А живая БЕЛАЯ ЛОШАДЬ?! Все это есть в опере "Лючия ди Ламмермур" на сцене Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко» (МАМТ).

В фойе театра МАМТ.
В фойе театра МАМТ.

Давным-давно не была в этом театре. Такая приятная возможность появилась благодаря моей активной подруге, которая при случае и в Мариинский может умчаться. Билеты куплены, перед фактом поставлена.

-2

Начинается подготовительный этап - читаем, изучаем, делимся мнениями и сомнениями. Оказывается, холмы Ламмермур в Юго-Восточной Шотландии приобрели всемирную известность благодаря роману Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» и поставленной по его мотивам опере Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Премьера состоялась в неаполитанском Сан-Карло в 1835 г.

Советую сначала познакомиться с романом Вальтера Скотта, чтобы понять логику и мотивы поступков главных героев. Если начинать свои познания с либретто С. Каммарано к опере Г. Доницетти , то возникают некоторые вопросы: отчего, да почему накалились страсти?!

-3

События в романе повествуют о борьбе шотландских горцев за независимость от чужеземного влияния английского владычества и разворачиваются в Шотландии 1645 года. С той поры, как король Яков VI покинул Шотландию, чтобы принять более богатую и могущественную корону Англии, шотландская знать вела междоусобные войны с англичанами. В стране не было верховной власти. Если та или иная партия захватывала власть, то начиналось укрепление собственных интересов. Помочь приятелю, погубить врага, вместо правосудия - таков был их удел.

Иллюстация к роману В. Скотта "Ламмермурская невеста".
Иллюстация к роману В. Скотта "Ламмермурская невеста".

В романе основную роль в судьбе 17-летней Лючии Астон сыграли родители, особенно матушка. Леди Эштон прикладывала все усилия, чтобы увеличить влияние мужа на других и собственного влияния на мужа. Её манеры были изысканны и величественными. Все её поступки слишком явно говорили о целях превосходства своей семьи. Муж смотрел на нее с почтительным благоговением. Леди Эштон дорожила честью мужа, как своей собственной. Дочь должна слушаться родителей, не перечить, выгодно выйти замуж, упрочив репутацию семьи.

Так выглядели леди в XVII в.
Так выглядели леди в XVII в.

Но в опере вы не увидите родителей главной героини Лючии, там "главный герой-злодей" её старший брат - лорд Энрико Астон (Эштон). Его партию исполнял баритон Андрей Батуркин. Прекрасные актерские качества, сильный голос и подлинная ярость. В конце ему даже аплодисментов досталось меньше, потому что в глазах публики он был "истинным злодеем". Мне так показалось. Но именно он добавил подлинных чувств и красок всему спектаклю. Верю!

Лорд Энрико Астон - баритон Андрей Батуркин.
Лорд Энрико Астон - баритон Андрей Батуркин.

Его заклятый враг - потомок древнего шотландского рода Эдгардо Равенсвуд (Эдгар Рэвенсвуд). Положительный герой, страдающий от несправедливого разорения предприимчивыми Эштонами. Они стали новыми хозяевами его родового гнезда. "Жажда мести - один из худших пороков шотландцев" - резюмирует в романе Вальтер Скотт.

Эдгардо собирается мстить, но встречается с юной Лючией Астон и за это готов простить всё и примириться с врагами. Драматический тенор Чингиз Аюшеев в роли Эдгардо, может быть, не самый эффектный герой-любовник, но голос его звучал так сильно, так страстно и убедительно, что в итоге слушаешь только его, внимаешь каждому звуку.

Тенор Чингиз Аюшеев в роли Эдгардо.
Тенор Чингиз Аюшеев в роли Эдгардо.

Он способен удивлять до самого финала. И даже БЕЛАЯ ЛОШАДЬ, которая вместе с Эдгардо выходит в первом акте на сцену, не смогла окончательно привлечь к себе внимание, несмотря на то, что очень старательно вышагивала на дальнем плане, по- балетному выбрасывая копытца. Ей, конечно, достались заслуженные аплодисменты! Во втором акте она брела самостоятельно, в раздумьях постояла на сцене и ушла; ночное свидание было запоминающимся...

Последнее свидание.
Последнее свидание.

Главная героиня оперы Лючия Астон в исполнении сопрано Евгении Афанасьевой была поразительно трепетна и лирична. Настолько легко и "полётно" звучал её голос, напоминая тончайшее кружево, которое укутывало и оплетало всех вокруг. Невероятное мастерство и волшебство. Оркестр под управлением дирижера Евгения Колобова играл очень деликатно, не заглушая голос даже на самых тихих нотах пиано. Хор был великолепен.

Поклон Лючии - сопрано Евгения Афанасьева.
Поклон Лючии - сопрано Евгения Афанасьева.

Судьба героини романа складывается трагически: любовь к врагу Эдгардо Равенсвуду воспринимается родственниками, как невероятное зло. Их стараются опорочить и интригами заставить отказаться от клятвы верности, которую влюбленные дали друг другу. В то время нарушить клятву и без причины отказаться от своего слова было невозможно. Лючию обманом выдают замуж за нелюбимого, она теряет рассудок и убивает жениха. А Эдгардо не может жить без нее...

Лючия вырывается из оков свадебного платья.
Лючия вырывается из оков свадебного платья.

Опера не разочаровала. Подлинное мастерство, оригинальная режиссура, тематические костюмы, лучшие солисты, хор, оркестр и дирижер, внимательная публика. Все понравилось!

-11

Театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко» (МАМТ) отличается своей атмосферой, просторными фойе, переливающимися всеми цветами радуги люстрами, огромными буфетами, выставкой театральных художников.

В середине бельэтажа все прекрасно видно и очень хорошо слышно. Звук чистый, живой, достаточно громкий и ясный. Просто, чудо- какая акустика! Сразу объявляют и предупреждают - не доставать мобильные телефоны, не светить экранами во время представления, не фотографировать. За нарушение - устное замечание или с помощью лазерного луча. Это обеспечило спокойный и комфортный просмотр всем!

-13

Хотя, были некоторые желающие во время спектакля достать телефон, включить и почитать, например, сообщения. Но после неоднократных замечаний, успокаивались на два часа спектакля и слушали. Недавно в Кремлевском дворце на концерте была полная анархия - люди громко разговаривали, фотографировали, вели себя, как дома у телевизора...

В фойе. Выставка макетов театральных декораций.
В фойе. Выставка макетов театральных декораций.

Когда совпадают ожидания публики, мастерство исполнителей, исторические костюмы, не слишком радикальная режиссура, интересный художественный и музыкальный материал, тогда атмосфера таинства и магия театра случается на ваших глазах! Так было и на этот раз...